научная статья по теме ПИВО В ОБРЯДАХ И ОБЫЧАЯХ СЕВЕРНОРУССКИХ КРЕСТЬЯН В XIX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПИВО В ОБРЯДАХ И ОБЫЧАЯХ СЕВЕРНОРУССКИХ КРЕСТЬЯН В XIX В»

© ЭО, 2004 г., № 1

Т.Б. Андреева

ПИВО В ОБРЯДАХ И ОБЫЧАЯХ СЕВЕРНОРУССКИХ КРЕСТЬЯН В XIX В.

Пиво, приготовленное в домашних условиях, широко употреблялось на Руси с давних времен. О нем упоминалось в письменных источниках уже в XI в.1 В памятнике XVI в. "Домострое" определялось, что в доме любого небогатого горожанина должно быть заготовлено пиво на случай прихода гостей. Мартовское пиво (сваренное в марте) и мед должны быть обязательно припасены, если случится "праздник или именины, или свадьба, или родины, или крестины, или по родителех память"2.

В XIX в. в европейской части России пиво повсеместно варили на церковные праздники, отмечавшиеся всей деревенской общиной. Оно было обязательным угощением при обрядах жизненного цикла севернорусских крестьян и на различных мероприятиях - новосельях, проводах в рекруты.

В данной работе помимо собственных работ автора3 и многочисленных публикаций XIX и XX вв.4 использованы архивные материалы Русского Географического общества (РГО), созданного в 1845 г., и Этнографического бюро князя В.Н. Тени-шева (Тенишевского бюро), основанного в 1898 г. в Санкт-Петербурге (ныне они хранятся в Российском этнографическом музее5). И те, и другие представляют собой ответы корреспондентов - в основном из местной интеллигенции - на вопросы программ, разосланных по российским губерниям. Эти архивы содержат ценные сведения о традициях пивоварения и употреблении пива в различных обрядах и обычаях населения Архангельской, Вологодской и Новгородской губерний. Вносят некоторые дополнения и этнографические материалы Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК), хранящиеся в Государственном архиве Вологодской обл. (ГАВО).

Особенно много пива варили к свадьбе. Упоминания об этом встречаются во многих ответах корреспондентов Российского Географического общества из Шенкурского у. Архангельской губ. 1854 и 1886 гг., а также Тенишевского бюро из Тотем-ского у. Вологодской губ. в 1898 г. Пиво употреблялось на свадьбах и в Белозерском у. Новгородской губ.6

Традиционный свадебный обряд включал подготовку к свадьбе, свадебный пир и послесвадебный период. На Русском Севере в предсвадебный период совершались такие действия, как сватовство, смотрины невесты, рукобитье, сговор или пропой (пропивание), которые имели различные местные названия; нередко в этих действиях не соблюдалась очередность, они могли произвольно объединятся друг с другом. По сведениям Т.С. Макашиной, по ходу предсвадебных организационных и хозяйственных переговоров родственников жениха и невесты совершалось символическое закрепление их договоренностей, одним из способов которого были взаимные уго-

7

щения пивом и вином .

Корреспондент РГО Е. Кичигин сообщал, что в г. Тотьме Вологодской губ. жених с родителями, приехав на смотрины, угощал родню невесты. При этом он ставил на накрытый стол яндову8 сваренного родителями пива и "штоф вина" (водки). Скорее всего, согласие выпить привезенное женихом пиво означало и согласие невесты и ее родни на бракосочетание. После сватания или рукобитья в Шенкурском у. Архангельской губ., в г. Тотьме и в местности Кокшеньге Тотемского у. Вологодской губ. родители жениха и невесты начинали приготовления, созывали родню на свадьбу. Период подготовки к свадьбе мог длиться от одной-трех недель до месяца и более. Одним из наиболее важных дел этого этапа была варка пива. Водка в XIX в. еще не имела широкого распространения на Русском Севере. Например, в Каргополье даже у зажиточных крестьян на свадьбе могли подавать только по две-три рюмки водки9.

а б

Рис. 1. а - Ендова. Начало XIX в. Архангельская губ., Пинежский у., с. Кобелево. Дерево. Гос. Исторический музей. Инв. № 64212 / К-1012; б - скобкарь "утка" для подачи пива. XIX в. Вологодская губ., Ракуло-Кокшеньгская вол. Дерево. Там же. Инв. № 67591 / К-1539

Родители жениха и невесты сначала договаривались между собой, сколько необходимо ведер пива заготовить и сколько водки купить, и за несколько дней до свадьбы начинали сами варить пиво. Возможно, в некоторых случаях заказывали приготовление пива за деньги другому лицу. Пиво было нужно не только для свадебного пира, но и во время всего предсвадебного периода. Минимальное количество напитков только для просваток или пропивания невесты (до свадьбы) составляло примерно десять ушатов пива и одно ведро "вина" (водки), а у богатых женихов на просват-ках было до двадцати ушатов пива и до трех ведер вина. Корреспондент Е. Кичигин сообщал, что в г. Тотьме родители невесты могли условиться со сватом, какое количество ведер пива он выставит на просватках (пропиванье) невесты. К самой свадьбе, как заметила В.А. Липинская, варили очень много пива - до 200 ведер10. Такие большие объемы этого напитка было возможно приготовить только на пивоварне.

К свадебному пиву и в особенности к его качеству было особое отношение. Считалось, что если к свадьбе сварят вкусное, хорошее пиво, то жизнь молодых будет удачной и счастливой. Пиво, приготовленное на свадьбу, не давали до венчания пить посторонним людям из опасения, "чтобы не испортили жениха и невесту"11.

В течение предсвадебной недели в селениях по р. Кокшеньге Тотемского у. невеста должна была два раза в сопровождении подруг выходить на пивоварню или угор (вершину холма) и причитать. Для каждого из этих мест были разные причеты. В пивоварне невеста обращалась к отцу со словами: "Ты на що жо, мой тятушко, / Варишь пиво ты пьяное, / Да двоевару-ту хмельную12?/ Да раньше эк не водилосе, / Да некогда не лучилосе / Во это-то времечко /... Охти, мне да тошнёшенько! / Варит-то мой татюшка / Он не пиво-то пьяное, / Не двоевару-ту хмельную / А все роз-луку великую". Затем невеста брала ковш, зачерпывала воды и старалась залить костер в пивоварне. Иногда невеста подходила к судну (чану для варки пива) и толкала его, но присутствующие были уже наготове и удерживали ее. Подружки, причитая вслед за невестой, уходили вместе с ней домой: ".Видно, розлучит пиво пьяное, / Да и двоевара-та хмельная, / Меня молодёшеньку, / С батюшкой да и с матушкой / Да со

всей родней-то сердечною"13. Таким образом, невеста, по обычаю, делала вид, что не хочет выходить замуж, но начало варки пива после сватовства - важное обрядовое действо, обозначавшее, что вопрос о свадьбе решен окончательно. Невеста же мешала отцу варить пиво, которое, как видно из причетов невесты, считалось символом разлуки с родными и домом.

Последний день перед свадьбой имел различные названия: просватки, пропивание невесты, девичник. По сообщениям краеведов Е. Кичигина и В. Кичина, в г. То-тьме и в Васьяновской вол. Кадниковского у. Вологодской губ. накануне свадебного дня устраивали просватки или пропивание невесты. Жених должен был приготовить к этому дню условленное число ведер или ушатов пива (в зависимости от зажиточности его семьи). Родня невесты приезжала в дом жениха, хозяева встречали их на улице. Сват и жених начинали угощать гостей вином и пивом. Сват подавал каждому гостю, начиная с отца невесты, стакан вина, а жених стакан пива. При этом каждый гость, возвращая жениху стакан из-под пива под его дно подкладывал развернутое полотенце и говорил: "Вот тебе, Фока Ильич, Окулина Кузьминична приказала кланяться, и послала тобе свое рукоделье - утиральничёк". Это действие имело целью познакомить обе стороны, сблизить их.

Таким же порядком родня невесты принимала семью жениха, а жених знакомился со всеми своими будущими родственниками. Во время того и другого застолья посреди стола с яствами ставилась огромная яндова с пивом, из которой хозяин ежеминутно наливал в медные стаканы и подавал гостям по старшинству. Гости, принимая

стакан, привставали со своих мест. Общее "пировство" двух сторон не заканчиваем "14

лось до тех пор, пока все, назначенное по-рядь пиво и вино не придут к концу .

Предсвадебное застолье давало возможность попробовать пиво не только родственникам жениха и невесты. Жители деревни - "нахожие" люди (пришедшие со стороны), которым хотелось выпить побольше пива, опорожнив стакан, громко обращались к отцу невесты: "И не ошибся, дедюшка любезный, не ошибся! Що отдает: Окулину Кузминичну за нашего Фоку Ильича: парень-от ведь доб (добр. - ГА), да и больно доб!". В ответ благодарный жених кланялся соседям, а гость получал следующую порцию пива. В конце пропивания отец и мать невесты сообщали: "Жених посылает невесте кулебяку и бурак пива"15.

В районе реки Кокшеньга в Тотемском у. в последний день перед свадьбой невеста опять причитала, вспоминая, что отец уже сварил пиво и следовательно свадьба бесповоротна: ".наварил мне-ка батюшко / Много пива-то пьяново, / Да двоевары-то хмельные.". В этот же день невеста шла в сопровождении близких подруг в баню. Они брали с собой туйсок16 пива. После мытья невеста обливала пивом из туй-ска лицо, руки и грудь, так чтобы пиво сливалось обратно в него. Потом это пиво ставили в подполье. Затем к нему еще добавляли воду, хлеб и соль, этой смесью невеста, намылившись мылом, умывалась перед выходом к жениху на девичнике. В день свадьбы во время "вывода" невесты этим "пивом" угощали приборян (участников свадебного поезда жениха). Приборяне догадывались о том, что это за пиво и лишь делали вид, что пьют его, поднося к губам братыню17. Еще раз таким пивом встречали приборян на дворе в день хлибин, т.е. приезда на пиршество новобрачных с гостями к родителям молодой18. В селениях по Верхней, Средней Кокшеньге и Уф-тюге в Вологодской губ. знахарка после того, как невеста пропарится, вытирала платком с нее пот, капли пота вливали жениху в пиво, "подсахаривали" его. Все это делалось, чтобы "связать молодых нерасторжимой связью", т.е. пиво, смешанное с потом невесты, выполняло функцию объединения молодых. В Белозерском крае Новгородской губ. перед свадьбой отец, брат и подруги провожали невесту в баню с

19

пивом,вином и пирогами .

В Кокшеньге обычай требовал, чтобы невеста начинала причитать в самом начале девичника, обращалась к отцу: ".принеси ко мне, батюшко, / Много пива-то пьяново, / Да двоевары-то хмельные, / да не ведром, не братынечкой, / А целой бочкой дубов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком