научная статья по теме ПЛАНЕТЫ В МЕСОПОТАМСКИХ ИСТОЧНИКАХ III-II ТЫС. ДО Н. Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЛАНЕТЫ В МЕСОПОТАМСКИХ ИСТОЧНИКАХ III-II ТЫС. ДО Н. Э»

Из истории естествознания

From the History of Science

ПЛАНЕТЫ В МЕСОПОТАМСКИХ ИСТОЧНИКАХ III-II тыс. до н. э.

ГЕННАДИЙ ЕВСЕЕВИЧ КУРТИК *

В статье рассмотрены наблюдения Венеры как утренней и вечерней звезды в архаическом Уруке (конец IV тыс. до н. э.), символические обозначения Венеры в глиптике III тыс. до н. э., а также свидетельства о планетах в источниках первой половины II тыс. до н. э. Наиболее надежные данные о планетах относятся к Юпитеру, Венере и Марсу, хотя есть основания предполагать, что в старовавилонский период уже были известны все пять планет, наблюдаемых невооруженным глазом. Рассмотрены также наблюдения синодических явлений Венеры, производившиеся в старовавилонский период в эпоху правления царя Амми-цадуки, а также сведения о планетах в источниках второй половины II тыс. до н. э. - в текстах «астролябий» и астрологической серии «Энума Ану Энлиль».

Ключевые слова: астрономия Древней Месопотамии, планеты, Венера, наблюдения Венеры в старовавилонский период, Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий.

PLANETS IN MESOPOTAMIAN SOURCES OF THE THIRD AND SECOND MILLENNIA BC

GENNADII EVSEEVICH KURTIK °

Observations of Venus as the morning and the evening star were taken already in the archaic Uruk at the end of the fourth millennium BC. The paper further analyzes representations of Venus in glyptic sources of the third millennium and planetary records dating from the second millennium BC. There are indications that all five planets visible to naked eye were known, but the most reliable planetary records of the Old Babylonian Period refer to Venus, Mars, and Jupiter. Synodic events of Venus were observed during the king Ammisaduqa's reign. Additional planetary data can be found in the texts of the latter half of the second millennium BC - the "Astrolabes" and the astrological series Enuma Anu Enlil.

Keywords: Astronomy in ancient Mesopotamia, planets, observations of Venus during the Old Babylonian Period.

* Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. Россия, 117861, Москва, ул. Обручева, д. 30а, корп. В. E-mail: kurtik@bk.ru.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-03-00143. п S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences. Ul. Obrucheva, 30a, korp. B, Moscow, 117861, Russia. E-mail: kurtik@bk.ru.

Вопросы истории естествознания и техники. 2015. Т. 36. № 3. С. 455-473. Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, 2015, vol. 36, no. 3, pp. 455-473.

© Г. Е. Куртик © G. E. Kurtik

Открытие и изучение планет как особой категории светил - одно из наиболее выдающихся достижений звездной астрономии Древней Месопотамии. История этого открытия уходит своими корнями в III тыс. до н. э. Однако в текстах того времени сведения о планетах практически отсутствуют, а те, что имеются, не поддаются однозначной интерпретации.

Первые явные упоминания о планетах как особой категории звезд относятся к старовавилонскому периоду, точнее, ко времени царя Самсуилу-ны (XVIII в. до н. э.). Этим временем датируются самые ранние известные шумерские списки звезд, содержащие особое название для планет. В дальнейшем планеты играли исключительно важную роль в месопотамской астрономии и астрологии. Сведения об этом содержатся в многочисленных источниках, позволяющих достаточно подробно реконструировать связанные с ними представления.

В настоящей статье мы рассмотрим доступные нам письменные источники, содержащие сведения о планетах, - от самых ранних (конец Г^Ш тыс. до н. э.) до более поздних (II - начало I тыс. до н. э.). Рассмотрение будет вестись в хронологическом порядке.

Ранние свидетельства о наблюдениях планет (конец 1У-Ш тыс. до н. э.)

Самые ранние известные свидетельства о наблюдениях планет в Древней Месопотамии происходят из архаического Урука и датируются концом IV тыс. до н. э. Они связаны с Венерой. В административных текстах из Урука встречаются неоднократно сочетания трех или четырех знаков: и4 (EZEN) ЛК Ми§3 и БЮ (EZEN) ЛК Ми§3 \ где Ми§3 = ^апа - стандартное обозначение имени богини Инанны, EZEN - «праздник», и4 = «утро», БЮ = «вечер» 2; знак ЛК

1 Green, M. W. Animal Husbandry at Uruk in the Archaic Period // Journal of Near Eastern Studies. 1980. Vol. 39. No. 1. P. 8. Note 34; Szarzynska, K. Offerings for the Goddess Inana in Archaic Uruk // Revue d'assyriologie et d'archéologie orientale. 1993. T. 87. No. 1. P. 7-28; Green, M. W., Nissen, H. J. Zeichenliste der archaischen Texte aus Uruk. Berlin: Gebr. Mann Verlag, 1987. Nr. 451, 566.

2 О значениях u4 = «утро» и sig = «вечер» в текстах из Урука см.: Englund, R. K. Administrative Timekeeping in Ancient Mesopotamia // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1988. Vol. 31. P. 166-167.

может интерпретироваться по-разному 3. Предполагаемый перевод - «утренний (праздник) Инанны» и «вечерний (праздник) Инанны» соответственно 4. Поскольку богиня Инанна была связана позднее с планетой Венерой, почти все исследователи предполагают, что в этих текстах речь идет о наблюдениях Инанны как утренней и вечерней звезды, т. е. о наблюдениях Венеры.

В подтверждение приводится также описание цилиндрической печати, обнаруженной в Уруке (рис. 1) 5. На ней представлена компактная группа символов, которые трактуются как текст. Среди этих символов - знаки восхода и захода солнца (и4 и 8Ю), под ними - изображение звезды (ЛК), рядом -символ Инанны (Ми§3), правее внизу - символ, напоминающий знак EZEN, «праздник» 6. На печати мы видим также стоящего быка (ви4) и над ним три звезды в ряд (возможно, это знак МиЪ) 7.

Сочетание символа Инанны, знаков восхода и захода солнца и изображения звезды на указанной печати подтверждает предположение о том, что Инанна в архаическом Уруке наблюдалась как утренняя и вечерняя звезда. С двумя

3 Рассматриваются следующие три значения: 1) AN = dingir = d, детерминатив перед именем богини Инанны; 2) AN=an, «небо, небесный», и 3) AN = mul0, «звезда», подробнее см.: КуртикГ. Е. Венера как богиня Инанна I Иштар в шумерской астрономии II ВИЕТ. 2008. № 4. С. 39-41; Куртик Г. Е. Наблюдения Венеры в архаическом Уруке: проблема и исследование II Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2009. М.: Анонс Медиа, 2009. С. 286-289.

4 Сочетания этих знаков разными исследователями интерпретируются по-разному. Обзор основных вариантов перевода см.: Куртик. Наблюдения Венеры в архаическом Уруке... С. 286-287.

5 Фотографии оттиска печати см.: Nissen, H. J., Damerow, P., Englund, R. K. Frühe Schrift und Techniken der Wirtschaftsverwaltung im alten Vorderen Orient. Berlin: Max-Planck-Institut für Bildungsforschung, 1990. S. 45, Abb. 5al; Nissen, H., Damerow, P., Englund, R. Archaic Bookkeeping: Early Writing and Techniques of Economic Administration in the Ancient Near East. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1993. Р. 18. Fig. 18. Приведенная нами прорисовка печати взята из работы: Вайман А. А. Древнейшие письменные и изобразительные свидетельства об астрономических знаниях в Шумере и Эламе II Эрмитажные чтения памяти Б. Б. Пиотровского. Тезисы докладов I Ред. Л. К. Галанина, А. А. Иерусалимская, Ю. Ю. Пиотровский. СПб.: Государственный Эрмитаж, 1998. С. 16. Рис. 1.

6 Г. Ниссен следующим образом интерпретирует это изображение: «На уникальной печати из собрания Эрленмейера изображены, кроме стоящего быка [...] пять знаков, которые, несомненно, являются идеограммами. Вязанка тростника, символ богини Инанны из Урука (MUS3), соединяется со знаком EZEN ("праздник") и знаками, представляющими звезду, восходящую и заходящую звезду. Эти условные обозначения можно перевести как "Праздник вечерней I утренней Инанны (= Венера)"», см.: Nissen, Damerow, Englund. Archaic Bookkeeping. Р. 18. Данная интерпретация принята и некоторыми другими исследователями, см.: Brown, D. Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology. Groningen: STYX Publication, 2000. Р. 67; Cooley, J. L. Early Mesopotamian Astral Science and Divination in the Myth of Inana and Sukaletuda II Journal of Ancient Near Eastern Religions. 2008. Vol. 8. No. 1. P. 81. Note 18.

Транслитерация и перевод первых пяти знаков на рассматриваемой печати, согласно Вайма-ну, имеют следующий вид: ezen-ed0-nin2-an-sig-(nin2-an) [...] «Праздник восхождения Госпожи неба (Инанны-Венеры) (и) захождения (госпожи неба) (Инанны-Венеры)» (Вайман. Древнейшие письменные и изобразительные свидетельства. С. 13-14).

7 Два последних знака на печати Вайман транслитерирует как mul gud и переводит как «Созвездие Быка (Тельца)», там же. С. 13-14. Предложенная им интерпретация, однако, представляется нам ошибочной. Нет оснований предполагать, что месопотамское созвездие Быка (mulgu4) уже было известно в архаическом Уруке. См. в связи с этим: Куртик Г. Е. Ранняя история месопотамских созвездий (к проблеме происхождения созвездий) II Историко-астрономи-ческие исследования. 2002. Вып. 27. С. 281-282.

2 ВИЕТ, № 3

этими событиями были связаны особые праздники, сопровождавшиеся жертвоприношениями. Причем утренняя и вечерняя звезды трактовались уже в этот ранний период как одно светило.

Знак AN (восьмилучевая звезда) рядом с символом богини Инанны в про-тошумерских текстах 8, возможно, был введен для того, чтобы обозначить особую ситуацию в религиозных службах, а именно присутствие на небе вечерней или утренней звезды. Связь между Инанной и Венерой в этот период, очевидно, уже была установлена.

Как не покажется удивительным, однако, никаких письменных свидетельств о наблюдениях утренней и вечерней звезды в Месопотамии в III тыс. до н. э., помимо текстов из архаического Урука, не обнаружено 9. Они появляются вновь лишь на рубеже III-II тыс. до н. э. в шумерских религиозных и мифологических текстах. В них использовались выражения: u4-zal-la, «рассвет, утро» и формы, связанные со знаком usan, «вечер», при этом Инанна определялась как утренняя и вечерняя звезда, представляющая одно светило 10. Означает ли это, что такого рода наблюдения в III тыс. до н. э. вообще не производились? Нам кажется

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком