научная статья по теме Плотин о добре, зле, добродетели Философия

Текст научной статьи на тему «Плотин о добре, зле, добродетели»

Из истории общественно политической мысли

Плотин о добре, зле, добродетели

В.А.ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор Д.В. ЛОБОВ кандидат богословия

Родившаяся в душе добродетель показывает нам Бога. Без истинной добродетели слово «Бог» - пустой звук

Плотин

Выдающимся философом поздней античности, основателем неоплатонизма является Плотин (204/205-270 гг.). Он родился в римской провинции в г. Ликополе (Египет), обучался философии в Александрии. Его творчество пришлось на период упадка Римской империи, борьбы религиозных воззрений (главным образом язычества и утверждавшегося христианства), различных философских школ, среди которых получили распространение идеи Платона. Плотин стал наиболее ярким последователем его учения. В Риме им была образована философская школа, которую он возглавлял на протяжении 25 лет. Побуждая слушателей к самостоятельному творчеству, Плотин отмечал, что философия учит нас серьезности, уверенности в себе. Но надо, чтобы этой уверенности сопутствовали здравый смысл, благоразумие, способность самостоятельно отыскать прекрасное в мировом порядке и, прежде всего, в самом себе. Среди слушателей школы были врачи, юристы, сенаторы, а также император Галл иен. При его дружеской поддержке Плотин пытался осуществить мечту Платона: построить город, который назывался бы Платонополис. В нем граждане могли бы

жить по законам государственного устройства Платона. Но осуществить желаемое Плотину, как и Платону, не удалось.

Философская тематика лекций Плотина была весьма разнообразной: «Космогония», «О Едином, или о Благе», «О первом благе и о других благах», «О трех субстанциях», «О добродетелях», «О природе и источниках зла», «О бессмертии души», «О животном и о человеке», «О счастье», «О любви», «О красоте», «О вечности и времени», «О Диалектике», «О материи» и др. Центральными категориями, вокруг которых концентрировалось учение античного философа, были: благо, зло, добродетель. После смерти Плотина его ученик Порфирий распределил работы своего учителя на шесть тем. В каждой из них находилось по девять сочинений. Поэтому произведения Плотина получили название «Эннеады» («Девятки»). Для российских почитателей античной философии эти книги становятся доступными только в последние годы.

В концептуальной разработке неоплатонизма «Единое» выступает предельно широким понятием. Мир гармоничен и многообразен в проявлении различных видов бытия, отмечает Плотин. Но многообразие предполагает единство. Всё существует только благодаря присущему ему единству. Лишенные единства, любые образования перестали бы быть тем, чем они являются. Войско, например, уже не войско, когда в нем отсутствует единство. Категория «единое» в философской системе Плотина играет важную роль. Им не признается христианская идея божественного творения всего сущего из ничего. В его концепции генезисом целостности и гармонии мира выступает духовное начало -«Единое». Оно сверхчувственное, сверхразумное, сверхприродное. Судить о Нем можно лишь по тому, что создано Им. Единое отождествляется с Богом, высшим Благом (Добром). Следует заметить, что в философии понятие «Благо» (Добро) есть все то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В этике Благо (Добро) -

нормативно-оценочная категория морального сознания, отражающая нечто нравственно-положительное в противоположность злу.

Плотин, следуя платоновскому учению, конструирует свою философскую систему вокруг проблемы Блага. Причина тому, на наш взгляд, заключается в изначальной посылке: Благо и Единое - понятия синонимичные. Это значит, что Благо не является акциденцией, т. е. привходящим признаком не только для самого Единого, но и для всего сущего. Благо выходит за рамки этического значения и несет в себе онтологическое содержание, проявляясь на различных уровнях созданного Единым бытия. «Первое начало всегда только одно, и оно по существу своему есть Единое... Когда мы говорим о Первоедином, и когда мы говорим о Добре, мы должны признать идентичность их природы» (Плотин. Космогония. М., 1995, с. 33, 259).

Единое, или Благо - вечно, никем не создано и не подвержено изменениям. Оно самодостаточно, ничего не желает, покоится в себе самом. Это нечто, от чего зависит все, но которое ни от чего не зависит. Стало быть, оно должно оставаться неподвижным, и все должно обращаться к нему. Единое у Плотина сравнивается с Солнцем, от которого расходятся лучи. Солнечные лучи создают, питают светом и теплом различные, удаляющиеся от него уровни бытия. Единое-Благо -одновременно возлюбленное существо и любовь, наполненное нежности, благосклонности и мягкости. Оно существует не для Себя, но для других, всегда открыто тому, кто Его ищет и способен приобщиться к Нему (см.: Плотин. Шестая Эннеада. Трактаты У1-1Х. СПб., 2005, с. 156, 308).

Ум, или Божественный разум-уровень бытия, который непосредственно образуется от Единого и характеризуется как само себя мыслящее мышление, т.е. Ум мыслит сам себя посредством идей, категорий и одновременно творит их. Поэтому в отличие от неделимого Единого, Ум содержит в себе как свое внутреннее достояние

многообразие идей, форм, на основе которых формируются иные виды бытия. Энергия Ума производит образцы красоты, справедливости, добродетели и т.п. Ум внутренне противоречив. В нем есть раздвоение на противоположные тенденции. Одна из них обращена к Единому как к своей непосредственной причине, другая - к более низким по отношению к себе уровням бытия.

Мировая Душа так же, как и Ум порождается светом, исходящим от Единого и располагается после Ума. Душа содержит в себе противоречие. С одной стороны, она напрямую зависит от Ума, его воспринимает и им наполняется, а с другой - душа связана с природным миром, который она призвана сотворить. Мировая Душа выступает связующим звеном между сверхчувственным и земным мирами, оставаясь целостной, неделимой. Плотин возражает представителям атомизма, утверждавшим, что душа состоит из атомов. В этом случае, замечает он, сочетание частей не дает однородного целого, соединенного общим чувством и разумом. Душа также не может быть неким состоянием материальной сущности. Тогда бы в ней не было ни чувства, ни мысли, ни добродетели, ни чего-либо прекрасного. Такая душа не может ни чувствовать, ни воспринимать, ни помнить. Итак, делает вывод Плотин, душа едина и по своей природе божественная. Она любит Благо, потому что с самого начала оно побуждало ее к любви. В душе рождается любовь, которую ей сообщает Благо. Спонтанно обладая этой любовью, душа всегда пребывает в поисках Блага. Пока душа не испытала любви, ее не привлекает Ум, как бы прекрасен он не был. Ибо красота Ума как бы инертна, пока не освещена сиянием Блага. В любви душа превосходит Ум, но она не может выйти за пределы Блага, так как дальше Него ничего нет (см.: Плотин. Шестая Эннеада. Трактаты У1-1Х, с. 123-125).

Таким образом, из Единого все возникает и Единое проявляет себя через Ум и Душу. Несмотря на то, что Плотин не признает идею

созидания во Христе, в его философской системе образуется триада: Единое - Ум - Душа, что созвучно христианской троице: Единое в себе, Ум и Душа выступают различными ступенями самораскрытия этого Единого.

Природа - непосредственное творение Мировой Души, которая снизошла в эту громадную неодушевленную, инертную массу, придала ей жизнь бессмертную, превратила ее в мир, вечно движимый ее разумной силой. Она произвела божественные звезды и солнце, всю красоту необъятного неба, вселилась в различные виды растений и животных. Она же установила и поддерживает во всем закономерный порядок, сообщила миру смысл, ценность, красоту. Без души все было бы мертвой землей да водой, огнем и воздухом, или темной бездной. Не только все живое, но и неживое есть результат процесса эманации (от лат. emanare - течь, литься): благой свет, исходящий от Единого, убывает по мере отдаления от своего источника. Но этот процесс «истощения» блага обусловлен самой сущностью Единого, есть необходимый аспект Его бытия. Таким противоположным жизненным видом бытия и результатом полного исчерпания божественного света является материя, понимаемая Плотиным как вещество. Представить себе бытие, которое было бы совершенно лишено «причастности» Благу, невозможно. Благо не может породить не-благо. Этот всеобъемлющий принцип выражается в формуле: насколько нечто существует, настолько является благом. Божественное благо как первопричина всего сущего присутствует во всех видах бытия, независимо оттого, каким образом постигается это присутствие.

Итак, истечение (эманация), исходящее от Единого, порождает все духовное и материальное. Истечение света от Единого через Ум к Мировой Душе, к природному миру, к человеку, материи есть путь удаления от источника эманации, который ведет к нарастанию неустойчивости, понижению степени добра и усилению зла. Выстраивая

в своей философской системе подобный иерархический мировой порядок, Плотин говорит о наличии в мире различных уровней добра и зла. Зло - это отсутствие добра, или его меньшая степень. Зло не инородное явление для вселенского порядка. Оно так же, как и благо объективно, находится на разных уровнях бытия и возрастает по мере удаления от Единого. Все, созданное Единым, не только удаляется от своей первопричины, но также стремится соединиться с Ней, приобщиться к Благу. Эта устремленность особенно проявляется у человека.

Человек - важнейшее звено в системе идеального и материального бытия Плотина как единство телесного и духовного. Душа находится в теле, вдохнув в него жизнь. «Человек состоит из бессмертной души и смертного тела. Если тело, которое само по себе лишено единства, -часть нас, значит, мы не целиком бессмертны. Если же тело - орудие души, данное ей на время, то оно и должно быть временным. А душа и есть сам человек» (Плотин. Трактаты. 1-11. М., 2007, с. 65). До своего рождения мы были чистыми душами, частицами духовного мира, не отсеченными и не отделенными от него. Вселившись в человека, душа стала замкнутой в теле и не является точной копией Мировой Души. Несмотря на то, что Мировая Душа едина, из не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком