научная статья по теме ПЛУТАРХ ОБ УДАЧЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЛУТАРХ ОБ УДАЧЕ»



© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 3, с. 262-267

ПЛOYTAPXOY ПЕР1 TYXHS

ПЛУТАРХ ОБ УДАЧЕ

Вступительная статья В.К. Журавлева, перевод и комментарии В.К. Журавлева

под редакцией А.В. Белоусова

Представленный ниже трактат Плутарха - философско-риторическое произведение, посвященное роли и значению удачи в жизни человека и его делах. Удача (тихп) У античного автора рассматривается как сила случайных внешних обстоятельств - в противоположность таким присущим человеку качествам как разум (eüßouMa) и здравомыслие (фроуп^ц), выступающим в роли упорядочивающей и организующей силы, которая действует вне зависимости от обстоятельств. Используя многочисленные примеры из истории, мифологии и повседневной жизни, приводя остроумные обоснования, умело сталкивая между собой противоположные тезисы, Плутарх доказывает, что человеку в своих делах следует полагаться не на удачу или случай, но на разум и здравый смысл. Ко многим мыслям и идеям, выраженным в трактате «Об удаче», Плутарх обращается и в других своих произведениях.

Я. Гартман указывает, что сочинение «Об удаче» представляет собой речь, написанную в жанре диатрибы1. К. Циглер отмечает риторическую отточенность этого трактата Плутарха, указывая тем не менее на общую небрежность построения и отрывочность текста как целого, что придает работе преимущественно риторический характер2. Циглер полагает, что перед нами не законченное произведение, подготовленное к публикации, а сочинение, написанное Плутархом в юности во время обучения риторике3.

С. Свейн указывает на особенности употребления слова ти%п у греческого автора: в религиозных и философских трактатах «Моралий», согласно Свейну, строго различаются те события, которые совершаются согласно воле бога или богов (0eoi), и те, причиной которых является случай (т"6%п); в «Жизнеописаниях» словоупотребление Плутарха не столь строго4. Свейн отмечает, что из всех «Моралий» Тихп воспринимается как богиня только в сочинении «Об удаче римлян»5. Несмотря на то, что в трактате «Об удаче» слово ти%П употребляется в его отвлеченном значении, что, по Свейну, характерно для «Моралий» в целом, мы можем указать, что в п. 4 (Mor. 99 A-B) Плутарх сопоставляет Удачу с Афиной Эрганой, а в п. 5 (Mor. 99 D) он иронически замечает, что никто не молится Удаче для того, чтобы из куска кожи сами собой получились одежда и обувь. В обоих случаях под-

Журавлев Виктор Константинович - аспирант кафедры истории древнего мира истфака МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 Hartman 1916, 80-81.

2 Ziegler 1951, 724.

3 Ziegler 1951, 724.

4 Swain 1989a, 273.

5 Swain 1989b, 506.

разумевается олицетворенная богиня Тиха, и это замеченное нами исключение позволяет уточнить и дополнить выводы Свейна.

Нас не должно удивлять, что Плутарх - быть может, незаметно для себя, - подменяет одно значение слова тихп другим: строгость и последовательность мысли в этой работе уступают риторическому мастерству автора, и, как можно полагать, таков был изначальный замысел. Мы можем назвать это произведение более риторическим и морализаторским, нежели философским в самом серьезном смысле этого слова.

Перевод выполнен по изданию: Plutarchi Moralia. Vol. I. Recenserunt et emendaverunt W.R. Paton et I. Wegehaupt; Praefationem scr. M. Pohlenz; editionem correctiorem curavit H. Gärtner. Lpz: Teubner, 1974.

ПЛУТАРХ ОБ УДАЧЕ

97 C 1. Правит деяньями смертных удача, не разум (süßouMa)6.

Что же, не справедливость (öixaioown) правит деяньями смертных, не беспристрастие (Loöxn?), не благоразумие (оофростотп), не добропорядочность (кооцютп?)? Из-за удачи ли, благодаря ли ей Аристид стойко переносил бедность7, хотя мог стать владельцем большого богатства, а Сципион, захватив Карфаген, ничего не взял и даже не выбирал из добычи8? Из-за удачи ли и благодаря ли ей Филократ, получив D деньги от Филиппа, «стал тратить их на продажных женщин и рыбу»9, и Ласфен с Эвфикратом погубили Олинф10, «измеряя благополучие чревом и постыднейшими деяниями»11? Благодаря ли удаче Александр, сын Филиппа, и сам воздерживался от захваченных в плен женщин12, и наказывал насильников, а другой Александр, сын Приама, положившийся на злого духа и на удачу, возлег с женой своего гостеприим-ца, и, украв ее, наполнил войною и бедствиями оба материка? Ведь если всё это происходит из-за удачи, то что мешает нам полагать, будто именно благодаря ей хорьки, козлы и обезьяны предаются ненасытности, невоздержанности и глупым ужимкам? E 2. Но если существуют благоразумие (оюфростотп), справедливость (Stxaiocwn)

и мужество (ävöpela), то как можно утверждать, будто не существует здравомыслия (фр0Упоц), а если есть здравомыслие, то как может не быть и разума (eüßouXia)? Ведь благоразумие (оюфроошп) - это, как говорят, некоторая разновидность здравомыслия (фр0УП0Ц), [...] и справедливость (öixaioown) также нуждается в присутствии здравого смысла (фр0УП^ц). И правда, разум (eüßouMa) и здравомыслие (фр0УПОц), которые позволяют сохранить добродетели в удовольствиях, мы зовем самообладанием и воздержностью, в опасностях и тяготах - стойкостью и мужеством, в частных и гражданских делах - законностью и справедливостью13 (ewopaa Kai öixaiocwn). Следовательно, если мы разумные поступки припишем удаче, то тогда нам надо приписать ей также поступки справедливые и рассудительные, и, клянусь Зевсом, на ее

6 Слова трагика Херемона. См. TGF, 782, Chaeremon fr. 2. Эта же цитата в латинском переводе встречается у Цицерона: Vitam regit fortuna, non sapientia (Tusc. disp. V. 25). Здесь и далее переводы стихов выполнены В.К. Журавлевым, если не указан переводчик.

7 См. Plut. Aristid. 25.

8 Об этом Плутарх писал в Regum 76. 2 (Mor. 200 B); ср. Polyb. XVIII. 35.

9 Demosth. XIX. 229.

10 В 347 г. до н.э. начальники конницы Ласфен и Эвфикрат, подкупленные македонским царем Филиппом, предали ему Олинф: Demosth. VIII. 40; IX. 66; XIX. 265, 342; Plut. Regum 26.15 (Mor. 178 B).

11 Demosth. XVIII. 296. Выражение «измерять благополучие чревом» встречается также у Лукиана в «Похвале родине» (гл. 10).

12 Plut. Alex. 21.

13 Об этом же Плутарх пишет в De Stoic. rep. 7 (Mor. 1034 C-D) и De Virt. Mor. 2 (Mor. 441 A). Изначально изречение принадлежит Зенону Китионскому (SVF. 49, fr. 200).

98

же счет отнести воровство, кражу кошельков и распутство, и тогда, отказавшись от руководства рассуждениями (цебецеуог хюу о'ькеаду А.оушцюу), мы самих себя предадим удаче и станем как пыль и прах, носимые сильным ветром туда и сюда. Поэтому если разума (ейроиМа) не существует, то, таким образом, невозможно ни суждение о делах, ни изучение и поиск пользы, а Софокл нес вздор, говоря, что

.. .усердный всего

Добьется, беспечный - упустит14.

И в другом месте, разделяя виды деятельности:

Постижимое я познаю, достижимого я Добиваюсь; богов умолил о желанном15.

Ведь чего может достигнуть или что может познать человек, если все осуществляется благодаря удаче? Какое городское собрание не будет упразднено, какой царский совет не будет распущен, если все находится под властью удачи, которую мы порицаем за слепоту16, ибо сами бываем ослеплены ею? Что же нас ожидает, когда мы, вырвав у себя разум (ейроиМа), как будто собственные глаза, возьмем себе слепого руководиВ теля жизни?

3. Но, допустим, кто-нибудь из вас скажет: мы можем видеть благодаря удаче, а не зрению и не «глазам, несущим свет», как называет их Платон17, и можем слышать благодаря удаче, а не той силе, что способна воспринимать толчок воздуха, передаваемый через уши и мозг18. Тогда было бы справедливо, как кажется, не доверять С своим ощущениям! Но ведь зрение, слух, вкус, обоняние и прочие части тела с их способностью служить разуму (е^РоиМа) и здравому смыслу (фроупоц) даны нам природой, и

Ум зрит и ум слышит, а прочее глухо и слепо19,

и подобно тому, как, по словам Гераклита, «если бы не было солнца, то, несмотря на остальные звезды, мы жили бы в ночи»20, так и если бы у человека не было ни ума (уой^), ни разума (Хоуо^), то, несмотря на ощущения, он вел бы жизнь такую же, как и животные. Однако мы превосходим их и властвуем над ними не посредством удачи D или случая (ашоцатоу), но благодаря Прометею, то есть разумности (Хоуюцо^),

Как случка ослов и кобыл, так и семя быков Потомство дают, чтоб трудилось для нас21,

согласно Эсхилу. Ибо большинство неразумных тварей пользуются превосходством в природных качествах или удаче: они ведь вооружены рогами, зубами и жалами, и «даже у ежа», как говорит Эмпедокл22, Хребет ощетинился гривой колючей.

F

14 Soph. OR. 110.

15 TGF. 309. Soph. fr. 759.

16 Из Менандра: TU<pA,6v ys ка1 &6aTqv6v eaxiv ^ Тй%п. См.: Menandri quae supersunt 1959, 161, fr. 463 (417b).

17 Plat. Tim. 45 B.

18 Plat. Tim. 67 B.

19 DK Bd I. 200, Epicharm. fr. 12. Этот фрагмент также цитируется Плутархом в De fort. Alex. II. 3 (Mor. 336 B), De soil. anim. 3 (Mor. 961 A).

20 DK Bd I. 173, Herakleit. fr. 99. Несколько иная версия приводится в Plut. Aquane 7 (Mor. 957 A).

21 Из «Прометея освобожденного» Эсхила. См. TGF, 65, Aeschyl. fr. 194. Эти строки Плутарх снова цитирует в De soil. anim. 7 (Mor. 964 F).

22 DK Bd I. 341, Emped. fr. 83.

Они одеты в чешую и шерсть, обувкой им служат когтистые лапы и твердые копыта. Один лишь человек, по словам Платона23, оставлен природою «нагим и босым, без оружия и без крова».

Но всё облегчается даром одним24, Е даром разумности (Яоугоцо!;), радения (ЁшцеЯеш) и предусмотрительности (лроуош).

Силою слаб человек. Хитрым умом же своим Рыб, и животных, и птиц Он приручает себе25.

У коней самый легкий и стремительный бег, но они скачут для человека. Собака F воинственна и гневлива, однако она охраняет человека. Свирепый и тучный кабан -пища и яство человеку. Есть ли что-нибудь более огромное, чем слон? Более грозное видом? Но даже такое создание сделалось для человека забавою и праздничным зрелищем, оно учится плясать, кружиться и кланяться. Таковое представление небесполезно: ведь мы можем понять, каким образом возносит человека его рассудок (фроулоц), выше чего ставит его, и что он многим владеет и всё превосходит.

99 Мы ни в кулачном бою, ни в борьб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком