научная статья по теме “.ПО ГЛАГОЛУ ТВОЕМУ.” (БИБЛЕЙСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ЧУДЕСАХ “КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА”) Языкознание

Текст научной статьи на тему «“.ПО ГЛАГОЛУ ТВОЕМУ.” (БИБЛЕЙСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ЧУДЕСАХ “КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА”)»

"... По глаголу Твоему..."

Библейские реминисценции в чудесах "Киево-Печерского патерика"

© М. Е. БАШЛЫКОВА

"Киево-Печерский патерик" - один из прекраснейших памятников древнерусской литературы, предметом повествования которого стала жизнь основателей и первых насельников (жителей) Киево-Печер-ского монастыря, признанных православной церковью святыми.

Возникший в XII веке "Патерик" претерпел многочисленные изменения, которые нашли отражение в различных редакциях его текста. В данной работе мы рассмотрим текст "Киево-Печерского патерика" московского издания 1759 года.

Одним из постоянных элементов структуры житийного повествования в "Патерике" является изображение чудес, в рассказах о которых чувствуется сильное влияние текстов Священного Писания. Изображения чудесных ситуаций в большинстве своем строятся по библейскому образцу и соотносятся с ними путем использования скрытых цитат и сюжетных заимствований. Сами чудеса часто подвергаются толкованиям, снабжаются комментариями, направленными на уяснение их смысла. Этой цели могут служить прямые цитаты из Священ-

ного Писания и краткие речевые формулы, представляющие собой скрытые цитаты из Библии или же ведущие свое происхождение от библейского текста.

Получение монахом дара чудотворений в "Киево-Печерском патерике" трактуется как прославление инока Богом, являющееся наградой за его подвиги. В "Житии преподобного Антония" изображаются служение подвижника Богу своими подвигами и прославление преподобного Антония Богом, даровавшим ему способность совершать чудеса: "Преподобный отец наш Антоний (...) прославляше Бога зело в телеси своем и в души своей, преуспевая во всех добродетелех, телесных же и душевных, идый от силы в силу. Темже и Бог его прослави, яко просияти ему в земли Российской различными чудесы, наипаче дарованием исцеления и прорицания" (Киево-Печерский патерик. М., 1759. Курсив в цитатах наш. - МБ.). Образ прославления Бога подвижником является по происхождению сочетанием двух скрытых цитат из "Послания апостола Павла" и "Псалтыри": "Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия" (1 Кор. 6, 20); "Пойдут от силы в силу; явится Бог богов в Сионе" (Библия. М., 1756. Пс. 83, 8).

Важным элементом структуры описания чудесной ситуации является ожидание чуда, которое требует веры и терпения. В "Житии преподобного Алимпия" в этой функции выступает скрытая цитата из "Псалтыри: "Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препита-ет" (Пс. 54, 23) - в речи святого, обращенной к человеку, заказавшему икону, которую преподобный не успел завершить: ".чадо, не стужи, приходя ко мне, но возверзи на Господа печаль твою, и Той сотворит, якоже хощет: икона ти в свой праздник на своем месте станет". Та же скрытая цитата присутствует в речи преподобного Феодосия, обращенной к эконому монастыря, в описании чудесного обретения денег: ".брате, николиже отчаявайся, но в вере крепися, и всю печаль свою возверзи на Господа: ибо Той попечется о нас, якоже хо-щет".

Требование веры в описаниях чудес в "Киево-Печерском патерике" выступает как необходимое условие совершения чуда, что подчеркивает зависимость схемы описания чудесных ситуаций от евангельских образцов. Так, о пребывании Иисуса Христа в родном Назарете говорится: "И не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, изцели. И дивляшеся за неверствие их" (Мк. 6, 5-6). Отвечая на просьбу об исцелении мальчика, Иисус говорит его отцу: "Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему" (Мк. 9, 23).

Зависимость описания чудес в "Киево-Печерском патерике" от евангельских прослеживается в целом ряде случаев, например, в описании чуда о восполнении запасов меда, когда на трапезе в монастыре

присутствовал князь. Здесь рассказ о духовном предвидении преподобным Феодосием будущего чуда и о его совершении построен по образцу евангельского повествования о чудесном улове апостолом Петром: "И отвещав Симон, рече Ему, Наставниче, обнощь всю труждшеся, ниче-соже яхом: по глаголу же Твоему ввергу мрежу" (Лк, 5, 5). Эта связь подтверждается данной цитатой, скрытой в речи преподобного Феодосия: "Преподобный же Феодосий, поистинне исполнен сый Божия даяния, глагола ему: се иди по глаголу моему, во Имя Господа нашего Иисуса Христа обрящеши мед в сосуде том. Он же веровав, иде, и по сло-веси преподобнаго обрете делву право положену и полну сущу меда".

Влияние евангельского текста чувствуется и в описании чудесного претворения пепла в соль преподобным Прохором Лебедником во время голода. В качестве образца здесь выступает рассказ о чуде умножения хлебов: "Приимь же пять хлеб и обе рыбы, воззрев на небо, благослови их, и преломи, и даяше учеником предложити народу" (Лк. 9, 16); как и там, в "Патерике" присутствует упоминание молитвы и последующей раздачи всем хлеба "Блаженый же Прохор, видев скудость ту, собра в келлию свою множество пепела от всех келлий, и помолився Господу, нача раздавати всем соли требующим пепел той, из негоже всем бываше соль чиста, молитвами блаженнаго..."

По-видимому, именно к этому архетипу чудесной ситуации восходит и присутствующий здесь, а также во многих других чудесах о восполнении недостатка, мотив изобилия: "...Юже (соль) елико раздава-ше, толико паче умножашеся..." - "И ядоша и насытишася вси, и взяша избывшая им укрухи коша дванадесяте" (Лк. 9, 17).

Этот мотив восполнения "до избытка" присутствует в повествованиях "Патерика" о чудесном обретении вина для совершения литургии и деревянного масла для лампад. В описании чуда о восполнении недостатка муки в монастыре говорится, что инок, посланный преподобным Феодосием, увидел засек, который до этого был пуст, "полн сущ муки, яко и пресыпатися ей чрез верх на землю".

Внутренняя связь со Священным Писанием прослеживается также в описании вторичного исцеления преподобным Пименом Многоболезненным некоего инока, пренебрегшего уходом за Пименом, возложенным на него после первого исцеления: «блаженный же Пимен рече: "Еже аще сеет человек, то и пожнет (...) Обаче яко учимы есмы не воздаяти зла за зло, шедше, рцыте ему: зовет тя Пимен, востав, при-иди к нему (...)" Блаженный же увеща того довольно, сице глаголя: маловере, се здрав еси, ктому паки не согрешай». Скрытые цитаты из Евангелия отсылают нас к описаниям совершенных Иисусом Христом исцелений слепого и расслабленного: "И став Иисус рече его возгласи-ти. И возгласиша слепца, глаголюще ему: дерзай, востани, зовет тя" (Мк. 10, 49); "Потом же обрете его Иисус в церкви и рече ему: се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет" (Ин. 5, 14).

Возможны аналогии и с описаниями других чудесных ситуаций, в которых Иисус, обращаясь к Своим ученикам, укорял их в маловерии, например, в Евангелии от Матфея: 6, 30; 8, 26; 14, 31; 16, 8.

В повествовании о чудесном выздоровлении больных присутствует скрытая цитата из Евангелия "Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель и возмущаше воду. И иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, ящем же недугом одержим бываше" (Ин. 5, 4). Эти слова соотносят чудеса, творимые святым, с исцелениями, описанными в Новом Завете. Преподобный Антоний давал больным "зелие", которым питался сам: "егоже болящии вкусивше, абие здравы бываху, яцем же недугом одержимы бяше".

Важным элементом в описании чудес является указание на смирение подвижника, всегда старающегося скрыть совершенное чудо: "И глагола ему: блюди, никомуже ничесоже рцы, но шед покажися иере-еви и принеси за очищение твое, яже повеле Моисей, во свидетельство им" (Мк. 1, 44). Так, в "Житии преподобного Антония" в описаниях исцелений говорится, что он служил больным, "покрывая смиренномудрием дар исцеления в своей молитве". Этот мотив звучит и в повествовании о чудесном восполнении недостатка муки в монастыре, в словах преподобного Феодосия, обращенных к иноку, бывшему свидетелем этого чуда: ".Иди, чадо, и не яви никому же сего.".

Следующим элементом в схеме описания чудес в "Киево-Печер-ском патерике" является удостоверение в чуде. Например, после того как многие люди видели свет над Печерским монастырем и "множество иноков исходящих от ветхия церкви и грядущих на место но-выя...", монахи понимают, что это было действительно чудо, "понеже ни един от братии тамо бе". Признание этого видения чудесным дается в форме, зависимость которой от библейских текстов очевидна: "разумеша, яко поистинне ангелов сице исходящих и восходящих ви-деша" - "Аминь, аминь глаголю вам, яко отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящим и нисходящия над Сына Человеческого" (Ин. 1, 51); "И сон виде, и се лествица утверждена на земли, еяже глава досяжаше до небесе; и ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней" (Быт. 28, 12).

Изображается в "Патерике" и реакция на чудо со стороны всех участников ситуации. Здесь возможны удивление и прославление Бога и чудотворца, раскаяние и качественное изменение человека, ужас и священный трепет, приход в монастырь (если чудо совершилось не в монастыре) и рассказ о нем, увеличение почитания Печерского монастыря и святого. Со стороны самого подвижника-чудотворца мы встречаемся практически только с одним типом реакции - прославлением Бога и благодарностью Ему.

Наиболее частая реакция свидетелей чуда - это удивление и следующее за ним прославление Бога. Прообразы ее можно найти как в но-

возаветных, так и в ветхозаветных текстах: "И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими: и прославлял Бога Израилева" (Мф. 15, 30-31). Далее приведем несколько вариантов описаний в "Патерике" состояний свидетелей чуда: игумен Софроний "чудяся, славяше Бога"; ".и бысть сия шумных вещь удивительна зело: выше бо человеческия силы содеяся"; некий брат, "строитель церковный" "прослави Бога, чудяся проречению преподобнаго Феодосия.".

С другим типом реакции на чудо "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом" (Пс. 2, 11); "Страх и трепет прииде

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком