научная статья по теме ПО ПУШКИНСКОЙ МОСКВЕ. «НА БАЛЕ У КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА» (ТВЕРСКАЯ УЛ., 13) Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПО ПУШКИНСКОЙ МОСКВЕ. «НА БАЛЕ У КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА» (ТВЕРСКАЯ УЛ., 13)»

Исторические науки и археология Отечественная история

Васькин А.А.,1 член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов Москвы

ПО ПУШКИНСКОЙ МОСКВЕ.

«НА БАЛЕ У КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА» (ТВЕРСКАЯ УЛ., 13)

На Тверской улице когда-то было немало пушкинских адресов. Например, на месте громадного дома № 6 раньше стояли гостиницы «Север» и «Европа», где останавливался поэт. Бывал Пушкин и в доме Олсуфьевых у Антония Погорельского (теперь здесь дом № 15). Ну и, конечно, салон Зинаиды Волконской (нынче дом № 14), Английский клуб...

В том здании, о котором мы хотим рассказать, еще кое-что сохранилось от того времени, когда в «Тверской казенный дом» на балы и маскарады, устраивавшиеся генерал-губернатором Москвы князем Дмитрием Голицыным, приходил Александр Пушкин.

Первоначально, в XVII в. на этом месте, в северной его части, стояли палаты возглавлявшего Сибирский приказ окольничьего Б.Ф. Палибина. Окольничий не только ведал «окольными местами» (т.е. приграничными землями), но и принимал участие в переговорах с послами заграничными, которые в его хоромах останавливались на постой.

В 1728 г. владение перешло к камер-юнкеру Н.И. Волкову, а в 1745 г. - к князьям Долгоруковым, уже владевшим к тому времени южной частью участка.

В 1775 г. новым хозяином участка становится граф, генерал-фельдмаршал З.Г. Чернышев, которому в 1782 г. суждено было стать первым в истории московским главнокомандующим, или генерал-губернатором.

Генерал-губернатор был царь и Бог на Москве: ему подчинялись все службы города и губернии, полиция и даже воинские части. Полномочия его были несравнимо шире, чем у нынешнего московского градоначальника.

С началом своего генерал-губернаторства Захар Григорьевич Чернышев решает построить на Тверской улице новый дом: «Оное все строение построено и проектировано архитектором Матвеем Казаковым, кроме главного дома, который строен им же, а кем проектирован, неизвестно», - сообщает «Альбом партикулярных строений», включавший в себя лучшие образцы гражданской архитектуры Москвы начала XIX в. Строительство закончилось в 1784 г.

Новое, выстроенное из камней разобранной стены Белого города, здание напоминало в плане букву П и совсем не походило на нынешнее. Трехэтажный особняк, стоявший на высоком цоколе, выделялся среди близлежащих неказистых домов своими размерами, монументальностью и строгой простотой главного фасада. Фасад особняка был полностью лишен выступающего колонного портика и декоративных элементов, если не считать портала, которым был отмечен центральный въезд во двор.

1 Васькин Александр Анатольевич - историк Москвы, писатель, журналист, лауреат Горьковской литературной премии 2008 г. в номинации «По Руси» (краеведение). Автор книг «Спасти Пушкинскую площадь», «Я не люблю московской жизни», или Что осталось от пушкинской Москвы», «От Волхонки до Знаменки», «От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа», «Монастыри Москвы», «Московский университет на Моховой» и других, а также более ста публикаций, исследований, очерков на тему исторического прошлого российской столицы.

За особняком (его выкрасили в желтый цвет) находились многочисленные службы -«особливый домик с клюшничьей, молошней, скотной, птичником и коровником», а еще амбар, погреб, кучерская, прачечная, хлебная, квасная и, конечно, конюшня с каретным сараем (когда московская власть в начале XX в. пересела из карет в авто, конюшню переделали в гараж).

В 1785 г. первый генерал-губернатор Москвы Чернышев скончался. В этом же году казна за двести тысяч рублей выкупает особняк у его вдовы. Отныне дом навсегда будет принадлежать государству в качестве резиденции московской исполнительной власти.

Выбор был очевиден, ведь здание стояло на Тверской улице, что издавна была главной московской дорогой, царской - по ней в Москву въезжали на коронацию российские монархи, прибывали иноземные послы, входили торжественным строем войска, возвращавшиеся после эпохальных петровских побед.

При генерал-губернаторе А. А. Прозоровском в 1791 г. здание было перестроено и расширено за счет дворовой территории, став одним из самых больших в Москве. Чтобы главнокомандующий и его многочисленное семейство с челядью не озябли в холодную русскую зиму, в доме устроено было огромное количество печей: пятьдесят две русских, сто восемьдесят две «голландки», семнадцать духовых, а еще четыре камина и двенадцать очагов. А сколько дров требовалось, чтобы бесперебойно кормить всю эту прожорливую армию!

Хозяевами особняка были люди все сплошь достойные, оставившие свой след не только в истории Москвы, но и на ее карте. Например, тот же Захар Чернышев (нынешний Вознесенский переулок назывался раньше Большим Чернышевским), Яков Брюс (смотри Брюсов переулок), Петр Еропкин (Еропкинский переулок), Владимир Долгоруков (Долгоруковская улица)...

С генерал-губернатором Долгоруковым, занимавшим свой пост дольше всех, с 1865 по 1891 гг., случилась такая штука. Князь был до чрезвычайности компанейским человеком, имел немало знакомых в самых широких слоях московского населения, по этой причине губернаторский особняк стал свидетелем досадного недоразумения.

Однажды в дом явился английский лорд с претензиями на владение особняком. Он, оказывается, приобрел это здание за 100 тысяч рублей и в подтверждение сего факта показал соответствующий документ. Вскоре выяснилось, что дом ему продал известный в Москве аферист Шпейер, вхожий в круг знакомых Долгорукова. Именно с согласия Долгорукова Шпейер и привел в его резиденцию англичанина, якобы на экскурсию, но, как выяснилось, авантюрист преследовал при этом совсем другие цели. Получился прямо-таки международный скандал. Шпейера, конечно, разоблачили, но неприятный осадок все же остался.

Однако, при Долгорукове в Москве было совершено и немало полезного - началось освещение городских улиц газовыми фонарями, запустили конно-железную дорогу, открыли памятник Пушкину и многое другое. Князь активно осуществлял управленческие реформы. В 1872 г. в результате общероссийской городской реформы Московская дума стала полным хозяином городского имущества. О хороших отношениях генерал-губернатора с Городской думой говорит то, что в 1875 г. по ее просьбе Долгорукову присвоили звание почетного гражданина первопрестольной.

Свою оригинальную страницу в историю Москвы вписал в 1812-1814 гг. генерал от инфантерии граф Федор Васильевич Ростопчин. Из-под его ироничного пера вышли такие произведения, как «Правда о московских пожарах», «Ох, французы», «Мои записки, написанные в десять минут, или Я сам без прикрас».

Летом 1812 г. граф Ростопчин почти ежедневно писал «Дружеские послания главнокомандующего в Москве к жителям ее», которые в виде афиш разносились по домам горожан, страшившихся наполеоновского нашествия. Это наиболее известная сторона его деятельности, кроме того, Ростопчин, занимался обеспечением населения и войск продовольствием, поддержанием порядка и эвакуацией культурных ценностей, высших государственных уч-

реждений и архивов. Оставлял Москву ее главнокомандующий в числе последних, а вернулся одним из первых. И сразу попытался начать восстановление города...

Кстати, дом на Тверской сильно пострадал во время пожара 1812 г. Словно сорвавшиеся с цепи, французы выломали рамы и двери, употребив их на розжиг печей в доме, коих, как мы помним, было в избытке. Богатые некогда интерьеры «Тверского казенного дома» утонули в сугробах, под высокими сводами Белого зала поселились птицы.

Восстанавливалось здание по проекту архитектора В. Мирошевского. Его проект предусматривал изменение первоначальной безордерной композиции фасада и обработку центрального входа шестипилястровым портиком коринфского ордера. Увенчанный фронтоном портик объединял два верхних этажа. Оконные проемы были заключены в плоские ниши с полукруглыми завершениями (в таком виде фасад сохранился до реконструкции здания в 1945 г.).

Резиденция меняла свое внутреннее убранство почти при каждом новом генерал-губернаторе, перестраивались комнаты и залы, сооружались кабинеты и портретные галереи с изображениями самих хозяев дома. Но основой любого последующего изменения интерьера служил всегда проект М. Ф. Казакова, одного из самых выдающихся зодчих своего времени. Именно Казаков создал галерею залов, восстановить которую много лет спустя пытались его последователи.

Как мог выглядеть дом генерал-губернатора, когда в него приходил Александр Пушкин? Начинался дом с лестницы - гости поднимались по монументальной трехмаршевой лестнице, по бокам которой тянулись вверх изящные медные балясины. Затем дорога вела в парадный Белый зал, отделанный мрамором и украшенный фигурными барельефами.

Портик зала со спаренными колоннами поддерживал балкон, где во время приемов и балов размещались музыканты. На противоположной стене колонному портику отвечал портик с пилястрами. Отличался зал и большим зеркалом, увеличивающим в глазах гостей размеры помещения. Радовал глаз и наборный паркет с инкрустациями из темного дуба. Особую торжественность приобретал зал в вечерние часы, когда зажигались все пять бронзовых люстр.

К Белому залу примыкал Голубой зал, также отделанный мрамором. Продолжением галереи залов служил Красный зал. Насыщенный цветом, лепкой и живописной декорацией, он сильно контрастировал со строгим сдержанным оформлением Белого и Голубого залов. Цветовая гамма зала выстраивалась на сочетании красного, белого тонов и позолоты.

Простенки между окнами на всю высоту зала были заполнены зеркалами в белых рамах, декорированных позолоченной лепниной. Зеркалами архитектор оформил также две угловые печи и беломраморный камин.

Эти основные элементы внутреннего оформления особняка во многом удалось восстановить архитекторам прошлого и нынешнего веков. Если же говорить о внешнем виде здания, то сегодня он не соответствует проекту Казакова. Слишком много перестроек пережил особняк, и лишь отдаленно напоминает он тот образ, который известен нам по картинам.

Нас особо интересует та пора в истории особняка на Тверской, когда хозяином здесь был князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771-1844), «барич, вельможа, преблаг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком