научная статья по теме ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ О ВАМПИРАХ? ГИПОТЕЗА БИБЛИОТЕЧНОГО ПСИХОЛОГА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ О ВАМПИРАХ? ГИПОТЕЗА БИБЛИОТЕЧНОГО ПСИХОЛОГА»

ОКСАНА КАБАЧЕК

>

$ '»/ ■

Почему они так любят читать о вампирах?

Гипотеза библиотечного психолога

ИЗВЕСТНО, что с 1990-х гг. постепенно утрачивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения: меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения1: «Подростки постепенно перестают ориентироваться на вкусы и предпочтения старшего поколения и предпочитают обмениваться информацией о книгах со своими ровесниками, друзьями, реально или через Интернет»2.

Чаще всего на место приключенческих романов уходящей «золотой полки» приходят такие жанры, как фэнтези и мистика/ужасы. Однако читаются, главным образом, современные авторы: в круг чтения подростков практически не попали авторы лучшей западной фантастики последних десятилетий. В чтении некоторых подростков присутствуют модные книги — различные «вампирские» саги, разные серии фэнте-зи3 Усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране — триллерам, фэнтези, ужастикам, кинороманам4.

Какова же, перефразируя Л. С. Выготского, «глобальная ситуация развития» подростков? Многие факты свидетельствуют о том, что мы являемся свидетелями и участниками цивилизацион-ного поворота, влияющего на характеристики человеческого сознания5. Учёные обнаружили, что в «последние 15-20 лет произошёл своеобразный эволюционный скачок, и мозг новых детей стал более совершенным и работает принципиально по-новому. Но он стал созревать более медленно. Поэтому новые дети не выдерживают стандартные школьные

нагрузки и требования»". Учителя начальных классов видят перемены: в каждом классе несколько леворуких, от двух-трёх до семи-восьми гиперактивных детей7. Дети, страдающие СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), не способны долго сосредотачиваться на одном занятии, при малейшей сложности переключаясь на другое дело. Но «новых» детей, наоборот, невозможно оторвать от интересующего их занятия, трудности их не пугают, а наоборот, активизируют, разжигая азарт, они делают потрясающие успехи, продвигаясь к цели с неимоверной скоростью. То есть они усидчивы до того момента, пока не удовлетворят своё любопытство8. Именно в школе происходит столкновение арьергарда и авангарда эволюционирующего мышления9.

Особенности нового поколения в целом: возросшая способность к многозадачности: дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по Сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст10. Перескакивание с одного предмета на другой и обратно, часто по несколько раз, типичное для современного поколения, получило название «мышление кузнечика»11.

Особенности так называемых детей-индиго*: амбидекстрия и амбицереб-

* Приводимые в ниже данные о так называемых детях-индиго — есть, главным образом, результаты объективных, с использованием современной сложнейшей аппаратуры, исследований учёных — медиков и психологов12.

Должны ли рекомендации взрослых — библиотекарей, педагогов, родителей учитывать нынешние реалии или просто повторять «золотую полку» прежних десятилетий? Иными словами, должны ли в списках быть отражены книги, популярные среди подростков, но категорически отторгаемые старшими поколениями?

Оксана Леонидовна Кабачек, кандидат психологических наук, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики Российской государственной детской библиотеки

#04 [214] *2014 Д ДО Щ

ральность**14: оба полушария головного мозга развиты у таких детей одинаково, что открывает перед ними большие возможности15. «...Если в младших классах амбидекстрия огромный недостаток, то в старших — это огромное преимущество. Оба полушария начинают эффективно перерабатывать информацию. Учиться становится слишком легко. Конечно, если к этому времени у тинэйджера не сформировалось стойкое отвращение к учёбе»16.

Из-за незрелости межполушарных взаимоотношений, переключение пра-во-левополушарных операционных систем происходит спонтанно; в 100% случаев у детей с СДВ/СДВГ обнаружен дефект восприятия пространства в виде «окна». Там действуют другие законы восприятия — в виде обратной перспек-

тивы (как на древнерусских иконах). Мозг ребёнка с СДВ/СДВГ в этом «окне» видит пространство как в зеркале, где право и лево поменялись местами; поэтому ребёнок пишет букву или слог наоборот. У таких дошкольников почти в 60% случаев диагностирована дислексия, дисграфия, дискалькулия (перестановка слогов при чтении, как в зеркале написанные буквы и цифры при письме, нарушения счёта)17.

А теперь вернёмся к подростковому чтению. Почему именно к вампирам (помимо героев антиутопий) обращено такое внимание нынешних юных? «Многочисленные, по большей части, гламурные и романтические образы вампиров (или не совсем вампиров, а существ, для людей не опасных) сегодня уже не кажутся современным подрост-

^22^-

^^^ий Библиотечное Д Л О

кам, девушкам и юношам жуткими и страшными, каким казался когда-то персонаж Брэма Стокера граф Драку-ла. Этих книг издаётся всё больше, и всё больше подростков становятся их читателями»1". Даже «в чтении современных девочек-подростков довольно много книг разной "магической" приключенческой тематики, однако, в отличие от чтения мальчиков, эти книги ещё в меньшей степени соприкасаются с реальными проблемами современного мира»19.

Отчего же даже литературно развитые и умные подростки тянутся к современной, часто низкопробной литературе? Почему им мало старой доброй классики? Почему они такие «эскаписты», прячущиеся от жизни в фэнтези? — без ответа на эти вопросы мы не сможем двигаться дальше в исследовании подросткового чтения (и в рекомендательной библиографии).

Подростковый возраст — это «время поиска подростком идеалов, своего героя. <...> Сегодня роль литературы как средства социализации во многом утрачена. Во многом это относится к литературной классике»20, — пишет социолог. На взгляд психолога происходящее объяснимо.

Так, 97% опрошенных (2034 человека в возрасте от 14 до 56 лет) считают, что вампиры абсолютно реальны21. (Есть, например, версия, что это жертвы генной мутации, «своеобразная "новая раса"»22.) В фокусе внимания читателей и зрителей находятся и «энергетические вампиры». Они, потенциальные реципиенты, «всегда имеют ауру цвета инди-го»23. Основной недостаток так называемых «детей-индиго» — неустойчивая психика24. Возможно, энергетический вампиризм есть следствие того, что «незрелость головного мозга и информационные перегрузки приводят к крайнему истощению нервной системы»»25, а она нуждается в восстановлении, проще говоря, в «подпитке», которую они осуществляют самым примитивным (и социально неприемлемым) образом?

Конечно, увлечение юных книгами, фильмами и компьютерными играми о вампирах — это психотерапевтическая реакция на современные страшилки, коими потчуют общественность и журналисты, и учёные (конец света или какая-нибудь катастрофа Земли — эколо-

гическая, энергетическая и пр.; вымирание или ужасная трансмутация вида Homo sapiens из-за электронного смога и генно-модифицированных продуктов...). Успехи современной техники, генетики, биотехнологии и медицины также создают впечатление, что трансформация человека — реальность сегодняшнего дня, а не далекого будущего. Литература и кино «отыгрывают» эти страхи (или ожидания), профанируя, и тем самым снижая их.

Но не только в этом причина интереса к страшным созданиям: современные популярные книги, фильмы и игры о вампирах, как и всегда, отражают текущие тревоги и надежды, проблемы и мечты самого входящего в жизнь поколения. Сейчас это книги и медийная продукция об особых людях, живущих среди нас, — о «новой расе». Её особенностях, проблемах, метаниях и попытках вписаться в окружающую действительность (что является вечной подростковой темой!). Или о поведении обычного человека в необычных, например, катастрофических, обстоятельствах, в изменившейся реальности (жанр антиутопии).

Антиутопия может органично сочетаться с темой вампиризма***. Анализ популярной компьютерной игры «Вампир: Реквием», проведённый нами, позволяет, как на модели, увидеть сугубо подростковые мотивы, лежащие в её основе. Философия вампиризма зиждется на:

• преклонении перед своей специфической субкультурой (точно так же, как подростки дорожат своей субкультурой, отличной от культуры взрослого общества);

• изгойстве, ощущении одиночества и непонятности своей персоны остальному, то есть обычному, человечеству; а также иногда и одиночества среди себе подобных, то есть вампиров (что является вечным подростковым мотивом);

** Учёные психологического института РАО (Москва) вынуждены были ввести новый термин «амбицеребральность», то есть «двойной мозг». Появились дети, мозг которых может работать параллельно и одномоментно: например, они легко двумя руками пишут два разных текста13.

*** «Vampire: The Requiem (Вампир: Реквием) — ролевая игра, разработанная компанией "White Wolf'.' .. .На данный момент по сеттингу вышло более 40 книг»26.

#04[214] *2014

• жёсткой социальной иерархии, подобной организации ранних средневековых обществ или подростковых банд, включающих как непременные атрибуты борьбу за влияние, интриги и пр., а также скуку — как антитезу творчеству;

• вытеснении (или мечты о об этом) старших по возрасту лидеров юными в беспощадной борьбы за власть, но при этом слабости новой генерации (так, «человек-вампир», как представитель одной из разновидностей вампиров, имеет ослабленную волю, страхи и нравственные страдания (сомнения); а слабость воли издавна приписывалась именно подросткам, пока психолог Л. С. Выготский не открыл, что для подросткового возраста характерна не слабость воли, а слабость целей27). Интерес подростков к сагам о вампирах

подогревается использованием модных среди этой возрастной группы «готских» мотивов (темы смерти) и шире — ряда средневековых атрибутов и архетипов.

Взрослым часто кажется, что мир не так-то уж изменился, и вечные ценности всегда востребов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком