научная статья по теме ПОЧИТАНИЕ КУЛЬТОВЫХ МЕСТ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ БАРГУЗИНСКОЙ ДОЛИНЫ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЧИТАНИЕ КУЛЬТОВЫХ МЕСТ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ БАРГУЗИНСКОЙ ДОЛИНЫ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

© ЭО, 2004 г., № 6

Б. Ц. Гомбоев

ПОЧИТАНИЕ КУЛЬТОВЫХ МЕСТ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ БАРГУЗИНСКОЙ ДОЛИНЫ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ*

Изучение религиозных верований современного населения в Байкальском регионе имеет существенное значение для понимания особенностей формирования провинциальной российской ментальности. В этом плане Баргузинская долина представляет весьма интересный материал для исследователя, так как этнические, этнокультурные и этноконфессиональные взаимовлияния переплелись здесь в неразрывном единстве.

Баргузинская долина издавна привлекала внимание исследователей и путешественников. В этой долине побывали С.П. Крашенинников и А. Иванов (1735-1736 гг.), П.С. Паллас (1768-1778 гг.), И.Г. Георги (l772 г.), И. Бичурин (начало XIX в.) и др.1

На территории Баргузинской долины, куда входят Курумканский и Баргузинский районы Республики Бурятия (далее - РБ), есть множество культовых мест**, почитание которых осуществляется проживающими в сельских местностях родовыми подразделениями бурят, эвенков, а также другими этническими группами - русскими, татарами и др. Хотя к подобным объектам исследователи проявляли интерес еще с конца XIX в., специальное изучение их, в частности, возле русских сел, до сих пор не проводилось.

Этапы формирования населения и его традиционные религиозные верования в Баргузинской долине отражены в публикациях многих специалистов 1960-1990-х годов: П.П. Хороших, Е.А. Хамзиной, В.А. Тиваненко, Б.Б. Дашибалова, К.М. Герасимовой, Г.Р. Галдановой, Г.Э. Дамбаева2. За последнее время появились отдельные работы по изучению эвенкийских и бурятских культовых мест в Баргузинской долине: М.Н. Ошуркова, С-Х. Сыртыповой, Б.Ц. Гомбоева; о православной религиозной культуре писали С.В. Евдокимова, С.В. Бураева; религиозного синкретизма в Байкальском регионе касалась Н.Л. Жуковская.

К числу работ зарубежных исследователей, представляющих интерес для данной темы, следует отнести труд английского антрополога Кэролайн Хэмфри. В ее книге "Маркс ушел, но Карл остался" нашли отражение вопросы этнической истории и культурной жизни сел Баргузинской долины советского периода. Речь идет о двух колхозах, носивших имя Карла Маркса, которые расположены в Баргузинском и Селенгинском районах Бурятской АССР. Работа интересна тем, что содержит подробную информацию о традициях и инновациях в современной жизни бурят, о религиозной и обрядовой сферах их жизни. Наибольший интерес для нас представляет глава данной работы под названием "Ритуал и идентичность", в которой автор рассматривает изменение социального базиса ритуалов3.

Основным источником для написания данной статьи послужили результаты полевых исследований, осуществленных автором в июле - сентябре 2002 г. в Баргузинском и Курумканском районах РБ - в селах Шаманка, Сахули, Майский, Могойто, Курумкан, пос. Баргузин. Анализ собранного нами полевого материала в селах со смешанным населением позволяет проследить формирование поселений, выявить культовые места вокруг этих сел, этнический состав проживающего здесь населения и его отношение к культовым объектам.

* Статья подготовлена в рамках программы "Этнокультурное взаимодействие в Евразии" (проект "Религия в истории и культуре монголоязычных народов России").

** Культовое (священное) место - конкретный географический объект - гора, роща, озеро, река, перевал и т.п. - почитается как местопребывание духов - хозяев местности.

Весь Байкальский регион весьма интересен для изучения. Что касается Баргузин-ской долины, то этнический состав ее населения представляет сегодня довольно пеструю мозаику: русские, буряты, эвенки, татары и др.; столь же разнообразна этнокон-фессиональная принадлежность: православие, буддизм, шаманизм, ислам, и т.д. Как правильно отмечает О.В. Бураева, "национальные отношения выходят на первый план общественного бытия, а поиски новых форм оптимального взаимодействия народов, изучение прежнего опыта национального сближения и взаимодействия культур стали одной из жгучих проблем современности"4. Многовековое проживание на одной территории представителей многих этноконфессиональных групп и уважительное отношение их к обычаям, традициям, обрядам соседних народов послужило залогом стабильности этнорелигиозной ситуации в Республике Бурятия.

Совместное проживание русских с другими сибирскими народами обусловило достаточно оживленные межэтнические взаимодействия и взаимовлияния, а длительная удаленность от российских культурных центров способствовала сохранению многих древних элементов традиционной культуры.

Северная часть Баргузинской долины: история формирования русских селений

В Забайкалье первые русские поселения возникли в середине XVII в. Русские, преимущественно служилые люди, концентрировались вокруг острогов, возведенных на основном пути к верховьям Амура. Около них возникали заимки и, в основном, силами тех же служилых возделывались пашни. В течение второй половины XVIII в. начали складываться важнейшие сельскохозяйственные районы Забайкалья: Удинско-Селенгинский и Чикойско-Хилокский. Восточнее Удинска начинается заселение бассейна р. Уды. Севернее р. Селенги русское население сосредоточилось вдоль р. Итанцы и в нижнем течении р. Баргузин6.

Русское население, оседавшее в Забайкалье на вновь присоединенных землях, было неоднородно по своему составу. Н.Л. Жуковская рисует сложную картину: "служилое казачество, охранявшее государственную границу России с Китаем и Монголией, беглые крестьяне из центральных губерний России, государственные крестьяне, которых насильно переселяли на неосвоенные земли, старообрядцы (семейские), переселявшиеся в Забайкалье большими группами, начиная с 1760-х годов. С конца XVIII - начала XIX в. в Забайкалье стали возникать специальные поселки поселенцев из европейской части России, получавших земельные наделы. Они жили свободно, но под присмотром местных властей. В их числе были и русские, а также поляки и евреи, выселенные в Сибирь в большом количестве после национальных волнений в Польше и Белоруссии"7.

Та же судьба у русских поселенцев была и в Баргузинской долине. Согласно материалам исследователей, заселение Баргузинского острога и освоение долины р. Баргузин происходило разными волнами. Исторические сведения позволяют выявить некоторые этапы освоения края другими этническими группами, включая и коренных жителей, родовые подразделения бурят и эвенков. Известны сведения о заселении долины в более ранние периоды. Г.Н. Румянцев пишет, что "задолго до эвенков в Баргузине жило древнее монгольское племя аба-хорошины или иначе солон-бар-гут. Монголы, жившие под таким именем, решили, что впоследствии в этой стране возможны притеснения, и откочевали во Внутреннюю Монголию"8. Находки в Баргузине древних железных и бронзовых орудий, медных стрел и других вещей свидетельствуют об обитании здесь монголов. Между бурятами, переселившимися в Бар-гузинский край, и местными жителями - эвенками сложились напряженные взаимоотношения, как свидетельствуют баргузинские летописи (впервые опубликованы в 1887 г.) ".. .буряты сии по переходе в Баргузин нашли здесь местных жителей тунгусов, которые смотрели на новых пришельцев ненавистно, старались как-нибудь стеснять их, и были частые стычки и споры насчет поземельного владения; так как

тунгусы имели в то время преимущество - как многочисленностью, так и по праву

»9

местных жителей, первенство.

Процесс заселения долины выглядит следующим образом: баргуты и аба-хорчи-ны примерно в одно и то же время, начиная с середины XV - до середины XVII вв. После того, как они оставили долину и устремились во внутреннюю Монголию, территорию Баргузинской долины заняли некоторые родовые подразделения эвенков.

Что касается бурятских родов, которые впервые попали в долину р. Баргузин, к ним исследователи относят абзаевцев. Эта первая группа откочевала на восточную сторону Байкала и поселилась в урочище Ягарикту долоон нарасун (Яриктинские семь сосен). Вскоре они были вынуждены уехать, некоторые были ассимилированы эвенками и только с 1720 г. начинается массовое заселение края представителями бурятских родов галзут и эхирит10.

Согласно материалам С.В. Евдокимовой, вслед за эвенками и бурятами в долине реки Баргузин появились и русские. В 1648 г. отряд Ивана Галкина основал Баргу-зинский острог. Его казаки впервые дошли до р. Селенги и заложили там острог. Баргузинскими служилыми людьми были основаны и другие остроги - Нерчинский, Баунтовский, Еравнинский, Верхнеудинский и другие. Баргузинский острог вскоре после основания стал местом, "от коего довольное время все завоевания по ту сторону Байкала зависели". Он был центром Забайкалья - единственным административным, главным военным, местом сбора дани и служил отправной точкой для дальнейшего освоения края. Так, стоявший во главе Баргузинского острога Иван Галкин посылал своих людей в соседние земли "для государева ясачного сбору и для прииску новых земель", "для приводу к государевой милости" местных народов"11.

Аналогичная ситуация с переселением сложилась в то время и в других местах Сибири, в частности, в Алтайском крае12.

«В Забайкалье, - пишет С.В. Евдокимова, - земледелие проникло позже, в XVIII в. Однако известно, что уже в XVII в. поселенцы практиковали первые "опыты" земледелия»13. Первые жители острогов несли свою службу - собирали ясак, охраняли острог. Но одновременно постоянно приходилось им решать проблему жизнеобеспечения. Постепенно они начинали заниматься охотой, скотоводством, ловлей и засолкой рыбы и даже хлебопашеством. С появлением поселенцев-земледельцев к Баргузинскому острогу стали приписывать деревни-зимовья. Обычно они располагались на расстоянии 50-60 верст от острога, насчитывали, как правило, не более пяти дворов. Жили в этих деревнях чаще все те же служилые или казаки. В "Ведомости Селенгинского дистрикта о земельных делах" от 1740 г. указывалось, что двадцать шесть баргузинских служилых людей "пашут про свою домовую нужду, а в продаже хлеба у них не бывает.". В низовьях Баргузина возникла цепь деревень и зи-мовьев, носящих, как правило, фамилии основателей, в основном, с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком