научная статья по теме ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ У АРМЯН НАГОРНОГО КАРАБАХА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ У АРМЯН НАГОРНОГО КАРАБАХА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В»

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И РИТУАЛЫ

ЭО, 2015 г., № 3 © А.А. Багдасарян

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ У АРМЯН НАГОРНОГО КАРАБАХА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в.

Ключевые слова: локальные святыни, народная религиозность, религиозные практики, христианство, армяне, Нагорный Карабах.

Статья посвящена проблеме этнографического изучения религиозных практик армян Нагорного Карабаха на примере почитания локальных святынь. Рассматриваются понятия, связанные со святыми местами (т.н. "сурбами"), дается описание наиболее характерных памятников. Особое внимание уделяется значению подобных памятников и связанных с ними обычаев и обрядов в традиционной культуре, а также их современному бытованию.

Традиция почитания святых мест (т.н. сурбов) является частью комплекса обрядов, связанных с выражением духовных потребностей армян Нагорного Карабаха.

Исследователи, занимавшиеся и занимающиеся изучением подобных явлений, избирали разные стратегии - от рассмотрения традиционных верований вне контекста мировых религий (Петрушевский 1930; Басилов, Кобычев 1976, Лисицян 1992) до попыток представить весь комплекс религиозных воззрений и практик в качестве чего-то единого, включив их в контекст мировых религий и исследуя их "взаимоотношения" и взаимовлияния (Панченко 1998; Бобровников 2006; Мороз 2009: 23). Некоторые исследователи пытались найти источник традиции почитания внецер-ковных святых мест и природных объектов в самой христианской традиции (Саакян 1991; Платонов 2011) либо вовсе отойти от проблемы истоков и сконцентрироваться на значении и функционировании святых мест в определенном историческом и социально-политическом контексте (Grant 2011). Иногда сам материал задает определенную стратегию изучения религиозных практик или отдельных элементов, входящих в их состав.

Основным источником для этой статьи послужили полевые материалы автора. Информация собиралась в четырех районах Нагорного Карабаха: Аскеранском, Мар-такертском, Мартунинском и Гадрутском - в июле-августе 2012 г. (ПМА: Нагорный Карабах, 2012 г.). Всего было описано 24 памятника, в имеющихся источниках и литературе удалось собрать сведения почти о двух сотнях сакральных объектов подобного рода.

Анаит Артурова Багдасарян - аспирантка кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; e-mail: anaitbgd@gmail.com

"Сурб": определение понятия и феномена

Согласно определению С.Д. Лисицяна, "сурб" (арм. unLPF) - это святыня, такое место, "где сверхъестественные силы особенно охотно готовы выслушать и исполнить мольбы человека" (Лисгщян 1992: 139). В народе также бытовало другое название подобных мест - "хач", т.е. крест (арм. [ишу, Сурбом может быть природный или ландшафтный объект (горные вершины, холмы, деревья или рощи, родники), отдельно стоящие хачкары (стелы из камня с резным изображением креста), часовни, церкви, монастыри, очаги в домах больших и зажиточных семей. Как правило, святыням приписывалась целительная сила, нередко они имели четкую "специализацию" (например, способность исцелять глазные или кожные болезни, бесплодие). Сам термин "сурб" был заимствован исследователями у носителей традиции.

Зачастую понятие святости того или иного места не было четко выражено, только иногда, как отмечал С.Д. Лисицян, в памяти народа сохранялось представление о связи этих мест со святыми или мучениками. В таком случае они носят название "нахатак", т.е. мученик (арм. builuuuuul])) (Лисицян 1992: 145). По наблюдениям исследователя, подавляющее большинство подобных памятников не были отмечены влиянием христианства, только изредка рядом с ними встречались грубое изображение креста на камне или небольшие алтари. Об отсутствии христианской символики у святилищ пишет и И.П. Петрушевский, занимавшийся полевыми исследованиями в Карабахе в конце 1920-х гг. С его точки зрения, такие святилища - признаки общего для народов Кавказа земледельческого культа (Петрушевский 1930: 19). По характеру взаимоотношений с христианством Петрушевский делит все подобные памятники на три категории: а) не имеющие "никаких внешних знаков церковного культа"; б) те, чья "дохристианская основа" очевидна, хотя церковь и пытается устраивать там богослужения; в) сурбы при церковных святынях либо охристианенные довольно давно, где в отправлении культа участвовала церковь, хотя сам культ изначально носил смешанный характер (Там же: 20). Очевидно, что сейчас такая классификация по принципу взаимоотношений с "церковным" христианством уже устарела в силу изменения общего контекста существования традиции. Отправление служб священником рядом с сурбами стало достоянием прошлого. Вместе с тем встречаются памятники, в чьем облике христианская атрибутика, за исключением свечей, до сих пор отсутствует.

Мнения о сущности сурбов в историографии разнятся. Одни исследователи склонны были интерпретировать традицию почитания святых мест как наследие язычества (Лисицян 1936, 1992; Петрушевский 1930) и доказательство слабой укорененности христианства в народной среде. А.С. Саакян, не отрицая влияния многих языческих традиций, указывает, тем не менее, что почитание подобных святых мест имеет непосредственную связь с христианством: "народ, формально обратившийся в новую веру, лишь тогда становится по-настоящему христианским, когда приписывает местным святыням божественные функции, носителями которых некогда были его дохристианские боги и которые жизненно необходимы для незыблемости трудового и духовного ритма данного коллектива" (Саакян 1991: 62). В таком случае местные святыни «представали уже как локальные "варианты" Христа. В жизни земледельческой общины они приняли на себя фактически все те функции, которые в более образованной христианской среде приписывали Христу» (Там же). Любопытно в этом смысле отношение современных жителей Карабаха к "своим" святыням: сурб определенного селения воспринимается как его покровитель, к которому обращаются за помощью в сложной жизненной ситуации. Если сурб того или иного села знаменит за его пределами, жители им гордятся. Почтительное отношение к сурбам демонстрируют даже те люди, которые не посещают церковь (по собственному выражению, "не верят церкви") либо называют себя неверующими.

Важно, что объектом почитания является не сам по себе материальный предмет (хачкар, камень, дерево, родник), а обитающий в нем святой (Антонян 2012: 445), вообще же "домашние святилища часто образуются на месте, где хранятся атрибуты, увязываемые с христианской символикой (кресты, предметы церковной утвари), а также рукописные священные книги - Евангелие, Библия, Нарек" (Там же). Реальные памятники подтверждают эту мысль: у сельских сурбов можно встретить множество подобных предметов. Хачкары присутствуют почти всегда. Иногда это фрагменты хач-каров или резного декора, каменных плит, надгробий. Почти везде можно встретить предметы, прямо или опосредованно связанные с христианством (распятия, иконки, подсвечники и т.п.), следы сгоревших свечей как наиболее распространенного типа вотивных предметов. У сурбов оставляют ленты, лоскуты ткани, платки.

Чаще всего сурбы располагаются за пределами селений, но вполне могут находиться и в их пределах. Расстояние от границы села до сурба варьирует от нескольких километров до нескольких метров. В Карабахе нельзя однозначно говорить о "вытеснении" святых мест за границы "окультуренного" пространства, отмеченном некоторыми авторами применительно к Армении (Барсегян, Мелконян 1983: 130-132). То или иное положение сурба в пространстве поселения и его округи может быть обусловлено такими причинами, как разрастание села и расширение его границ (тогда святыня может оказаться на территории села) или перенесение его на новое место (в таком случае расстояние может оказаться весьма значительным).

Исследователи по-разному смотрели на возможность классификации памятников: от поисков единой стратегии в исследовании культовых объектов подобного типа (Курбатов 2002) до индивидуального подхода к каждому памятнику (Платонов 2011: 131). Изучение памятников на территории Нагорного Карабаха не дает на данном этапе оснований для сколько-нибудь четкой классификации этих сакральных объектов.

Среди изученных есть простые сурбы, состоящие из одного-двух хачкаров или даже вовсе без них (Пир-баба и Гузэ-бах в с. Шехер, Цилтахач рядом с с. Тох, Сурб Ванес на окраине с. Азох) и целые комплексы, чей ансамбль складывался и менялся в течение длительного времени (Егиша кус в Мартунинском районе, Нахатакуи в с. Пирджамал [ныне - Вардадзор], Сурб Сарибек в с. Дашушен). Они отличаются и по времени возникновения (конечно, если его вообще возможно определить). Существуют как претендующие на древность (Астхаблур в с. Атерк), так и возникшие относительно недавно (Сурб хач в с. Шош) сурбы. Изученные памятники отличаются друг от друга и значимостью: от широко известных за пределами села до локальных святынь; существуют как "угасшие", так и "действующие" святые места. Встретился и один весьма редкий пример - домашняя святыня в с. Пирджамал Аскеранского района, возникшая вокруг случайной находки, о которой будет сказано чуть ниже.

Примером памятника, представляющего собой обширный комплекс, состоящий из небольшой однонефной церкви без купола и прилегающего к ней кладбища, является сурб Егиша кус, или Святой девы Егише (арм.Ьг[112ш] У111!1 шЪипцшт), находящийся на высоком холме за селом Сос Мартунинского района (рис. 1). Епископ Макар Бархударянц, исследовавший практически всю территорию Карабаха в конце XIX в., упоминал, что "под главным куполом [церкви. - А.Б.] находится небольшая могильная абсида, вход в которую открывается со стороны хоров. Это и есть могила святой девы Егише, считающаяся знаменитым святым местом, куда приходит множество паломников" (Бархударянц 2009: 109).

С.Д. Лисицян называет деву Егише мученицей, которую в народе было принято называть "аракел", то есть апостол (Лисицян 1992: 146). Ш. Мкртчян датирует этот памятник XVII в. Однако на его месте, насколько можно судить по одной из надписей, "существовала одна из известных святынь края", на месте которой и возникла существующая поныне пост

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком