научная статья по теме Подготовка учителя для начальной национальной школы в Татарстане в условиях двуязычия Биология

Текст научной статьи на тему «Подготовка учителя для начальной национальной школы в Татарстане в условиях двуязычия»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ТАТАРСТАНЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Гильманов Д.Ш., Корнилова И.В., Магсумов Т.А.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Россия

В статье рассматриваются первые шаги по созданию системы подготовки педагогических кадров для начальной национальной школы в Республике Татарстан, прослеживаются традиции национального образования, заложенные в конце XIX- начале ХХ века.

Ключевые слова: педагогическое образование; начальная школа; татарский язык; Республика Татарстан.

TEACHER TRAINING FOR ELEMENTARY NATIONAL SCHOOL IN TATARSTAN IN THE CONDITIONS OF BILINGUALISM

Gilmanov D.Sh., Kornilova I.V., Magsumov T.A.

Naberezhnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources, Naberezhnye Chelny, Russia

The article deals with the first steps to establish a system of training teachers for elementary national school in Tatarstan, the traditions of national education enshrined in the late XIX - early XX century are traced.

Keywords: teacher education; primary school; Tatar language; Republic of Tatarstan.

Вопрос подготовки учительских кадров для национальной школы был и остается одним из наиболее важных вопросов в системе современного педагогического образования. От качества подготовки учителей во многом зависит уровень образования и интеллекта общества, а в конечном итоге и уровень благосостояния страны. Современный Татарстан является одним из высокоразвитых в культурном отношении регионов России, центром подготовки педагогических кадров Поволж-ско-Уральского региона. Поликонфессиональный состав населения обусловил своеобразную структуру педагогического образования, учитывающую необходимость подготовки педагогов для национальной школы. В статье предпринята попытка рассмотреть истоки начального национального образования в Республике Татарстан.

Модернизационные процессы страны второй половины XIX столетия увеличили спрос на грамотных квалифицированных специалистов и в числе многих поставили на повестку дня вопросы подготовки учительских кадров для начальных школ, в том числе и национальных. Как следствие открывались педагогические учебные заведения для нерусского населения края - Учительская семинария для нерусских народностей и Татарская учительская школа.

Татарская учительская школа была открыта в Казани в 1876 году по инициативе академика В.В. Радлова, бывшего инспектора татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа, и просуществовала до 1919 года (в 1917 г. - преобразована в учительскую семинарию). Школа содержалась на средства Министерства народного просвещения. Никакой субсидии от города или земств она не получала. Цель школы - готовить учителей русского языка и математики

в начальные татарские училища из лиц мусульманского вероисповедания. Первым заведующим учебной частью школы был В.В. Радлов, который видел главные задачи школы не в воспитании послушных чиновников для проведения русификаторской политики правительства, а в подготовке специалистов, способных к полезному для общества труду путем разумного обучения и воспитания [7, с. 3-4].

В школу принимались молодые люди не моложе 16 лет, в основном выпускники медресе - шакирды. Поступив в школу, мальчики переходили на полное казенное содержание.

Срок обучения в русско-национальных учительских школах был установлен четырехлетний. Специальную и практическую подготовку в татарской учительской школе давали на уровне учительских институтов и семинарий. Преподавание же общеобразовательных дисциплин было поставлено значительно хуже. В школе изучались следующие предметы: русский язык, история, география, математика, естествоведение, педагогика, мусульманское вероучение, чистописание и рисование. Кроме русского письма, воспитанники занимались и арабским письмом. Серьезным образом в школе было поставлено и занятие разнообразными ремеслами, так как будущий учитель народной школы должен был быть подготовлен к своей работе во всех отношениях.

В 1878 году министр народного просвещения предложил увеличить число недельных уроков в четвертом классе Казанской татарской учительской школы до 18, прибавив по два урока в неделю по русскому языку, по математике и по географии, а число уроков по дидактическим упражнениям уменьшить до шести в неделю [6, с. 82-83].

Итак, можно сделать вывод, что учебный план учительской школы не предусматривал систематического изучения истории, географии, естествознания, математики, так как в цели правительства не входила подготовка высокообразованных учителей из местных народов. Учебное начальство предписывало инспекторам учительских школ избегать углубленного изучения общеобразовательных предметов.

Главное внимание должно было обращаться на возможно полное обладание воспитанниками русского языка. Родной язык учащихся в татарской учительской школе не изучался и не применялся при изучении других предметов. Все преподавание велось только на русском языке, так как В.В. Радлов считал знание государственного языка непременным условием образования, орудием овладения культурой и средством сближения народов. Русский язык в школе был главным объектом изучения не только потому, что был языком обучения, но и должен был стать специальностью будущих учителей.

В основу преподавания русского языка для нерусских учащихся В.В. Радлов положил «натуральный» («прямой») метод, при котором неродной для учащихся язык изучался на разговорном уровне - посредством общения и выражения мыслей. При таком подходе ученики сначала на практике усваивали закономерности языка, и лишь затем формируемые умения подкреплялись теоретическими и грамматическими знаниями.

Все преподаватели школы, кроме преподавателей вероучения и чистописания, были с университетским образованием. Кроме того, инспектор школы и преподаватель естествоведения по происхождению были мусульмане.

Анализ состояния школы свидетельствовал о наличии своей обоснованной системы педагогической подготовки воспитанников. Педагогика преподавалась в третьем и четвертом классах, и одновременно, начиная со второго полугодия третьего класса, учащиеся посещали уроки учителя и своих товарищей в образцовом начальном училище при школе. Учащиеся тщательно конспектировали ход урока, отмечая слабые и сильные моменты, затем принимали участие в анализе урока.

Учащиеся четвертого класса сами проводили уроки, обычно по одному уроку в течение учебного года. Прежде чем прийти на урок, воспитанники составляли тщательный конспект урока, при этом обговаривая ход предыдущего занятия. Таким образом, воспитанники

знакомились со своей будущей работой и пробовали свои силы на поприще учителя.

Учительская школа, так же как и учительские институты и семинарии, была не привилегированным учебным заведением. В ней обучались в основном дети крестьян и городских низов. В 1893 году, например, из 30 учащихся-мусульман 19 (63,4%) были выходцами из мещан и крестьян [1, л. 17]. Выпускники татарских учительских школ получали право на преподавание в начальных татарских школах. В числе выпускников школы - общественные и политические деятели Г. Исхаки, С. Максуди, М. Сул-тан-Галеев, Х. Ямашев, Г. Сайфутдинов, писатели Г. Кулахметов и С. Сун-челей, ученые М. Курбангалеев, М. Файзуллин, Г. Камай и многие другие.

В 1900 году, когда народная школа, в том числе и татарская, приблизилась к реальной жизни, повысилась эффективность ее деятельности, директор Казанской учительской семинарии Н.И. Бобровников выступил с предложением реформировать Казанскую татарскую учительскую школу. Он предложил ввести следующие изменения в организацию этого учебного заведения:

1) совместное обучение татар с русскими, с назначением для последних, новых стипендий;

2) ассигнование особой суммы на оплату уроков закона божьего для учеников-христиан;

3) назначение русских людей на должности инспекторов мусульманских учительских школ [4, л. 2; 5, л. 1-23].

По мнению Н.И. Бобровникова такие нововведения должны были осуществиться в Казани по примеру киргизских национальных школ. Причем, при таком преобразовании конфессиональные татарские школы вошли бы в систему учебно-воспитательных учреждений, предназначенных способствовать сближению татар с русскими. Однако, учитывая тот факт, что татарские ученики откажутся учиться вместе с русскими и бросят школу, это предложение Н.И. Бобровникова в рамках правительственного сектора образования не получило поддержки и не приняло практического применения.

Еще ранее, в 1880-е годы, в педагогическое образование активно внедряли казенщину, формализм, церковную педагогику. В национальных учительских школах проводилась политика крещения воспитанников, что уже отталкивало нерусские народы от этих учебных заведений, вызывало недовольство учащихся. Применялись и другие меры.

Положительной стороной в жизни татарской учительской школы были ежегодно устраиваемые педагогические курсы для учителей русско-татарских начальных училищ. Курсы эти устраивались на основании Правил от 14 ноября 1877 года. На курсы приезжали учителя не только Казанской, но из соседних губерний. Особенно активно курсы работали в начале XX века, они не состоялись только в 1902 году из-за пожара, в результате которого сильно пострадало большинство школьных помещений, в т.ч. и те, где должны были проходить курсы [3, л. 1, 8].

В целом деятельность Казанской татарской учительской школы была значительным событием в культурной жизни многонационального Казанского края. Благодаря ей, местные татарские начальные школы получили с 1876 года по 1905 год свыше 180 квалифицированных учителей [2, л. 1].

Таким образом, в последней четверти XIX - начале XX вв. необходимость развития педагогического образования была вызвана к жизни всем ходом социально-экономического и политического развития государства и, следовательно, состоянием и развитием его культурной жизни. Было сделано немало в развитии педагогического образования. Благодаря усилиям местной администрации расширилась сеть всех форм образования. Деятельность государственных педа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком