научная статья по теме ПОДРОСТКИ ОБЖИВАЮТ ИНТЕРНЕТСТАНОВЛЕНИЕ ДИСКУССИОННЫХ КЛУБОВ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ПОДРОСТКИ ОБЖИВАЮТ ИНТЕРНЕТСТАНОВЛЕНИЕ ДИСКУССИОННЫХ КЛУБОВ»

ОКСАНА КАБАЧЕК

Подростки ивают интернет

Становление дискуссионных клубов

СЕГОДНЯ мы рассмотрим всего лишь один из маршрутов «прогулок» подростков по Интернету, предоставляющий, на наш взгляд, определенные возможности для их развития. Речь идет о так называемых дискуссионных клубах (ДК). Если эти ресурсы организованы грамотно, они способствуют развитию рефлексии и критического мышления, воспитанию у подрастающего поколения толерантности, коммуникативной культуры, умения обосновывать свою точку зрения и находить противоречия в позиции оппонента, способности решать проблемы коллективно и пр.

Диалог, дискуссия, поиск истины составляют сердцевину культуры. Для некоторых культур (например, древнегреческой) особенно характерна склонность к обсуждению вопросов, дискуссии, коллективной рефлексии. Исследователь К. Поппер, анализируя общественное устройство древности, отмечает, как великую духовную революцию, характерное для античности вторжение в культуру критического обсуждения и, как следствие, формирование критического мышления, свободного от навязчивых магических идей.1

Родо началь ни ком та кой раз ви ва ю щей дискуссии считается древнегреческий философ Сократ.

Цели и нравственные принципы сократической дискуссии: 1) «...Яникогда не ведураз-говоровради того, чтобы угодить собеседнику, но всегда, о чем бы ни говорил, — ради высшего блага».2 Основная цель диалогов - «исследовать существо дела»;3 2) обучение партнера по диалогу своему методу дискуссии - методу мыш ле ния.

Коммуникативная задача - убедить собеседника в своих высказываниях.

Метод сократической дискуссии: 1) Существенной стороной дискуссии является сов-

местность: «Ведь в точности я и сам еще не знаю того, о чем говорю, я только ищу вместе с вами, и если кто, споря со мною, найдет верный довод, я первый с ним соглашусь».4 Вопросно-ответная форма диктуется именно совместностью. Выбор позиции и смена позиций партнеров по дискуссии есть выражение принципа добровольности и принципа равенства: взаимообратимость позиций спрашивающего и отвечающего несет и дидактическую функцию - обучению сократическому методу и рефлексии. 2) Доброжелательность: Сократ неоднократно подчеркивает, что разговаривают друзья, а не противники. 3) Вначале должно быть определение понятий. 4) Задача вопросов - выход на противоречие в рассуждениях партнера. Сократ ведет нить доказательств, заставляя собеседника соглашаться с его высказываниями-вопросами - а так как «порции» рассуждений маленькие и мнения, в них выраженные, для всех очевидны, то собеседники Сократа с ним вынуждены соглашаться (опровергая свои прежние тезисы). Сократ, ведущий дискуссии, собирает высказанные (и подтвержденные слушателями) мнения воедино и делает вывод (подытоживание).

Результат: открытое совместно в итоге дискуссии новое знание должно стать руководством в собственных действиях: слова Сократа в последней реплике диалога «Гор-гий»: «Давай же изберем в наставники то суждение, которое открылось нам сегодня»:

Методология ведения диспутов (дебатов, дискуссий) совершенствовалась на протяжении веков. Свой вклад в нее внесли риторика, софистика (в Средние века), философия, филология, психология (в последующие вре-ме на).

Диалог - основа не только общественной жизни, но и жизни индивидуальной. Не случайно методы «рефлексивно-диалогическо-

Дискуссионные клубы — давно и хорошо известная форма общения в Интернете — становятся популярными и в России. Но часто под «вывеской» ДК располагаются ресурсы, не имеющие к ним никакого отношения.

Оксана Леонидовна Кабачек, заведующая отделом социально-психологических проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Москва

го развития мышления и личности»6 столь активно обсуждаются современной наукой. Дискутируется вопрос: возможна ли вообще нерефлексивная культура - то есть культура без диалога с Другим (и с самим собой).'

Наиболее плодотворно особенности диалога партнеров в процессе совместной деятельности изучались в образовательной сфере. В современной психологии выработалось «представление об обучении как процессе содействия и совместной деятельности»8, ибо «высшие психические процессы (включая мышление) вообще первоначально возникают в процессе коллективной деятельности, предполагающей взаимодействие между ее участниками, и только потом становятся индивидуальным достоянием».9 (Или еще категоричней: «Нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими — он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество»).1' Поэтому так остро стоит проблема изучения развития детско-взрослых общностей и создания "новой педагогики развивающихся общностей"».11

Все шире признается «приоритет диало-го-дискуссионных форм организации учебных занятий как соответствующих духу исторического и логического развития теоретических знаний».12 «...Постановкаучебной задачи достигается только через организацию дискуссии, в которой учитель помогает детям зафиксировать все высказанные точки зрения и увидеть внутреннюю логику каждой из них».13 «Умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, готовность к изменению сложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами, критичность к действиям и мнениям — собственным и чужим, нежелание что-либо принимать на веру, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса — вот поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов учебной деятельности».14

Сегодня широкое распространение в педагогической практике пока получают дискуссионные клубы для подростков и старшеклассников. Какие психолого-педагогические задачи выполняют эти клубы? «Формирование идентичности... Самоопределяясь, подростки и юноши формируют свое отношение к профессиям, религиям, политическим партиям, направлениям в искусстве и пр. Один из важнейших процессов развития в подростково-юношеском возрасте — построение собственной системы ценностей».15 Поставлена задача разработки программ «по целенаправ-

ленному складыванию социально-приемлемых и культуросообразных подростковых и молодежных сообществ разных типов и направлений, как на базе уже существующих общественных организаций, так и на самостоятельной базе».16 Основным способом «запуска и развития таких сообществ могут выступать деловые, псевдооргдеятельностные игры и различные психологические тренинги, направленные на оформление целей и задач группы подростков и на основе выделенных целей складывание подросткового сообщества».17 В числе таких сообществ называют «клубные пространства в разных типах учебных заведений».18 «Разное видение... является источником взаимонепониманий и конфликтов внутри того или иного сообщества. Но с другой стороны, это же расхождение в пониманиях и оценках является источником мощного развития сообщества в целом, поскольку именно разные точки зрения, их дискуссионное обсуждение чаще всего развертывает творческий потенциал сообщества».19 Идеальным считается «встреча сообщества подростков с новым типом мышления и речи, выстраиваемая по инициативе подростков совместно с педагогами».20

Дискуссия в клубе должна основываться на принципах терпимости (толерантности), живой мысли и критическом разуме, включая самокритику: «мышление не должно останавливаться на половине пути; отрицание и скепсис хороши как прием, но не как окончательный результат; конечные определения полезны, но лишь как основание для будущих размышлений. Абстракция не должна быть пустой и должна сохранять "корень"конкретности. Понятие должно быть живым, энергичным орудием схватывания вещей. Теории хороши лишь до тех пор, пока их не сменят другие, лучшие теории».21

Соответствуют ли этим критериям сайты в Интернете, позиционированные как "дискуссионные клубы"? В 2004 году мы проанализировали более 800 позиций в Rambleг'е (150 - по запросу «дискуссионный клуб», 100 -«школьный дискуссионный клуб», 100 -«детский дискуссионный клуб», остальные -по другим ключевым словам). Нас интересовало не столько деление ресурсов по темам или возрасту пользователей (клубы для профессионалов; клубы для всех желающих, в том числе детей и подростков; клубы образовательных учреждений; сугубо детско-подро-стковые клубы), сколько представленная в них структура дискуссионной деятельности.

В результате анализа была составлена «шкала» поэтапного формирования вирту-аль но го ДК.

1) На сайте вывешивается информация о работе реального ДК, либо презентуется любая дру гая ин фор ма ция, потен ци аль но ин те-ресная членам виртуального ДК (например, информация о книгах и статьях), но никак не организуется ее обсуждение. В Сети под грифом «ДК» много подобных приглашений: «Обсуждаем книги, делимся впечатлениями», «Идея клуба — создать сообщество читателей. ...Обмениваться отзывами и рекомендациями по книгам»22 Как правило, эти призывы остаются без ответа. Практика показывает, что толчок к дискуссии, обсуждению должны давать организаторы клуба, и, если вопросы задевают за живое его посетителей, они тоже вступа ют в по ле ми ку.

2) Следующий шаг: предлагается конкретная статья (книга) для дискуссии. Но если нет вопросов по содержанию, то нет и ответов. А задать вопросы совсем несложно -это активизировало бы работу клуба. Например, приводится цитата: «Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались наиболее ценными качествами характера самурая».13 Можно поставить привычный, школьный вопрос: «А почему?» - глядишь, и дискуссия бы завязалась. Но организаторы Д К «Айкидо» дают лишь информацию из книги, и каждый посетитель сайта отвечает на возникающие вопросы себе сам или проглатывает информацию без всякой рефлексии.

3) Используется самая простая диалогическая структура - единственный ответ на единственный вопрос. Специалисту (врачу, психологу, юристу) пользователи задают вопросы, и тот каждому отвечает. Дискуссии нет. Иногда (например, в ДК по проблемам сотовой связи) и вовсе нет обратной связи (вот парадокс!), а есть «жалобная книга»: пользователи заявляют свои претензи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком