научная статья по теме ПОЭЗИЯ РАДИЩЕВА В ЗЕРКАЛЕ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИХОТВОРСТВЕ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ПОЭЗИЯ РАДИЩЕВА В ЗЕРКАЛЕ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИХОТВОРСТВЕ»

Л. Л. ШЕСТАКОВА

Москва

Поэзия Радищева в зеркале его представлений о стихотворстве

Содержание, стиховая форма и язык поэзии Радищева рассматриваются в связи с его представлениями о стихотворстве.

Ключевые слова: тема; жанр; архаизация языка; метр; рифма; созвучие.

А. Н. Радищев - крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII в., один из ярких представителей русского Просвещения. Главным произведением в его творчестве справедливо считается «Путешествие из Петербурга в Москву». Говоря, однако, о литературном наследии Радищева, нельзя обойти вниманием его поэзию, и не потому только, что нам известны слова Пушкина: «Вообще Радищев писал лучше стихами, нежели прозою». Сочетающая в себе архаические и новаторские черты, поэзия Радищева отразила глубокое знание автором истории и современного ему поэтического искусства, его представление о самом предмете поэзии, роли поэта в обществе, о путях реформирования русского стиха, волновавших многих поэтов конца XVIII - начала XIX в. Важность этих вопросов для Радищева видна из его размышлений в главе «Путешествия...» «Тверь» и в трактате «Памятник дактило-хореическому витязю...».

Глава «Тверь» в «Путешествии из Петербурга в Москву» специально посвяще-

Шесгакова Лариса Леонидовна, доктор филол. наук, ведущий научный сотрудник ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН. E-mail: lara.shestakova@mail.ru

на вопросам стихотворства. В ней автор отдает должное поэтическому творчеству Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковско-го, но в то же время говорит о назревших в российском стихосложении переменах, которым мешают излишний пиетет перед европейской поэзией, подражательство, «канонизация» ямбов, привыгака к «крае-словию» (рифмованию слов в конце строк), отвлекающая читателя от смысла стихов. Эти рассуждения облечены в понятную для современного читателя форму - они не лишены образности, стремления к простоте выражения [Горшков 2002]:

Стихотворство у нас... в разных смыслах как оно приемлется, далеко еще отстоит величия. Поэзия было пробудилась, но ныне паки дремлет, а стихосложение шагнуло один раз и стало в пень (зашло в тупик. -Л. Ш); Теперь дать пример нового стихосложения очень трудно. Парнас окружен ямбами, и рифмы стоят везде на карауле. Кто бы ни задумал писать дактилями, тому тот час Тредиаковского приставят дядькою, и прекраснейшее дитя долго казаться будет уродом, доколе не родится Мильтона, Шекспира или Вольтера. Тогда и Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, в «Телемахиде» найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы. Долго благой перемене в стихосложении препятство-

вать будет привыкшее ухо ко краесловию. Слышав долгое время единогласное в стихах окончание, безрифмие покажется грубо, негладко и нестройно. Таково оно и будет, доколе французский язык будет в России больше других языков в употреблении; российское стихотворство, да и сам российский язык гораздо обогатились бы, если бы переводы стихотворных сочинений делали не всегда ямбами [Радищев 1949]'.

Включив в главу «Тверь» строки из оды «Вольность», Радищев дал пример русского стихосложения по законам современной, в его представлении, поэзии - поэзии, должной освещать острые социальные темы. Ода стала примером и «правильного» использования ямба- в произведении подлинно высокой поэзии:

Я и сам, - продолжает он (новомодный стихотворец)... - заразительному последовал примеру и сочинял стихи ямбами, но то были оды.

Вопросы обновления русского стихосложения нашли продолжение в трактате «Памятник дактилохореическому витязю...» (1801-1802), посвященном Тредиа-ковскому2. Радищев говорит здесь о возможности (и даже необходимости) метрического разнообразия стихов, одним из первых показывает важность в стихе звуковой организации, повторов звуков разного качества, их сочетаний. Акцентируя роль гласных, «изразительную гармонию» стиха автор видит «в повторении едино-звучной гласной, но с разными согласны-ми»3. А особую выразительность, по его

1 Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. - М., 1949. Все цитаты из «Путешествия...» приводятся по этому изданию.

2 Полное название трактата - «Памятник дактилохореическому витязю, или драматикопо-вествовательные беседы юноши с пестуном его, описанные составом нестихословныя речи отрывками из ироическия пиимы славного в ученом свете мужа NN поборником его знаменитого творения».

3 Прилагательное изразительный частотно в этом произведении Радищева. В «Словаре русского языка XVIII в.» оно иллюстрируется примером именно, из «Памятника.»: «ИЗРАЗЙТЕЛЬНЫИ, ая, ое. Выразительный, ярко выражающий что-л. Посмотрите, сколь из-разительны три первыя отделения <стиха>. Рдщв Витязь 89» (Все примеры из трактата цит. по изд.: [Радищев 197S]).

мнению, придают стиху сочетания звуков, последовательности слогов, в которых слышится то, что поэт описывает: например, в строке Иль журчание чиста ручья, упадающа с камня - журчание ручья в сочетаниях журч, чис, руч, а звук воды, падающей на камень, - в слогах с одной гласной па, да, ща, ка, мня.

«Путешествие.», как известно, завершается главой «Черная грязь». Основную часть этой главы составляет «Слово о Ломоносове» (1780-1788), в котором Радищев «сплетает» венец Ломоносову -«насадителю Российского слова», называет его первым «в стезе Российской словесности», не раз отмечает «благогла-сие речи» Ломоносова:

.на каждой строке (творений), на каждом препинании, на каждом слоге, почто не могу сказать при каждой букве, слышен стройный и согласный звон столь редкого, столь мало подражаемого, столь свойственного ему благогласия речи.

Радищев подчеркивает, что красоты слова, изящность слога основаны на свойствах родного языка.

Истинный поэт, по мнению Радищева, подобно Ломоносову, «отверзает» согражданам разнообразные «стези на познании» жизни, просвещает и воспитывает их. Словами о Ломоносове: «Воображению вещал: лети в беспредельность мечтаний и возможности.» - Радищев затрагивает, по сути, вопрос о предмете поэзии, не ставя и ей никаких пределов. Отражения в поэтическом творчестве, поэтического вдохновения достойны и воспринимаемый чувствами мир материальной природы, и то, что человек постигает разумом.

Эти представления о поэзии были реализованы в творчестве самого Радищева. Хотя поэтическое наследие его невелико, но оно многообразно и по тематике, и по жанровому воплощению, и по языковой и стиховой культуре. Среди тем поэзии Радищева - любовь, смерть, страдания отдельного человека, история народов и всего человечества, рабство и свобода, прославление разума, наук и обличение суеверий, возникновение мира и «краснопе-вая овсянка на смородинном кусточке.».

38

К поэтическим сочинениям Радищева, созданным до начала 1790-х гг., принадлежат всего четыре произведения: «Песня», песнословие (оратория) «Творение мира», эпитафия «О! если то не ложно.», посвященная памяти супруги Анны Васильевны, и ода «Вольность».

Произведения первого периода тради-ционны по форме, однако их отличает стремление к новизне в передаче чувств, в выборе предмета поэтического описания. Попытку углубить любовную лирику можно наблюдать в восьмистрофной «Песне» (первая половина 1770-х гг.)4, построенной в целом по законам светской песни-романса 1760-1770-х гг. Динамика чувств, переполняющих героя, быстрая смена настроений, переход от отчаяния к надежде заметно драматизируют сюжет. Ср. I и IV строфы:

Ужасный в сердце ад, Любовь меня терзает; Твой взгляд Для сердца лютый яд, Веселье исчезает, Надежда погасает, Твой взгляд -Ах, лютый яд-

Ах, может быть, пройдет, Терзанье и мученье; Пройдет,

Когда любви предмет, Узнав мое терпенье, Скончав мое мученье, Придет,

Любви предмет-

«Борение страстей» передают в «Песне» традиционные гиперболизованные эпитеты и образные сопоставления, условные обороты: Ужасный в сердце ад, Твой взгляд Для сердца лютый яд, Меч остр во грудь вонзится, слова с семантикой мучения, терзания, лексические штампы типа междометия ах в разных текстовых позициях. Но, как видно по приведенным строфам, для автора важна здесь и форма стиха: выражению драматизма сюжета слу-

4 Датировка произведений Радищева затруднена. Здесь даты приводятся по изданию [Радищев 1975]; см. в этом плане также: [Радищев 2010].

жат меняющийся характер рифмовки (аБа-аББаа) и метрическое разнообразие в сочетании с повтором слов и конструкций. Поэт перемежает стихи трехстопного ямба одностопным (3-й и 7-й стихи каждой строфы) и двустопным (8-й стих); мысль, выраженная в 3-м и 4-м стихах, повторяется в 7-м и 8-м, но не дословно, а усиленной междометием основой: Твой взгляд - Ах, лютый яд. Отметим роль ключевого слова любовь и его производных, активно используемых в большей части стихотворения (особенно в его центре) и исчезающих в его конце: I строфа -Любовь меня терзает; II - Любил ее; III-я ее люблю, Любить вовеки буду, Люблю, А все люблю; IV - любви предмет, Любви предмет; V - Любви моей венец; VI - Любовью наслаждался; VII -В любови притворялась (здесь речь уже не о лирическом герое, а о предмете его любви), VIII - нет. Завершенность «Песне» придает перекличка первой и последней строф с «метаморфозой» яда: в начале стихотворения взгляд любимой - это лютый яд, в конце - кровь героя превращается для нее в яд злой.

Из произведений первого периода наиболее значима ода «Вольность». Формально следующая канонам классицизма, она стала подлинно новаторским сочинением по содержанию, примером поэзии откровенной гражданской устремленности. Основная мысль оды о том, что вольность родилась вместе с человеком, присуща ему от природы, выражена в первых же строках - в полном величия риторическом обращении:

О! дар небес благословенный,

Источник всех великих дел,

О вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел-

Ополчаясь против тиранов, «самодер-жавства», которое сам Радищев определил как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние», призывая и прославляя грядущие бои за вольность, Радищев развивает далее целую систему социально-политического мировоззрения, демонстрируя при этом безукоризненную нравственную позицию. Среди источников, к которым поэт обращается, - про-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком