научная статья по теме Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры Философия

Текст научной статьи на тему «Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры»

С.В. БАЦАНОВА кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методологии науки Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Погоня за идеалом. Диета в системе современной культуры

Человеческое бытие начинается с тела и обозначенного им физического пространства. Осознание собственного тела, его границ - это начало понимания человеком ограждающей его реальности. Будучи основой физического присутствия человека в мире, тело наделяется социальными и культурными смыслами, несет символическую и ценностную нагрузку. Сегодня тело стало одним из показателей успешности человека и одновременно очень востребованным товаром. Стандарты моды и красоты требуют от современного человека не просто повышенного внимания к своему телу, а служения ему. В системе социальных оценок тело разделяется на «природное» и «культурное» - телесность. Телесность - конструкт целостности человеческого бытия, создающийся результате опыта осознания своего тела в пространстве и социуме, мы должны понимать, что

телесность изначально включает бинарную оппозицию души и тела, природных, психологических и

1

социокультурных составляющих человеческой личности .

Массмедиа транслируют идеализированный, утонченно ухоженный образ, конструирующийся вокруг не просто худобы, а процента жира в организме, не стройности, а постоянной готовности к обнаженности. Это тело настолько совершенно, что становится целью и смыслом жизни. Набирает обороты культура «сделанного тела», это результат длительных усилий, постоянного контроля и вложения средств.

Сегодня стройность не просто противопоставляется полноте, она - синоним успеха. Образ полного человека демонизирован, символизируя болезни, неуспешность, отсутствие контроля, одиночество и зависимость. Люди с избыточным весом, чаще воспринимаются как некрасивые, безвольные и лишенные перспектив. Однако, говоря о такой характеристике лишнего веса, мы должны понимать, что созданный идеал человеческого тела отсылает в категорию «толстых», «некрасивых», «ленивых» большую часть современного общества.

Ключом к пониманию стройности становится не понятие физической красоты и соразмерности, а «проектность». Красиво не просто стройное тело, а тело граммотно построенное, компенсирующее природные недостатки. Тело становится потребительским товаром, существующим в различных сегментах рынка от масс-маркета до элитного продукта. На создание тела нужного размера, нужной формы, пропорций тратится значительное количество денег и сил. Индустрия красоты, в которую успешно вошел фитнес, продает два продукта: неудовлетворенность собственным телом и снижение веса. Для этого формируется очень сложная система оценки образа тела.

«Образ тела Образ тела - это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции»2. Другой - необходимый компонент оценки собственного тела, формирования чувства тела, согласованности между реальным физическим состоянием и культурным. Создавая образ тела, человек ориентируется на внешнюю оценку и учится переживать тело, как нечто не собственного Я. Физическое тело мысленно расчленяется на составные части, каждой из которых дается оценка в соответствии с «правильным телом». Таким образом, в культуре постоянно формируется не просто неудовлетворенность собственной внешностью, а представление о собственной несостоятельности и неуспешности даже в отношениях с собственным телом.

Успешное и правильное тело - залог мифических гармоничных отношений с миром, является прекрасно продаваемым товаром. Это отмечал в своей работе «Общество потребления» Ж. Бодрийярд «тело не существует для автономных целей субъекта, оно существует как реализация нормативного принципа наслаждения и гедонистической рентабельности, как принуждение к инструментальности, непосредственно индексируемое в соответствии с кодом и нормам и общества производства и регулируемого потребления»3. Несоответствие тела заданному стандарту порождает чувства стыда за собственную несостоятельность, как личности. Неудовлетворенность образом собственного тела приводит к попытке его изменить. Это может выражаться как в радикальном перекраивании его с помощью пластического хирурга, так и в использовании менее дорогостоящих методов, в первую очередь диеты.

* Бацанова Софья Владимировна, e-mail: Sophiko1881@yandex.ru

1 Бацанова С.В. Протестная телесность // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2015, № 4, с. 246-252.

2Трунов Д. Г. Образ тела и чувство тела - главная оппозиция телесного бытия // Вестн. Бурят.гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология,2009,Вып. 14,с. 9.

3Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция. Республика, 2006, 170 с.

Диета сегодня - это не рекомендации по питанию, это обещание приближения к миру успешности и красоты. Эстетика рекламы диет такова, что предлагаемый образ значительно отличается от реального человека в реальной жизни. Покупка программы питания, продуктов, таблеток и коктейлей обещает формирование спортивного, стройного тела с минимумом жира, тела, которое недостижимо просто перестроением питания. Моделями для такой рекламы часто служат профессиональные спортсмены, строящие такое тело годами, в отличие от покупателя, не предполагающего возможность постоянного строго контроля питания и нескольких тренировок в день. Неудовлетворенность полученным результатом приводит к формированию замкнутого круга «диета-неудовлетворенность результатами и телом - набор веса - снижение самооценки - формирование негативного образа тела - переедание - диета».

Такие циклы повторяются неоднократно, приводя к постепенному набору веса, растущей неудовлетворенности телом и снижению самооценки. Сегодня активно используется термин «эпидемия ожирения», истоки которой видят в снижении физической активности и доступности разнообразной пищи. Еда, являясь традиционной ценностью, необходимым условием для функционирования тела становится не просто врагом, а источником зависимости, стоящей в одном ряду с наркотическими веществами, алкоголем, азартными играми. Проблема веса продолжает рассматриваться с той же точки зрения дисциплины и наблюдения. Социальная ситуация, в которую попадает человек, прошедший несколько диетических циклов и разочарований, имеющий лишний вес, сходна с той, в которой находится алкоголик или наркоман, ему рекомендуют «взять себя в руки», «проявить волю». Субъект, не владеющий своим телом, не может рассматриваться как успешный и конкурентоспособный, потому что не справляется с контролем над своим первым, природным инструментом.

Альтернативой пищевой зависимости в современной культуре становится здоровый образ жизни, ставящий во главу угла фитнес и здоровое питание. Но и он в свою очередь строится вкруг постоянной неудовлетворенности телом, страха потерять достигнутый результат. В результате неудовлетворенность телом формирует новый социокультурный феномен - пищевые расстройства, которым подвержены как близкие к идеалу, так и далекие от него.

Пищевые расстройства возникли в нашей культуре в последние десятилетия, вместе с удешевлением питания, повсеместной доступностью ранее дорогих и лакомых продуктов, таких как шоколад, сладкая выпечка, колбасы и т.д. Еда стала использоваться с «непищевыми» целями, заменяя собой алкоголь и никотин, зависимости от которых подвергаются, начиная с 50-х годов ХХ века систематическим нападкам.

В первую очередь пищевым расстройствам подвержены женщины. Одна из ведущих исследовательниц этой проблемы С. Орбах так охарактеризовала ее «Жир - это феминистская тема»4. Вес, внешняя привлекательность, потребность во внешней оценке напрямую связаны с культурной оценкой женского тела. Несмотря на огромные успехи феминизма в общественной и политической жизни, представление женской привлекательности, природности, на фоне усиления внимания к телу, только ужесточаются.

Женщину гораздо чаще, чем мужчину оценивают по качеству тела, внешности, это следствие устоявшейся натурфилософской дихотомии женщина/природа и мужчина/культура. Женская внешность понимается как данная изначально привлекательность, мягкость, соблазнительность. Женское тело противопоставляется мужскому не только на основании репродуктивной функции, но и в как несущее другую смысловую нагрузку. Оно чаще выходит из-под контроля, нуждается в ограничении и дисциплине, привносимой из вне. Тело женщины можно смело рассматривать как собрание мифов, предписаний и практик по улучшению.

Традиционно женская культура строилась вокруг получения опосредованного доступа к ресурсам за счет красоты, привлекательности и женственности, понимаемой, как мягкость и «пролонгированная детскость». Сегодня, несмотря тектонические изменения понимания роли женщины в обществе, обладание красивым телом остается важным женским ресурсом, залогом социальной успешности и востребованным товаром. Современные критерии красоты основывают на очень жестких параметрах худобы, размерах одежды, качестве тела. Достижение этого идеала невозможно без приложения целенаправленных усилий. Но так как изначально параметрам красоты соответствует не более 5% женщин, усилия остальных 95% в разной мере направлены на приближение к идеалу худощавой спортивной стройности5. Тема тела в женской культуре чрезвычайно мифологизирована, одним из её важнейших элементов является диета - ключ к быстрому и эффективному достижению цели. Для женщины тело самое очевидное пространство для осуществления контроля над своим существованием и самопрезентации. Тело женщины становится средством выстраивания собственной автономии и субъективности. Диета дает кратковременное ощущение контроля над собой, окружающей действительностью, пищей, чувством голода, насыщения, собственным телом, чувство удовлетворенности и уверенность в достижении идеала.

4ОгЬасЬ Э. Fat ^ a Feminist Issue. ^ Лггсто Books, 2006, 382 p.

5ОгЬасЬ Э. Fat ^ a Feminist Issue. L. Arrow Books, 2006, 52p.

Диета представляется более простым, традиционным, «женским» путем к до

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком