научная статья по теме Погребальный обряд ундугунской культуры Биология

Текст научной статьи на тему «Погребальный обряд ундугунской культуры»

Список использованных источников

1. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в РФ Письмо Министра образования РФ № 15 51-68/15-01-15 от 14.07.2003

2. Бутрим Г.А. Современные приоритеты воспитания студенческой молодежи,/ Высшая школа.- 2001г

3. Всероссийский проект «студенческое самоуправление» http://studorg.ru УДК 930.26

А.А. Номоконов

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского г. Чита, Россия

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД УНДУГУНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной работе рассматриваются особенности погребального обряда племен, принадлежавших к ундугунской культуре, выявленные при исследовании могильников Бутуй-I, Дворцы и Но-вотроицк в Забайкалье.

Могильники находились на южных склонах гор, в непосредственной близости от воды (реки или озера). На поверхности погребения были выражены каменными выкладками подчетырехуголь-ной, овальной и вытянутоовальной в плане форм [Кириллов, 1983, 124]. Центральная часть их обычно разрежена, выложена мелкими камнями; погребенные ориентированы на северо-восток (исключение составляет погребение №5 могильника Бутуй-I, где умерший ориентирован головой на северо-запад). Погребенные находились: 1) в деревянных колодах. Колоды можно поделить на два типа: овальной формы с широкими торцами, тонкими стенками, округлыми днищами и колоды в форме лодок с зауженной носовой частью. Основная и естественная функция лодки - транспортная и в данном случае она, видимо, также использовалась для перемещения душ умерших в загробный мир; 2) в берестяном коробе; и 3) непосредственно на грунте. Все умершие, за исключением вторичных погребений, были похоронены в вытянутом положении на спине, со сведенными вместе ногами и руками, сложенными на таз или вытянутыми вдоль туловища.

Для ундугунских памятников одним из характерных является обряд вторичного захоронения. Кости умерших при этом находятся в беспорядке, черепа часто отсутствуют. Могильник из района с. Новотроицк отличается тем, что в нем нет вторичных захоронений, и это обстоятельство выделяет его особо на фоне других ундугунских памятников. Практически во всех погребениях обязательным является присутствие остатков поминальных кострищ, как сразу под кладкой, так и в заполнении могильной ямы. В ряде погребений были обнаружены жертвенные кости ног барана, стоящие в изголовье умерших, чаще с левой стороны. Можно отметить и то, что в погребениях ундугунской культуры нередко встречаются кенотафы. Особый интерес здесь представляют погребения №№7а и 7б могильника Бутуй-I, в которых вместо умерших были преднамеренно положены обожженные короткие бревна, которые к тому же были ошкурены и подтесаны по краям. Носовая (северная) и задняя (южная) части бревен были дополнительно подтесаны с боков, особенно носовая часть. На чурке погребения №7а прямо сверху лежали три железных и один костяной наконечники стрел и фрагменты какого-то железного предмета. На чурке погребения №7б находились кольчатые удила, железный нож и две металлические пластины (очевидно латные). В заполнении могильных ям этих погребений встречались в большом количестве древесные угольки и кусочки охры, оставшиеся от совершенных здесь обрядовых действий.

Погребальный инвентарь, фиксируемый в могилах ундугунцев, расположен относительно умершего следующим образом: в области головы покойного обычно встречаются такие предметы как серьги, подвески, бусы, то есть, в основном украшения. Предметы вооружения если встречаются в погребениях, то находятся в центральной части могил. В области таза погребенных располагаются также детали пояса, железные ножи, костяные острия и другие предметы. В ногах умерших фиксируются удила, стремена. Таким образом, можно отметить, что фактически во всех погребениях большая часть находок сконцентрирована в области таза и груди погребенного. При этом следует отметить тот факт, что в погребальном инвентаре сравнительно четко проявляются черты половозрастных различий, позволяющие без антропологического анализа определить, кто погребен - мужчина или женщина.

Сопроводительный инвентарь можно условно разделить на три группы: предметы вооружения и охоты; принадлежности конской упряжи; предметы быта и украшения. Практически во всех

погребениях остатков лука не найдено. Можно предположить, что в могилы клали простые луки, употребляемые обычно на охоте. Они, к тому же, наименее сложны в изготовлении. На вооружении же воинов ундугунской культуры находились сложносоставные луки, с пятью костяными накладками. Самым распространенным видом вооружения и охоты в памятниках ундугунцев являются костяные и железные наконечники стрел. Колчаны располагались в основном справа от умерших, хотя встречаются и слева, и обычно изготовлены из бересты. Несмотря на очень редкие находки в ундугунских памятниках деталей панциря, по-видимому, традиция защиты уязвимых для поражения участков тела существовала и у этих племен. Также очень редки наконечники дротиков.

Следующая группа находок - это предметы конской упряжи. К ним относятся, прежде всего, удила двусоставного типа с кольчатыми псалиями и стремена.

Наиболее распространенными из находок предметов быта являются узкие однолезвийные ножи. Также не редкость бронзовые и железные бляшки-накладки. Встречаются фрагменты бронзовых и железных котлов (керамическая посуда в погребениях отсутствует). Особый интерес представляют три бронзовых зеркала могильного комплекса Дворцы и одно зеркало могильника Бутуй-1. Бронзовое зеркало из могильника Бутуй-1: хорошего качества, круглое, с шишечкой-петлей в центре, орнаментальное поле занято выполненным в высоком рельефе сценами борьбы дракона, воплощающего в себе по китайской символике повелителя вод, с тигроподобным хищником - духом властелином гор. Началом борьбы в верхней части зеркала и финалом этой борьбы в нижней его части. Аналогии в Восточном Забайкалье отсутствуют. Диаметр зеркала 13 см. Бронзовые зеркала могильного комплекса Дворцы: два зеркала диаметром 5 и 6 см. Круглые, с петелькой в центре, на внутреннем поле этих зеркал помещено изображение маньчжурской астры, аналогичные зеркала встречаются в монгольских могильниках с озера Ножий. Третье зеркало находилось в сумке из кожи, ткани и войлока. Сумка приблизительно квадратной формы, размерами 20x20 см. Диаметр зеркала 10 см. «Круглое, с шишечкой-петлей в центре, в орнаментальном поле на переднем плане изображен мальчик с ослом, стоящий на берегу, за ним трое других персонажа. Сзади расположено дерево, справа - изгородь» [Лубо-Лесниченко, 1975, 90]. Орнамент зеркала не четкий. Аналогичное зеркало было найдено в монгольском могильнике Малая Кулинда. К предметам украшений относятся бронзовые и серебряные серьги, большинство которых имеют форму вопросительного знака; бусы, изготовленные из стекла и камня, различных форм; бронзовые браслеты, инкрустированные камнями голубого, зеленого и черного цветов; различные по форме бронзовые подвески и нашивки на одежду.

По времени указанные могильники Новотроицк, Бутуй-1 и Дворцы близки друг другу и в основном демонстрируют общие черты в погребальном обряде и инвентаре. Вместе с тем, в могильнике Бутуй-1, встречены не характерные для этой культуры кенотафы (захоронение обожженных чурок), а в могильнике Новотроицк, отсутствуют вторичные захоронения. Фиксация таких отличий расширяет представления исследователей как о самой Ундугунской культуре, так и о периоде, к которому эти памятники принадлежат.

Список использованных источников

1. Кириллов И.И. Ундугунская культура железного века в Восточном Забайкалье // По следам древних культур Забайкалья. - Новосибирск, 1983, С. 123 - 138.

2. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. (К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири.) - Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975, С. 240.

УДК 63.3(2)511

С.А. Чиркин

Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия

«ВЕЛИКИЙ ПРОЕКТ» БАРОНА ГЁРЦА

В докладе рассматривается малоизвестный аспект русско-шведских отношений на заключительном этапе Северной войны. Особое внимание уделяется роли шведского дипломата Г.-Г. Гёрца в подготовке новой политической ситуации в Европе.

Тайная дипломатия европейских стран времён Северной войны (1700-1721 гг.) привлекает устойчивое внимание исследователей. Эта сфера политической борьбы отличалась хитроумными интригами, неожиданными поворотами, решающим влиянием отдельных исторических деятелей.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком