научная статья по теме ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В СЛОВАЦКОЙ ТРАДИЦИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В СЛОВАЦКОЙ ТРАДИЦИИ»

Славяноведение, № 6

© 2008 г. М. М. ВАЛЕНЦОВА

ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В СЛОВАЦКОЙ ТРАДИЦИИ

Похоронная обрядность словаков весьма схожа с обрядностью других славянских традиций. Много общего обнаруживается с традицией восточнославянских народов, а также южных славян. Тем не менее, как каждая славянская культура, словацкая сохранила или развила некоторые особые черты или элементы обрядов, связанных с мертвыми и душами умерших. Попытаемся указать на общее и специфическое в словацком обрядовом цикле. В основе статьи - материалы XIX в. из разных областей и сел Словакии, дополненные материалами, записанными в первой половине XX в. (ответы на этнографические вопросники, собранные сельскими учителями от местных жителей в 1930-1940 гг.). В большинстве случаев указанные временные пласты материала совпадают, в ряде других - дополняют и уточняют друг друга. Географические пометы даются в случае достаточно редких, локально распространенных явлений, либо в случае их регулярного распространения на определенной территории.

Смерть (зкоп - с. Каньанка, skonanie - сс. Порубка, Тисовец). Отделение души от тела. Повсеместно верили, что душа вылетает из тела сразу после смерти, поэтому, как только человек умрет, открывали окно, чтобы душа улетела и больше не возвращалась. Звон колоколов также заставляет душу поторопиться, поэтому старались скорее зазвонить по покойнику. В с. Очова похоронный колокол называли "покойничек" (umieracik) [1. Б. 140]. Однако открытое окно сразу же закрывали - чтобы душа не вернулась и чтобы злые духи не пробрались к покойнику. Старались устроить похороны как можно быстрее, потому что верили, что пока умерший не в земле, бывают страшные ветры (с. Маргань) [1. Б. 139].

Распространенным также является представление о том, что душа до трех дней задерживается в доме и покидает его вместе с гробом, что душа выходит из тела только после совершения всех похоронных действий или когда гроб начнут закапывать в землю.

Скорее всего, произошло позднейшее смешение момента выхода души из тела (смерть) и момента, когда душа покидает землю и улетает на небо (на третий день). В с. Погорела эти два момента еще разделены: вышедшая в момент смерти из тела душа мечется под окнами, по дому и по кладбищу, но на небеса улетает только тогда, когда на гроб упадет первая горсть земли.

В с. Шуранки верили, что душа отлетает вместе с последним вздохом, однако на третий день возвращается, чтобы проститься с близкими. Поэтому в первый

Валенцова Марина Михайловна - канд. филол. наук (Братислава).

вечер после смерти на стол насыпали горсть муки - чтобы видеть следы, оставленные душой покойника, когда она придет прощаться. В тот же вечер при трапезе откладывали от каждого блюда понемногу - для умершего.

Обряжение покойника. Сразу после смерти члена семьи останавливали часы, занавешивали окна и зеркала. Запрещалось выглядывать в окно - иначе можно заболеть желтухой.

Покойника клали на доску, по возможности, между двумя балками или под матицей. Обмывали покойника водой со спиртом или вином, чтоб "омолодилось" лицо (с. Липовец), окуривали, чтобы "не ходил" после смерти. Особенно опасались покойников, тела которых сразу не застывают: им клали под ногу конскую подкову или переворачивали лицом вниз и подпоясывали ветвями шиповника - для того, чтобы они не возвращались [1. Б. 145, 146].

Во многих местах над умершим бдели две ночи соседи и знакомые. Тот, кто боялся покойника, спал в постели, на которой он умер. Пока умерший находился в доме, на столе должны быть хлеб и вода, чтобы у него было что есть (с. Горне Лефантовце, Ложин). Для умершего хозяина держали на столе целый хлеб и бутылку самогона (с. Поники).

День похорон (рокгаЪ, скгапЪа, скгапепГе). Обычно похороны происходили на третий день, после обеда. Интересно, что еще в середине XIX в. Синод в г. Ру-жомберок запрещал "ночные погребения", - свидетельство того, что словаки хоронили своих покойников и ночью. По хроникам известно, что некогда и свадьбы устаивались ночью, например, Синод г. Штитник в 1691 г. (равно как и г. Пьештяны) запрещал ночное соитие.

Иногда на похороны, как и на свадьбу, ходили приглашать "звачи" (хуасГ). Чаще всего, однако, специально никого не звали, за исключением случаев, когда умирал неженатый парень или незамужняя девушка, - тогда приглашали "дружек" (йгжГску) или "парней" (тШйепсГ), которые и несли гроб. Все украшения из цветов молодые люди бросали потом в могилу умершей подружки или друга. Поминки по молодым - это по составу угощений почти свадьба.

На третий день после смерти в дом собиралось множество народа (запрещалось приходить только беременным женщинам). Домашние были в старой одежде, и чем милее им был умерший, тем более ветхую одежду они надевали. В Гонте до окончания похорон не умывались и не переодевались. Преобладал черный цвет платья. В Дольном и Горном Прандорфе в ночь перед похоронами ходили "петь" (па 8рГуапГе): пели религиозные песни, говорили краткие речи, и после каждой песни "заливали печаль вином", причем пили не из стаканов, а прямо из бутылок [1. Б. 134].

Прощались с покойным за руку, целовали его в лоб. Чтобы не бояться покойника, тянули его за большой палец ноги.

В гроб клали необходимые и любимые вещи умершего, также трубку, бутылку самогона, молитвенник, одежду, деньги, беременной женщине - рубашечку для ребенка. Если не положить все необходимое, он будет "ходить" до тех пор, пока ему не передадут нужной вещи, закопав ее на могиле. На дно гроба сыпали стружки, оставшиеся от изготовления гроба. Чтобы покойник не возвращался и не пугал, обсыпали его в гробу семенем петрушки, клали освященные травы.

Деньги, которые клали в гроб покойному, назывались "выплата" (уурШа) (сс. Детва, Очова). Иногда вкладывали деньги в руку, чтобы покойный мог дать пожертвование, заплатить за вход в рай или в знак того, что он "выкуплен" из

этого света. Иногда клали в гроб половинку разрубленной монеты (с. Детва). Вторую половину оставляли в доме, чтобы хозяйство осталось целым (с. Кису-ца) [1. S. 138].

Выносили покойного всегда ногами вперед, "чтобы не вернулся". Верили, что если вынести вперед головой, он станет волколаком (vlkolak) и будет выходить из могилы. После выноса гроба кто-нибудь из домашних переворачивал стул или табурет - чтобы шумом выгнать душу умершего, задержавшуюся в доме. На место, где лежал мертвый, следовало вбить деревянный клин из боярышника, равно как и во все углы - "чтобы не пугало".

Проходя через двери, трижды слегка ударяли гробом о порог (практически повсеместно). Дольноземские1 словаки делали это для того, чтобы "хозяйство не ушло за покойным". По полевым материалам середины XX в. это действие мотивировалось тем, "чтобы покойник не ходил", "чтобы мертвый не вернулся домой" [1. S. 135, 144].

Кроме того, в словацкой традиции по фольклорным источникам известно протаскивание гроба под порогом, через выкопанную специально для этого яму [2. S. 18], что можно трактовать как запутывание последнего следа, чтобы покойник не вернулся. Факт этот можно поставить в один ряд с известным в Полесье закапыванием (похоронами) умерших некрещеных младенцев под порогом, а с другой стороны - с передачей новорожденного в дом через окно в случае, если в семье постоянно умирали дети, и под.

В с. Зармутов при выносе гроба клали под порог горящие уголья.

Во дворе совершалось оплакивание. Считалось, что нельзя много плакать, иначе умерший на том свете будет мокрым от слез (Новоград). В области Ту-рьец особенно опасаются много плакать матери по своим детям. Причитания (vykladanie, nariekanie), как правило, были импровизацией. Если умер мужчина, причитает женщина, над детьми - мать, если нет матери - сестра или ближайшие родственники. Несчастным считается тот, кого некому оплакивать (Nemá ho kto nariekat'). Своеобразным ответом на причитания являлись "стихи" (verse). Учитель, представляя умершего, прощался со скорбящими близкими, называл каждого по имени, описывал те добрые дела, которые тот для него совершил, и желал каждому что-либо на прощанье. Каждый, даже самый дальний родственник хотел, чтобы и он был "в стихах". Просматривается явная параллель похоронных стихов с хвалебными или корильными стихами, например, во время майских торжеств и Зеленых и "Духовских" святок (Троицы и праздника Святого Духа) - летних поминальных праздников, пронизанных идеей посещения душами умерших своих домов. Сейчас о традиции причитаний помнят лишь старые люди.

Пока гроб стоит во дворе, нельзя прогонять мимо скот до тех пор, пока над гробом не пролетит какая-нибудь птица (с. Слатина-над-Бебравоу).

Затем похоронная процессия двигалась к кладбищу. Во дворе на месте, где стоял гроб, вбивали три гвоздя. Если гроб везли, то каждый родственник давал по паре волов, поэтому упряжки бывали до 10 пар.

Хорошо, если во время похоронной процессии идет дождь, значит, Бог рад видеть умершего (Новоград). Тот, на чей гроб падает дождь, - благословенный

1 Дольна зем - это южные территории Австро-Венгии, куда в XVII в. мигрировали словаки: часть Румынии в р-не Бихора, часть Венгрии в р-не Бекеш Чаба, вблизи венгерско-румынской границы, а также Воеводина и Черногория в Сербии.

человек (с. Кисач). Если идет дождь или дует сильный ветер, которые после похорон прекращаются, то умершего считали грешником (Бачка). Если кто-нибудь из родственников умершего споткнется или упадет, верили, что кто-то из семьи в течение года умрет (Новоград). Запрещалось нести покойника через сельские угодья - иначе град и буря уничтожат урожай. Если умер хозяин дома, то во время похоронной процессии скот не должен лежать, иначе он погибнет вслед за хозяином (с. Липовец).

Могила. Гроб ставили в могилу головой на восток. Присутствующие бросали в яму по горсти земли, чтобы покойник не снился и чтобы о нем быстро забыли. В Верхнем Турце бросали за гробом кусок новоиспеченного хлеба и крейцер. Кое-где в Тренчине, Гемере и Новограде клали в головах покойного большую буханку хлеба, которую потом дома делили между друзьями. Когда хоронили хозяина или хозяйку, над могилой разрезали буханку хлеба и делили

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком