научная статья по теме ПОКОРЁННЫЕ МОРСКОЙ СТИХИЕЙ. ЧЕЛОВЕК И МОРЕ В ИСКУССТВЕ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ПОКОРЁННЫЕ МОРСКОЙ СТИХИЕЙ. ЧЕЛОВЕК И МОРЕ В ИСКУССТВЕ»

ВЛАДИМИР РЫЖОВ, ЮРИЙ РЫЖОВ

Покорённые орской стихией

Человек и море в искусстве

СОГЛАСНО большинству естественнонаучных теорий происхождения жизни, жизнь зародилась в океане, в морях, и дальнейшее её развитие подавляющую часть времени происходило в морской среде. Это не могло не сказаться на более поздних биологических видах, вышедших на сушу. Более того, в развитии человека как вида Homo Sapiens это обстоятельство является столь существенным, что оказывает значительное влияние и сегодня, на современном этапе развития человеческой цивилизации, в начале информационной эры.

Море не только всегда являлось источником ценных продуктов питания, эффективной транспортной средой, фактором, оказывающим благоприятное влияние на среду обитания, но и оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на человека. Практически все виды и жанры искусства обращались к образу морской стихии; тема взаимодействии моря и человека легла в основу множества художественных шедевров. Невозможно перечислить все произведения искусства, связанные с морской тематикой. В данной статье попытаемся выявить особенности художественных произведений этого направления.

Прежде всего, следует отметить, что море оказывает воздействие на все виды рецепторов человека: зрение, слух, тактильные ощущения и тепловые рецепторы, вестибулярный аппарат — всё подвергается при соприкосновении с морем сильнейшему воздействию. Очень важно, например, что при плавании, человек, в соответствии с законом Архимеда, почти не ощущает своего ве-

са и может находиться и перемещаться в горизонтальном положении. При этом движения пловца совершаются в ритме, близком к ритму дыхания. Это не могло не найти отражения в оперном искусстве и искусстве танца: и в балетных спектаклях, и в оперных произведениях нередко присутствуют очень колоритные сцены, действие которых разворачивается в подводном царстве, связано с водной стихией, безмятежной или разбушевавшейся. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Вагнера, «Лебединое озеро» Чайковского, «Сцена у Фонтанки» в опере «Пиковая дама» и многие другие.

«Отзывчивой» на морскую тематику оказалась инструментальная музыка, являющаяся одним из самых абстрактных видов искусства. Суть этого феномена состоит, на наш взгляд, в том, что в музыке отражаются, прежде всего, эмоциональные состояния человека. А восприятие водной стихии всегда сопряжено с эмоциями. Это и экстатическая радость при виде бесконечной лазурной глади моря в штиль, и смешанное со страхом восхищение разбушевавшемся морем, и полные грусти ностальгические воспоминания о нём в зимнюю пору. Все эти состояния, множество их оттенков отображены в инструментальной музыке. Прежде всего, это программные произведения с соответствующими названиями или разъяснениями: знаменитая «Музыка на воде» Генделя, симфоническая пьеса «Море» Дебюсси (её части называются «На море от зари до полудня», «Игры волн», «Диалог ветра и моря»); картина

Кто-то из древних мудрецов сказал, что человек никогда не устанет смотреть на три вещи: звёздное небо, пылающий огонь и воду...

Владимир ПетровичРьжов, профессор Таганрогского технологического института Южного федерального университета, доктор физико-математических наук

Юрий Владимирович Рыжов, доцент Таганрогского технологического института Южного федерального университета, доктор культурологи

-¿31Ж

#17 [131] *2010

«Океан-море синее» из сюиты Римско-го-Корсакова «Шехерезада»; «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») Мусоргского, концертная увертюра Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание» и др. Вдохновляют композиторов также реки, озера, пруды: симфоническая поэма Листа «У Валленштадского озера», симфоническая поэма Сметаны «Влтава», «Баркарола» Шопена, песни Шуберта «Ручей», «Форель». Хорошо известны русские народные песни о Волге, о Доне, «Славное море — священный Байкал» и т. д.

эзии. В мировой литературе морская тематика присутствует с древнейших времен. У большинства народов имеются мифы о мировом потопе. Из библейских историй можно вспомнить рассказы о Ноевом ковчеге, о пребывании Ионы во чреве кита.

Названия многих других произведений не столь красноречивы, но именно рокотом морских волн навеяны, например, этюд для фортепиано №24 Шопена, начало второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, ряд фортепианных этюдов Листа.

Более чёткие предметные образы морской стихии имеются в художественной литературе, как в прозе, так и в по-

по волнам» и «Золотая цепь» А. Грина. Большинство из этих романов экранизировано. Снимаются новые фильмы, один из которых — «Пираты Карибского моря» — несколько лет тому назад завоевал огромную популярность. Нельзя не упомянуть знаменитую повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», в которой рассказывается о сражении старого рыбака с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу.

Уже в античной литературе, ареалом появления и распространения которой было Средиземное море, появляются захватывающие истории о морских приключениях. Эти истории дожили до наших времен. Всем нам с детства знакомы приключенческие романы о кровожадных пиратах и отважных мореплавателях — «Робин-

Художественная литература не только описывала море, реки, озера и человека в этой среде, но и передавала эмоции, порождаемые морем. Одно из самых ярких воплощений морской стихии встречается в знаменитой «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. В ней описания моря — то спокойного, то бурного, грозного — тесно связаны с развитием сюжета. Перечислить все произведения классиков, связанные с морем или

зон Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» и «Потерпевшие кораблекрушение» Р. Л. Стивенсона, «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Ж.

Верна, «Затерянные в океане» и «Морской волчонок» Т. Майн Рида, «Морской волк», «Зуб Кашалота» Дж. Лондона, «Одиссея капитана Блада» Р. Сабатини, «Остров погибших кораблей» А. Беляева, «Бегущая

посвящённые ему, невозможно.

Трудно назвать хотя бы одного значительного поэта, который бы не отдал дань восхищения морской стихии. «Волга» Карамзина и «Море» Жуковского, «К морю» Пушкина и «Белеет парус одинокий» Лермонтова, «Волна и дума» Тютчева и «Море и звёзды» Фета — список широко известных стихотворений можно продолжать бесконечно. Для поэтических произведений очень важным фактором, помогающим вызвать соответствующее настроение, является ритм, который часто перекликается с ритмом морских волн.

В изобразительном искусстве существует особый жанр — марина (ит. mari-

#17 [131] *2010

па, от лат. таппш - морской). Художник, изображающий морскую стихию, людей, попавших в шторм, называется

Выдающимся маринистом был англичанин Дж. М. У. Тёрнер, современники называли его живописцем «золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции». Тёр-нер во многом предвосхитил импрессионистов, уделяя много внимания передаче воздуха, воды и света. Морские пейзажи художника — это, как правило, величественные изображения бурь и гроз.

Вечно меняющееся море, как спокойное, так и взволнованное или неистовое стало главной темой в творчестве Айва-

маринистом.

В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. Море, на которое голландцы смотрели как на враждебную стихию, стремившуюся разрушить плотины, было изображаемо на картинах Эвердинге-на, Рюисдаля, Бакгюйзена как нечто угрожающее, в мрачных тонах. Напротив, Ренир Номс по прозванию Zeemann (моряк) писал в светлой гамме, изображая не только бури и морские сражения, но также спокойное море, порты, прибрежные пейзажи. Виллем ван де Вельде Младший, один из лучших голландских маринистов, писал почти исключительно тихие воды. Ливен Вермоур — порты, море с кораблями.

я вечно писал этюды, без которых письмо картины для меня было бы немыслимо, он же печатно заявлял, что это вздор и что писать надо впечатлением, посмотрев на природу» - писал Боголюбов...

Особой страницей в изобразительном искусстве являются произведения литовского художника и композитора К. Чюрлёниса. Максим Горький назвал творчество Чюрлёниса «музыкальной живописью». Ряд художественных полотен воспроизводит музыкальные формы, в частности форму сонаты. Среди них особенно значима «Соната моря» Она, как и большинство музыкальных

зовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие (более 6 тысяч работ!). Такие картины Айвазовского как «Девятый вал», «Чёрное море», «Среди волн» обогатили направление романтической пейзажной живописи и заняли достойное место в сокровищнице мировой художественной культуры. Интересно, что Айвазовский писал по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: «... движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры... »

Большое влияние живописи Айвазовского испытал на раннем этапе творчества известный русский маринист Алексей Петрович Боголюбов. Но он, напротив, стремился изображать морскую стихию как можно более реалистично и правдиво. «Хотя мы с ним (Айвазовским) преследовали одно направление, но он мне никогда не мешал, ибо я всегда был натуралист, а он идеалист —

сонат, состоит из трёх частей, причём каждая из них имеет традиционные музыкальные обозначения: Allegro, Andante, Finale. Эти части полны разнообразных ритмов — ритмы волн, корабликов, брызг воды, холмов на берегу. Море поёт, и поёт каждый раз в особой цветовой тональности, в своём темпе и ритме. Каждая картина этого триптиха построена полифонически, что проявляется в композиции, в эмоциональном развитии внутри цикла.

Тема моря в произведениях искусства неисчерпаема, как и взаимодействие человека и моря, человека и водной стихии; обращение к ней лишний раз подтверждает, насколько сильные эмоции вызывает у человека водная стихия, завораживающая и многоликая.

С авторами можно связаться: Рыжов Владимир Петрович vpr_trtu@mail.ru.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком