научная статья по теме Полифония праздничного и повседневного в коммуникативном пространстве культуры Биология

Текст научной статьи на тему «Полифония праздничного и повседневного в коммуникативном пространстве культуры»

Б01: 10.12731^^2014-11.12-25 УДК 130.2

ПОЛИФОНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО И ПОВСЕДНЕВНОГО В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Мостицкая Н.Д.

В данной статье впервые предлагается использовать термин «полифоничность» применительно к анализу диалектического единства праздничного и повседневного как коммуникативных пространств культуры, и обозначенному в репрезентантах языка культуры. Феномен праздничности раскрывается как условие для трансценденции, что в свою очередь дает возможность анализировать праздник как особую реальность отличную от повседневности и существующую в рамках праздничного хронотопа, специфика которого заключается в создании всех условий для осуществления коммуникативной связи с сакральными ценностями культуры. В тоже время повседневность рассматривается как культурное коммуникативное пространство, направленное на удовлетворение всех первичных потребностей личности.

Для обоснования основных положений автор обращается к традициям немецкой классической философии, экзистенциальной философии в целостной системе их теоретических методов научного познания. Новизной исследования является анализ диалектики праздничного и

повседневного через категорию «свободы». Основные положения статьи непосредственно отражают выводы, в которых предлагается рассматривать категорию «свобода» как вектор процесса самоактуализации «абсолютной идеи» культуры в динамике диалектического взаимодействия праздничного и повседневного, что, непосредственно находит отражение в коммуникативном пространстве культуры.

Ключевые слова: полифония; праздничное; повседневное; культурная коммуникация; хронотоп; трансцен-денция.

polyphony between the festivity AND everyday PHENoMENA in the culture's communicative space

Mostitskaya N.D.

The article introduces the term 'polyphony' as applied to the dialectic unity of festivity and everyday phenomena in the culture's communicative spheres, represented in the language. Festivity is viewed as a transcendental phenomenon, which in its turn allows studying festive occasions as the reality, different from everyday life and existing within a festive chronotope, whose goal is establishing connection with the culture's sacral values. Everyday life is viewed as a cultural communicative space aimed at satisfying the individual's basic needs.

The author turns to German classical philosophy and existential philosophy as an integral system of theoretical research methods for supporting the main ideas. The study presents novelty as it looks at the dialectics of festive and everyday phenomena through the category of 'freedom'. The main ideas of the study reflect the conclusions, which introduce the concept of 'freedom' as a vector of the culture's 'absolute idea ' self-actualization during the dynamic interaction between the festive and the everyday, which finds its reflection in the culture's communicative space.

Keywords: polyphony; festivity; everyday; cultural communication; chronotope; transcendental.

Введение

В современном информационном обществе в связи с разрушением традиционных связей и устойчивых коммуникационных каналов происходит размывание таких феноменов как праздничное и повседневное. Коммуникативное пространство культуры заполняется множеством различных языковых систем, разрушающих целостность информационного пространства культуры, которое становится все более мозаичным и дискретным. В то же время появляется необходимость гармонизации различных сфер человеческой жизни на уровне культурной коммуникации, а такие феномены как праздничное и повседневное задают наиболее фундаментальную структуру для формирования языковой коммуникации, обеспечивающей человеку потребную целостность, а также основные смыслы жизни.

Категории

Основной целью данного исследования является анализ категорий «полифония», «праздничное», «повседневное», «свобода» как составных элементов, необходимых для описания диалектического взаимодействия праздничной и повседневной коммуникации. Научно-исследовательский аппарат статьи непосредственно выстраивается на методологии немецкой классической философии, экзистенциальной философии в целостной системе их теоретических методов познания.

Полифония

Термин «полифония (от поли ... и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия, основан на равноправии составляющих фактуру голосов» [1, с. 227], заимствован из музыкального искусства, но учитывая последние тенденции формирования синтетического знания, и актуальность проведения междисциплинарных исследований, то и терминология эта может быть уместна для анализа таких понятий как праздничность и повседневность в контексте их одновременного «звучания». Полифонию определяют как многоголосие, звучать которое должно при обязательном условии функциональной идентичности голосов и «мелодической самостоятельности».

Термин используется и в литературоведении, полифония рассматривается как «особая форма авторского видения мира и человека, реализованная в полифоническом романе» [2, с. 178] Этим термином М.М. Бахтин описывал структурный принцип произведений Ф.М. Достоевского, реализующийся в «многоголосии» романа, в котором каждый персонаж обладает «своим голосом».

При этом акцент ставится именно на самостоятельности голоса, его независимости от автора, борьбе и взаимном отражении идей при одновременном звучании голосов.

В нашем случае в качестве голоса может быть рассмотрен определенный речевой знак, или смысловое сообщение, обработанное в специфически знаковой форме праздничной или повседневной коммуникации. Изучение сущностного содержания понятий праздничное и повседневное уже свидетельствует о внутренней полифоничности каждого феномена в отдельности, но в данной работе будет представлен только аспект полифонии их взаимодействия.

Праздник

Этимологически слово «праздник» чаще связывают со словами «праздный», «пустой», «порожний», то есть свободный от будничной деятельности [3, с. 127]. Такая трактовка была принята в русском языке. В этом определении уже осуществляется разделение праздника и будней (повседневности), в котором критерием такого разделение является деятельность. Но не всякая деятельность характеризует будни, нельзя сказать, что праздник освобожден от деятельности. Таким образом, именно качество деятельности можно обозначить как праздничное или повседневное. А если рассматривать коммуникационную деятельность, то здесь праздничное и повседневное будет задано как качество коммуникационных процессов, или принципиальный отбор и ограничения в использовании тех или иных знаков языка. При этом полифония праздничного проявлена в самой многоуровневой структуре праздника, как и полифония повседневности.

Повседневность мы рассматриваем как деятельность, направленную на физическое выживание и материальное обеспечение, или как характеристику повседневной коммуникации, а деятельность, связанную с сакральными, духовными практиками (во всех смыслах трактовки Абсолюта - как источнику свободы) как характеристику праздничного коммуникативного пространства культуры. О специфическом феномене праздничной деятельности, раскрываемом в особых языковых и коммуникативных конструкциях, свидетельствует и первоначальное название праздника, которое в древнееврейском языке звучало как «хаг», от глагола «хагаг», что означало «танцевать» [3, с. 127]. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Таким образом, исторически праздник это - деятельность по отношению к священным предметам, идеалам, развертывающаяся в заданном ритуале и обряде. То есть праздничное действо максимально ритуализировано и не предполагает внешней свободы действий, как и свободы коммуникации. Так и пространство праздничного дня не предполагает свободу от ритуалов, а напротив наиболее жестко закреплено нормами и обрядами, регламентирующими организацию времени и жизненного пространства, в том числе и коммуникативного пространства культуры.

Полифоничность самого праздника раскрывается в многообразии значения термина «праздник», так в латинском языке праздничные дни обозначались как <^ейае» - «отдых, каникулы», а также «festum» - «праздник, торжество». Современные лингвисты термин «^ейае» выводят из слова «^апит», означающего «священное место», а термин «festum» - от санскритского корня

«бхас» - «блестеть». Таким образом, праздник семантически связан и со своеобразным временем праздности, отдыха, и с радостью, весельем, с определенным сакральным ритуалом, танцем, приемами, пиршеством. При этом время для отдыха вовсе не означает отсутствие деятельности, напротив, деятельность строго ритуализирована.

Таким образом, с одной стороны, праздник это отдых, а с другой - деятельность строго ритуализированная в противовес повседневности, что задает особые правила, определенные условия для праздничной коммуникации, которая в свою очередь полифо-нична в своей структуре.

Повседневность

Феномен повседневности особенно интересовал французских ученых Школы Анналов. Известный историк Фернан Бродель [4] предложил одну из первых концепций «культуры повседневности». В качестве элементов культуры он предлагает рассматривать систему первичных потребностей, обеспечение которых направлено на физическое выживание человека. А также систему вторичных потребностей, связанных с проблемой выживания в социуме (мода, роскошь, деньги). Им же предложена и третья система потребностей, ориентированных на сферу мечты и желаний, что можно назвать потребностями самореализации и самоактуализации, т.е. выживания в собственном психологическом мире. В то же время для многих ученых структура повседневности ограничена предметами материального мира.

Продолжение развития теории Броделя можно увидеть у Ж. Бодрийяра [5] в книге «Система вещей» [6, с. 95], в которой

он говорит как о функционализме вещи, так и современной вне-функциональной системе вещей, определяемой в отношении дискурса субъекта культуры. Из положения Бодрийяра следует, что повседневность сама по себе может рассматриваться как подвижное образование с неустойчивой структурой, способной к моментальным изм

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком