научная статья по теме ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

© ЭО, 2004 г., № 1 М.Ю. Мартынова

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ*

Актуализация этнологических знаний

После создания новой России, более чем десятилетия политических и социально-экономических реформ перемены в сфере образования оказались радикальными. Одной из основополагающих стратегий его развития стала проблема многопланового учета "этнического измерения" российского социума. В новой образовательной политике важным фактором обозначилась идея поликультурности и поликонфессиональ-ности социального пространства. Возрождаются "национальные" школы. В то же время все более настойчиво утверждается мысль о необходимости внедрения в систему общего образования этнологического знания, о стратегической важности повышения этнокультурологической компетентности населения, целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, ознакомлению населения и прежде всего детей и молодежи с традициями своего и других народов.

В данной статье предметом анализа являются современные педагогические подходы к этническому многообразию нашей страны, взаимоотношение образования и эт-ничности. Рассматриваются задачи и цели образовательных технологий в сфере сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей, а также в отношении возможностей по гармонизации межэтнических отношений. Речь будет идти о проблеме преподавания этнологических знаний детям.

Именно в детском возрасте люди, как правило, получают представление об этнически кодируемых различиях. Этому способствует не только личный опыт социальных отношений, но целенаправленные усилия педагогов. Школьная программа в значительной степени актуализирует различия, делая их предметом изучения. Этот процесс происходит на уровне содержания занятий на уроках, на уровне учебных планов и методических разработок (даже в такой благонамеренной форме, как мультикультур-ное, или поликультурное, образование).

Всяческие манипуляции с педагогическими системами отнюдь не безобидны и имеют далекоидущие последствия. Прежде всего это относится к этническим компонентам воспитания подрастающего поколения, поскольку образование - один из наиболее действенных инструментов социального конструирования идентичности.

Система образования представляет собой уникальную возможность для более или менее спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи. Кроме того, образовательная среда сама по себе является поликультурным пространством. Она генерирует все проблемы взрослого общества, а содержательные идеи и ценности, которые закладываются в образовательные программы, служат тем стержнем, вокруг которого аккумулируется система общественного самосознания.

Именно поэтому экспертиза этнокультурных аспектов модернизации отечественной системы образования не должна оставаться вне сферы внимания научного сообщества. Несмотря на, казалось бы, очевидную пользу современных инноваций, возникает множество вопросов, касающихся повседневного воспитания подрастающего по-

* Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного на пленарном заседании V Конгресса этнологов и антропологов России.

коления. Например, каково воздействие сегодняшней практики мультикультурного образования и воспитания на динамику развития общества? Какие именно знания о многообразии человечества необходимы молодежи? Как найти баланс между стремлением ребенка к изучению традиций и языка своих предков и практической необходимостью постижения им доминирующей в обществе культуры, важной в социальной практике? Одним словом, чему и как учить?

В российских школах и вузах введено несколько учебных дисциплин, дающих возможность учащимся овладеть знаниями в этнической сфере. Это этнология, культурология, межкультурная коммуникация, конфликтология, история родного края и некоторые другие. Очень важной, на мой взгляд, является концепция поликультурного образования. Его суть - не специальное образование для разных по культуре людей, а образование для всех, позволяющее познакомить учащихся с многообразием человечества.

Тем не менее стандарт 2000 г. включил этнологию в качестве обязательного предмета только для психологических факультетов вузов. Студенты других специальностей могут ее изучать в рамках вузовского компонента учебных планов или дисциплин по выбору. Основы межкультурной коммуникации преподаются преимущественно на факультетах иностранных языков. Узкоспециализированную направленность имеет и деятельность по возрождению и развитию этнически ориентированных образовательных учреждений, формирование национально-региональных систем образования. Время показало, что до конца не ясно, какие же именно этнологические проблемы должны стать частью обязательных знаний современного россиянина. Основное внимание госстандарт уделяет теоретическим вопросам, а конкретные сведения о традициях разных народов включены в него в меньшей степени. Хотя в современном мире они, на мой взгляд, имеют не только эстетическую, но и практическую значимость.

Этнокультурные запросы и потребности в образовании - одна из наименее разработанных проблем. Важно уяснить их место в российском образовательном пространстве. Внесение в систему общего и профессионального образования этнокультуроло-гического знания, реализация его потенциала, направленности на формирование у молодежи общероссийской идентичности и современного толерантного этнокультурного сознания, а также на развитие столь важной для полиэтничной России культуры межэтнических и межконфессиональных отношений развивают общую стратегическую линию государства на удовлетворение культурных потребностей всех народов России.

Проблемы толерантности в молодежной среде

Сегодня одним из конфликтогенных пластов социального взаимодействия, к сожалению, остается сфера межэтнических и межконфессиональных отношений. Общеизвестно, что роль этнического фактора не только не уменьшилась, но существенно возросла в последнее десятилетие. По данным социологических опросов, у 30-40% россиян этническая идентичность актуализирована, при этом не менее четверти респондентов ответили, что "любые средства хороши для защиты интересов своего наро-да"1.

В последние годы этническая идентичность во многом определяет поведение россиян, в том числе молодежи. Например, исследование, проведенное в ряде регионов Северного Кавказа группой социологов по инициативе сотрудников Научно-исследовательского Центра сравнительной педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, показало, что каждый восьмой из опрошенных молодых людей дорожит своей этнической принадлежностью и испытывает гордость за свой народ. При этом около 70% проинтервьюированных испытывают неприязнь к людям по принципу этнической принадлежности. Каждый второй студент придает значение этнической принадлежности в повседневном общении. Вызывает тревогу то, что от 5 до 30% пятикурсников в той или иной мере испытывают чувство превосходства по

отношению к представителям других этнических групп. При этом свыше 40% старшекурсников считают, что межнациональные браки разрушают народ, 70% респондентов одного из университетов полагают, что необходимо соблюдать "чистоту нации"2.

К сожалению, нетерпимость, экстремизм и ксенофобия в обществе не обходят стороной и детскую, прежде всего подростковую среду. Три года назад 76% детей ответили в анкетном опросе, что будут сражаться на стороне своей национальности, не разбираясь, кто прав, кто виноват.

Недавно проведенный учеными МГУ им. М.В. Ломоносова опрос молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет по теме "Молодежь Москвы в условиях реформирования общества и экономики" показал, что, по мнению большинства участвовавших в опросе, важной проблемой является безопасность жизнедеятельности в столице. В высказываниях опрошенных часто встречаются слова "преступность", "терроризм", "правопорядок". В одном ряду с ними - "приезжие", "выселить", "рынки" и т.д. Стрессовое мировосприятие присуще как взрослым, так и молодежи. У подавляющей части подростков заметны пессимистическое настроение и недоверие к окружающим. Формой адаптации к социально-психологическим трудностям оказывается "поиск врага", которым нередко становится представитель иной этнической культуры. Очень опасно, что такие настроения порой становятся идеологической основой группового поведения, стимулируют расистские комплексы и агрессивный национализм.

На сегодняшний день, по данным МВД, в ряды известных экстремистских группировок входит более 10 тыс. молодых людей в возрасте до 18 лет. На самом деле их гораздо больше. Поэтому представляется, что образование молодежи имеет стратегическое значение, а вопрос об отборе и способах системного, нормированного представления этнокультурного компонента в учебниках и учебных программах относится к числу приоритетных для образовательного пространства России.

Подходы к содержанию образования

Важнейшим инновационным моментом последнего десятилетия стала вариативность развития педагогических систем и содержания образования. В условиях реформы был отвергнут принцип унификации обучения. Например, только в каталоге издательства "Просвещение" на 2003 г. значится более двух десятков учебников и учебно-методических пособий по истории России. Если к ним добавить книги, изданные в республиках, то картина окажется еще более сложной.

Принятый в 1992 г. закон РФ "Об образовании" закрепил новую модель построения содержания образования. В качестве приоритетных были зафиксированы две педагогические цели: защита и всемерное развитие культур народов России и сохранение единства федерального культурно-образовательного пространства. В результате реформы была введена модель содержания образования, состоящая из трех компонентов - федерального, национально-регионального и школьного.

Регионы получили возможность моделировать образовательную систему в соответствии со своими территориальными и этническими интересами. Первые, как правило, преобладали в субъектах Федерации, образованных по территориальному принципу (область, край), вторые - в субъектах Федерации, выделенных по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком