научная статья по теме Поликультурный подход как основа формирования патриотических ценностей современной молодёжи Философия

Текст научной статьи на тему «Поликультурный подход как основа формирования патриотических ценностей современной молодёжи»

В.В. КИРНИЦКИЙ

аспирант кафедры «Философия»

*

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Поликультурный подход как основа формирования патриотических ценностей современной молодёжи

Формирование ценностных установок у молодого поколения идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения затрудняют процесс самоидентификации человека в современном разнородном обществе, что на практике часто приводит к двум крайностям: к маргинализации, представленной человеком без корней, и к национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. «Демократические процессы, начавшиеся в России в 90-е годы XX века, привели, с одной стороны, к раскрепощению массового сознания, плюрализму мнений и оценок, открытым контактам с Западом, с другой - к размыванию фундаментальных ценностей россиян и, прежде всего, молодёжи»1.

В государственных нормативных документах, программах федерального, регионального и местного значения патриотическое воспитание, как правило, связано либо с военными аспектами (тогда патриотизм сводится к готовности молодых людей служить в армии), либо с деятельностью национальных культур (тогда «патриотическое» подменяется этнической самоидентификацией). В результате различное понимание феномена патриотизма и терминологическая путаница вносят затруднения в работу по формированию патриотизма как ценности. Ядро современного патриотизма - гуманизм, присущий представителям всех типов культур, позволяющий им бесконфликтно сосуществовать, сотрудничать, вести диалог, сохраняя свою самобытность в поликультурном социально-политическом пространстве.

В концепции «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» говорится, что обогащение содержания патриотического воспитания достигается «посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других

компонентов на основе важнейших достижений в области социально-

2

гуманитарных наук...» 2.

Патриотизм, оставаясь одним из значимых факторов объединения поликультурного российского общества, выполняет следующие социальные функции:

Кирницкий Владимир Владимирович, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

1 Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодёжи // Этносоциум и межнациональная культура, 2013, № 3(57), с. 132.

2 Концепция «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» М.,2014, с. 16.

- защитную, в рамках и под прикрытием которой осуществляется формирование и развитие того, что называется национальной самобытностью, духом нации;

- стабилизирующую, придающую прочность и устойчивость поликультурной системе во всех её основных звеньях (языке, культуре, традициях и т.д.);

- регулирующую, определяющую характер реакций на внешние факторы и воздействующую на характер вновь складывающихся связей и отношений.

Все три функции своеобразно проявляются в ценностном мире личности в зависимости от специфики воспитания и развития, особенностей поликультурной среды.

Так, А.В. Беляев рассматривает патриотизм как сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство3. Он считает, что патриотизм входит в состав понятия «гражданственность» и проявляется в деятельности, направленной на благо Отечества. Как социально-нравственный принцип патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества - конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за её успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли. В антигуманных, антидемократических системах принцип патриотизма извращается: «Любовь к Родине подменяется преданностью существующей государственно-политической системе. Соответственно полезным для Родины считается всё, что отвечает интересам правящей элиты. Не будучи осознанной, эта подмена порождает глубокие нравственные коллизии, нередко проявляющиеся в том, что протест против антинародной политики властей выливается в неприязнь и враждебность к Родине, к родному народу»4. Одну из частных целей гражданского воспитания А.В. Беляев видит в формировании патриотического самосознания, под которым понимает самоидентификацию личности как гражданина России и человека планеты Земля, восприятие идеи спасения и укрепления Отечества, готовность к его защите, осознание личной ответственности за настоящее и будущее Родины как члена мирового сообщества государств.

Как отмечают Н.Ф. Бондаренко и В.В. Колпачёв, в понимании современных исследователей значение идеи патриотизма для возрождения России велико по следующим причинам:5

3

См.; Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. Ставрополь, 1997, с. 33.

4 Там же, с. 14.

См.: Бондаренко Н.Ф., Колпачёв В.В. Патриотизм и патриотическое воспитание воинов: история, традиции, современность. Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Н. Козлова. Ставрополь, 1997, с. 8.

- патриотизм - это связующая нить всех поколений россиян с древнейших времён и до наших дней. Патриотизм - наши корни, наша национальная память;

- патриотизм - это то общее, что объединяет ныне все социальные слои, все политические силы нашего общества. Только на этой базе возможна их реальная консолидация;

- необходимость патриотизма диктуется кризисным состоянием России, когда обозначилась реальная угроза перспективам её существования как единого, великого, многонационального государства. Перед этой угрозой патриотизм позволяет народам взяться за руки, выстоять и победить невзгоды подобно тому, как это уже не раз было в российской истории;

- патриотизм - это защитная реакция на американизацию нашего общества и особенно его духовной жизни; люди все больше понимают, что нам «переливают кровь» неподходящей группы, от которой больная (Россия) может погибнуть;

- патриотизм - это способ преодоления раскола России по этническим линиям. Сплотить различные народы страны легче всего на почве любви к нашему общему государству - России.

Таким образом, исследователи считают, что патриотизм сегодня становится одним из значимых факторов духовного подъёма всего российского народа. Грань между космополитизмом и патриотизмом весьма тонка, но не настолько, чтобы современный культурный человек ее не заметил. «Мне чужда и болезненно противна идея объединения человечества в единое целое с уничтожением всех различий отдельных племен и народов. Это столь же неправильно, как и желать, чтобы люди были под один ранжир»6, - писал В.И. Вернадский. Конечно, объединение человечества с точки зрения экономики, политики неизбежно, но это должно быть единство равных, но разных людей. Национальное, этническое самоопределение человека отнюдь не отвергает его включенность в мировую культуру. Наоборот, обогащает ее новыми красками.

Значение патриотизма нужно оценивать не только в государственных масштабах, но и для конкретной личности. Значение патриотизма для конкретного человека заключается в следующем.

Во-первых, он усиливает его связи с другими людьми разных поколений, обществом и государством в целом. Патриотизм уводит молодого человека от одиночества, эгоизма, узкогрупповой (семейной) среды и тем самым социализирует его.

Во-вторых, патриотизм усиливает связь молодёжи с историей, традициями, настоящим и будущим своего Отечества. Патриот глубоко переживает различные этапы развития Родины. Патриотические чувства

6 Вернадский В.И. Дневник 1916 г. // Советская литература, 1989, 14 сентября, с. 5.

оказывают влияние на осмысление настоящего этапа и понимание перспективы.

В-третьих, патриотизм способствует развитию у молодёжи физических и духовных сил, интеллекта, чувств и воли, поскольку побуждает к решению новых, более важных и более трудных задач, выходящих за пределы меркантильных проблем.

В-четвертых, патриотизм позволяет молодёжи определить свою судьбу, делает её предсказуемой и более управляемой.

Для гармоничного сосуществования различных социокультурных групп, присутствующих в современном российском обществе, необходимо определённое соответствие в системе ценностей каждой из них. Согласно Т. Парсонсу, ценности есть высшие принципы, которые «вырабатывает» всякая социальная система для сохранения своего единства и целостности, обеспечения саморегуляции и консенсуса как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Ценности определяют принципы организации структуры общества, обусловливают саму возможность его функционирования7. По Э. Дюркгейму, общество -«творец и хранилище» всех ценностей8. Определённая иерархия ценностей отражает цели и направленность общества, создаёт его внутренний стержень. Для общества в переходные, кризисные эпохи, когда идёт активное преобразование его ценностной иерархии, характерны противоречивость, незавершённость ценностей, норм, установок, падение значимости определённых ценностей, разочарование, отсутствие идеалов. В подобной ситуации находится сегодняшнее российское общество. Вот почему для сохранения его единства и независимости необходимо, чтобы патриотизм гражданско-гуманистического типа входил в систему социальных и личностных ценностей молодёжи.

Современная Россия представляет собой общество, где налицо социальное смешение культур. Демократия, социальный плюрализм, разрешение деятельности организаций различного типа при всем своем положительном влиянии на общество имеют и «обратный эффект». Под лозунгом патриотизма активизируется так называемая национальная идея, зачастую переходящая в националистическую, что ведет к изоляции и конфронтации по национальному признаку; патриотическую идею эксплуатируют активизирующиеся ныне различные религиозные организации, синонимизируя религиозную и национальную принадлежность (русские - православие, татары - ислам и т.п.). При этом явно высвечивается тот же оппортунистический характер отношений с иной религией, что также ведет к противостоянию и дальнейшей социальной изоляции; патриотическая идея активно используется политическ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком