научная статья по теме Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма Философия

Текст научной статьи на тему «Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма»

Политическая доктрина консерватизма и неоконсерватизма

Н.Ф.ЖИРНОВ кандидат исторических наук, доцент

За время многовековой политической истории появилось множество политических доктрин, выражавших отношение к обществу, государству и его институтам. Созданные концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции) столь разнообразны, сколь и разнообразны результаты индивидуального творчества. Вместе с тем подобным трудам присуще нечто общее: они выражают отношение определённых социальных групп к государству и строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе, содержат решения основных проблем государства, права и общества. Современная политическая доктрина охватывает три компонента: логико-теоретическую, философскую основу;

понятийно-категориальный аппарат решения

государственных проблем, закономерностей

политического развития общества, форм социального назначения и принципов устройства государства, взаимоотношений личности и общества; программные положения - оценку существующей государственности, ее политических целей и задач.

Основной частью политической доктрины является её теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политической программы, логически построенной в соответствии с доминирующим мировоззрением эпохи. Политические доктрины чаще всего являются результатом индивидуального творчества, но и те из них, что приобретают обще-

ственное значение, имеют определённые политические и социальные функции. К функциям политических доктрин относятся идеологическое самоопределение какой-либо социальной группы по проблемам политики, государства, а также влияние на массовое политическое, социальное сознание, на политику государства.

Один из способов определения социальной сущности и реального содержания политической доктрины -установление связи её программных положений с объективными тенденциями политического процесса, т. е. проекция программной части доктрины на реальный политический процесс. Для того чтобы определить, чьи интересы выражены в данной теории, необходимо исследовать исторические условия доктрины, прежде всего социальную структуру общества, социальные противоречия, степень и тенденции развития общества. Более того, программная часть политической доктрины оказывается связанной с конкретной исторической обстановкой.

Рассмотрим содержание консервативной политической доктрины. Как идеология консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.).

Представители консерватизма (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) исходят из приоритета общества над человеком. Основоположник консерватизма Э. Берк считал, что "люди проходят, как тени, но вечно общее благо". По мнению идеологов консерватизма, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к общественным требованиям.

Политические проблемы консерваторы рассматривают во многом с точки зрения религиозных и моральных норм, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение прошлого в настоящем, по мысли Э. Бёрка, должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями1.

Система воззрений консерваторов базируется на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности: отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное божественное право и не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, опора на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. В то же время

1

Cm.: Burke E. An Abridgment of English History: from the Invasion of Julius Caser to the end of Reign of King John / The Works of Edmund Burke. In nine volumes. Boston, 1839.

государство должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. Теоретики неоконсерватизма настаивают на усилении управления обществом, совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

Консерватизм, с одной стороны, это психологическая установка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой - он представляет собой соответствующую модель поведения в политике и жизни вообще. С третьей - это идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащая известные социальные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами1.

В ходе развития общества на определённых его этапах к консерватизму обращались разные группы населения. Идеологические позиции этих групп накладывали свой отпечаток на консервативные установки на каждом данном отрезке времени. Параллельно происходил процесс эволюции социально-философских и идейно-политических концепций консерватизма.

1 См.: Жирнов Н.Ф. Идеология в современном политическом процессе: неоконсерватизм. М., 2008.

Взаимодействие указанных процессов привело к тому, что консервативные программы претерпели не менее серьёзные изменения, чем доктрины других политических групп.

Опираясь на тезис Э. Бёрка о несовершенстве человеческой природы, консерваторы рассматривают закон как необходимое средство для обеспечения прав человека. Такая трактовка консерватизма ставит порядок выше индивидуальной свободы и базируется на праве общества ограничивать свободу. Она предполагает также веру в сильное государство, готовое защищать общество от разрушительного воздействия быстрых изменений, сдерживать греховные наклонности человека. Консерватизм основывается скорее на целостном, чем на индивидуалистическом восприятии общества. Но при этом восприятие общества как органического целого предполагает иерархию внутри него и наличие привилегированного меньшинства. Утверждается, что каждый член общества должен находиться на предопределённом ему месте. Идеалом консерваторов является "упорядоченное общество".

В консерватизме признаётся необходимость перемен и реформ как естественный ход вещей. Понимание этих изменений осуществляется в традиционалистском выражении. Главное в этой идее состоит в том, чтобы реформы не нарушали "естественные" традиционные основы общества. "Мой ведущий принцип в модернизации государства, - подчёркивал Э. Бёрк, - использовать имеющиеся материалы. Честный реформатор не может рассматривать страну всего лишь как чистый лист, на котором он может писать всё, что ему заблагорассудится. Стандарту государственного деятеля должны быть свойственны: предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе". Любая

модернизация должна опираться на традицию и авторитет. Стремление к стабильности политических институтов сочетается у консерваторов с призванием важной регулирующей роли государства и государственной собственности в развитии страны при соответствующей поддержке рыночных отношений.

Личные права и свободы в консерватизме признаются приоритетными как выражение фундаментальных законов природы, но дополняются обязанностями человека перед обществом и государством. В духовном факторе приоритет отдаётся религии. В ней Э. Бёрк видел необходимые основания морали, взаимосвязи человека, общества, культуры и власти, стабильности государственного развития.

Консерватизм, вырастающий на основе традиций, подвержен внутренней эволюции и модернизации, обусловленной, с одной стороны, реальной динамикой социальных процессов, а с другой стороны - внутренним развитием идейного наследия. В основе классического консерватизма лежат следующие идейные принципы:

- общество является гармонично функционирующим и естественно возникшим социальным организмом;

- поскольку общество не имеет договорной основы, а развивается на основе законов природы, то подходить к изменению социальных порядков следует осторожно, менять следует то, что явно не работает во благо общества;

- государство вторично по отношению к гражданскому обществу, однако, общество всегда нуждается в эффективном государственном управлении и сильном государстве;

- политика подчинена морали и не может считаться самостоятельной сферой деятельности со своими собственными законами;

- мироздание подчиняется всеобщему моральному порядку, который поддерживается и санкционируется всеобщим Разумом;

- в каждом своем поступке человек должен стремиться не подчиняться собственным эгоистическим побуждениям и влечениям, а сообразовывать свои действия с существующими законами и обычаями, с общественным благом;

- помимо законодательства обществом управляют привычки, традиции и эмоции;

- нации, как и отдельные люди, имеют свои

характеры;

- человек от природы несовершенен, неразумен, подвержен различным порокам - жадность, завист

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком