научная статья по теме ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА

ИВАННИКОВ Иван Андреевич,

доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета. Е-mail: russia@ctsnet.ru; сот. тел . 8-918-553-57-21

Краткая аннотация: в статье отмечается, что анархисты были самыми активными создателями идеальных моделей общества, а наиболее детальный анархистский идеал общественного устройства был разработан М.А. Бакуниным, который предлагал, по сути, хорошо продуманную теорию формы государства на случай победы стихийной социальной революции, но до сих пор эта цельная и всесторонне разработанное учение не стало предметом специального научного исследования.

The paper deals with anarchists were the most active founders of ideal models of a society, and the most detailed the anarchist ideal of a social system has been developed by M.A. Bakunin who offered as a matter of fact well thought over theory of the form of the state on a case of a victory of a spontaneous social revolution, but till now this integral and comprehensively developed doctrine didn't become a subject of special scientific research.

Ключевые слова: анархизм; федерализм; Славянский союз; концепция М.А. Бакунина; стихийно социальная революция.

Anarchism; federalism; Slavonic alliance; rnncepts of M.A. Bakunin; spontaneous social revolution.

«Анархия - это страшное зло, но деспотизм еще ужаснее».

В. Годвин

В условиях экономического кризиса 2008-2010 гг., который сопровождается сокращением рабочих мест, становятся популярными и эффективными «прямые действия» граждан, которые выражаются в давлении на предпринимателей и органы государственной власти. Эти действия проявляются в стачках, демонстрациях, саботажах, бойкотах и иных про-тестных формах. Популярность политической теории анархизма в такие периоды особенно заметна. Идеи анархизма в середине XIX - в начале XX вв. получили распространение во Франции, Швейцарии, России, Италии, Испании, странах Латинской Америки и США. В конце XX в. анархистские идеи стали популярны в Греции. В декабре 2008 г. мир узнал о беспорядках в Греции, которые организовали анархисты, борющиеся против политики, ущемляющей права большинства граждан. Анархизм во второй XIX - в начале XX вв. получил распространение и в России. Из семи известных в мире идеологов анархизма, выделенных немец-

ким профессором П. Эльцбахером, трое русских: М.А. Бакунин, П. Кропоткин. Л.Н. Толстой.1

Анархисты были самыми активными создателями идеальных моделей общества. Основоположник анархизма Пьер Жозеф Пру-дон (1809-1865 гг.) мечтал заменить государство свободным союзом людей, связанных свободным договором. Его идеал - это федерация, в которой властные структуры формируются по принципу «снизу вверх». «...Наши юристы, - отмечал П. Прудон, - заслужили только один упрёке они чересчур почтительно относятся к законам, созданным произволом»2. Он заявлял: «. я требую уничтожения привилегий и рабства, я хочу равноправия, хочу, чтобы царил закон»3.

Наиболее детального анархистский идеал общественного устройства изложен у великого русского философа и революционера Михаила Александровича Бакунина (1814-1876 гг.). Он оказал существенное влияние на развитие политических идей, как в самой России, так и во всем мире. Вопреки сложившимся в лите-

1 Эльцбахер П. Анархизм. М., 2009. С. 282, 350.

2 Прудон П.Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти. М., 1998. С. 8.

3 Там же. С. 15.

ратуре утверждениям, М.А. Бакунин имел хорошо продуманную теорию формы государства на случай победы стихийной социальной революции. Однако до сих пор эта цельная и всесторонне разработанное учение не стало предметом специального научного исследования. М.А. Бакунин подчеркивал, что «... что мнимо народное государство, задуманное Марксом, в сущности своей не представляет ничего иного, как управление массами сверху вниз, посредством интеллигентного и поэтому самого привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ»1. Придуманное К. Марксом государство диктатуры пролетариата он называл тюрьмой, а поэтому агитировал славянский и немецкий пролетариат не вступать в социал-демократические партии, самой сильной из которых была германская, во главе которой стояли обличенные диктаторской «...властью, гг. Маркс и Энгельс, а за ними или под ними гг. Бебель, Либкнехт и несколько литераторствующих евреев;... по своему направлению, по цели и средствам чисто буржуазного и к тому же исключительно немецкою, т.е. славяно-убийственною»2. Они принесут народам не освобождение, писал М.А. Бакунин, а новую форму порабощения. Диктатура пролетариата начнется с захвата политической власти и ее усиления, а затем передачи в этом виде от пролетариата «в полное распоряжение своих благодетелей, опекунов и учителей - начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-своему»3.

Дискутируя с К. Марксом, М.А. Бакунин отстаивал точку зрения, согласно которой пролетариат не должен создавать государство нового типа, а, наоборот, захватив власть, разрушить имеющееся в наличии государство. «Если есть государство, - писал он, - то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо - вот почему мы враги го-сударства»4.

1 Бакунин М.А. Государственность и анархия / М.А. Бакунин. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. С. 314.

2 Там же.

3 Там же. С. 485.

4 Там же. С. 482.

Будущее идеальное общественное устройство М.А. Бакунин представлял «безгосударственным». Над проблемой его построения он начал задумываться еще с 40-х гг. и занимался ею до конца своей жизни. Но в 40-х - начале 60-х гг. он еще не отрицал государства и лишь с осени 1864 г. становится на анархические позиции. В выступлениях, статьях и книгах Бакунина, написанных в период с 40-х до середины 70-х гг., есть планы построений и даны отдельные характеристики идеальной, с его точки зрения, организации человечества. Особенностью программы М.А. Бакунина было то, что строительство этой социальной и политической системы должно начаться с России и славянских народов.

В марте 1848 г. в парижской газете «Реформа» была опубликована статья М.А. Бакунина, в которой говорилось, что революционное движение будет продолжаться до тех пор, пока весь этот континент, включая и Россию, не превратится в федеративную демократическую республику. Автор статьи, утверждал, что революция погибнет, если в какой-нибудь стране останется существовать монархическая форма правления. «Я - русский, и мысли мои, естественно, принадлежат России. Оттуда ждут первых громов революций», - заявлял М.А. Бакунин.5

В июне того же года он разработал в Праге программный документ для славянских народов, где указывал конечные цели революции: достижение независимости всех народов, составляющих славянское племя, создание славянского федеративного союза во главе со Славянским Советом (Славянской Радой). Этот высший орган должен был, по плану М.А. Бакунина, руководить «всем славянством как первая власть и высокий суд, все обязаны подчиняться его приказам и выполнять его решения»6. Шестой пункт документа гласил: «Только Совет имеет право объявлять войну иностранным державам. Никакой отдельный народ не может объявлять войну без согласия всех, так как вследствие объединения все должны участвовать в войне каждого, и ни один не может оставить братское племя во время беды»7. Войны

5 Бакунин М.А. Мировое значение февральской революции // М.А. Бакунин. Собрание сочинений и писем. 1828-1876. Т. 3. М., 1934. С. 296.

6 Бакунин М.А. Основы новой славянской политики // Там же. С. 302.

7 Там же. С. 303.

между славянами объявлялись позорным явлением и запрещались. В работе «Народное дело...» М.А. Бакунин описывает Россию будущего как государство бессословное, с выборным представительным органом - Всенародным Земским Собором, с национально-территориальным разделением всех народов, живущих на ее просторах. Революционная партия «Народного дела» должна была добиваться:

- «Чтобы вся земля русская была объявлена собственностью целого народа, так чтобы не было ни одного русского, который бы не имел части в русской земле;

- Самоуправления народно-общинного, волостного, уездного, областного и, наконец, государственного, с царем или без царя, все равно и как захочет народ. Но чтоб не было в России чиновничества, и чтоб централизация бюрократическая заменилась вольною областною федерацией»1.

Россия планировалась как федеральный союз Польши, Украины, прибалтийских народов и народов Закавказского края. В свою очередь, Россия должна была войти в Великую вольную федерацию Славянскую, «где каждый народ, велик или мал, будет вместе и вольным и братским с другими народами «и в трудное время должен стоять» за всех, и все за каждого, и чтоб не было в братском союзе особенных государственных сил, чтоб не было ничьей гегемонии, но чтоб существовала единая и нераздельная общеславянская сила»2.

Размышляя над данной проблемой, М.А. Бакунин уже к осени 1864 г. дал развернутую характеристику идеальной формы государства, которое должно возникнуть в результате победоносной всемирной революции, то есть процесса, который, возникнув в одном месте, быстро распространится по всему миру. Необходимо отметить, что образцом для данной формы государства явилась современная ему Швейцария, правительство которой он считал единственным в Европе не реакционным.3 В этой организации людей отсутствовало право

1 Бакунин М.А. Народное дело. Романов. Пугачев или Пестель? Лондон, 1862. С. 41.

2 Там же. С. 43.

3 Бакунин М.А. Международное тайное общество освобождения

человечества // Революционная ситуация в России в 1859-1861

гг. М., 1974. С. 313.

наследования, воспитанием людей до их совершеннолетия занималось общество, труд был обязательным для каждого индивида, провозглашалось равенство женщин и мужчин, а также свободный брак.

М.А. Бакунин подробно описал форму послереволюционной организации, основу которой соста

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком