научная статья по теме ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ КАНЦЛЕРА ГЕРМАНИИ БИСМАРКА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ КАНЦЛЕРА ГЕРМАНИИ БИСМАРКА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 6, с. 88-94

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ^^^^ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ КАНЦЛЕРА ГЕРМАНИИ БИСМАРКА

© 2008 г. В. Г. Баев1

Охарактеризовать общее содержание правовых взглядов Отто фон Бисмарка - задача непростая, поскольку он не был правовым мыслителем. Бисмарк - государственный деятель и политик и, его деятельность была направлена на формирование политической реальности. Мысли и замечания Бисмарка носили политический характер, так как служили подготовке политических решений, напрямую не затрагивая сферу права. Однако государственный деятель вынужден в своей политической деятельности руководствоваться правовыми идеями как вопросами положительного права.

В работах написанных Бисмарком, приходится искать то, что мы называем "правовым воззрением", причем содержание его правосознания выражается не всегда четко и ясно, да и то при определенных обстоятельствах (например, в конституционном конфликте в Пруссии). Если в политическом мышлении государственной персоны присутствуют определенные элементы правосознания, то они, разумеется, не привязаны к системному взгляду на право.

Тогда откуда мы можем знать о наличии в сознании Бисмарка правовых ценностей? Можно ли считать, что в конституционном конфликте или в "Культуркампфе" у Бисмарка проявлялось сформированное правосознание? Или его политическая деятельность демонстрировала полное отрицание права? Известный либеральный историк Э. Эйк в годы Второй мировой войны написал трехтомное исследование о Бисмарке. Квинтэссенция труда: редко, когда в одной персоне объединялось такое богатство натуры, как в Бисмарке, но природа отказала ему в понимании права и

справедливости . Однако бесспорно и другое: политика Бисмарка не могла не сталкиваться с правом в одном пространстве. Создание Бисмарком имперской конституции по существу сделало его "учителем государственного права". Отсюда проистекает интерес к пониманию правовых представлений человека, чье государственное миро-

1 Заведующий кафедрой конституционного права Тамбовского университета им. Г.Р. Державина, кандидат юридических наук, профессор.

2 См.: Eyck E. Bismarck. Leben und Werk. Bd. III. Tübingen, 1944. S. 638.

воззрение в основе своей наполнено напряженными противоречиями.

Среди многих из указанных противоречий основное - между постоянно звучащей религиозно-христианской тональностью и всепронизываю-щей абсолютизацией государственных целей. Свидетельством влияния христианских идей на государственно-правовые взгляды Бисмарка стали его выступления в Соединенном ландтаге. С его точки зрения, любое государство, заинтересованное в длительном существовании, должно покоиться на религиозной основе: "Если вообще признавать религиозную основу государства, то эта основа у нас должна быть христианской... Я думаю, что только то государство могу назвать христианским, которое ставит перед собой задачу реализовать христианское учение"3. Бисмарк убежден, что если убрать религиозную основу государства, то оно может рассматриваться не более как случайный агрегат прав, разновидность преграды войне всех против всех. И даже если в конкретных условиях прусского государства не удастся достичь целей в полной мере, все равно задача государства остается прежней. "Нельзя отнимать у народа веру в то, что законодательство черпается из христианского источника и что государство преследует цель реализовать христианское начало"4. И далее: "Если бы я не был христианином, я бы не служил королю ни одного часа.. .Отнимите у меня веру - и вы отнимете у меня Отечество. Без веры я бы не стал канцлером,

каким вы меня знаете"5.

Этим, как представляется, можно объяснить данную Бисмарком христианскую мотивировку социального законодательства. Во время обсуждения в рейхстаге в 1881 г. закона о страховании от несчастных случаев Бисмарк обосновал необходимость принятия закона христианским характером государства, которое в большинстве своем состоит из христиан, всегда готовых помочь ближнему. Лидер прогрессистской партии в рейхстаге Евгений

3 Цит. по: Kober H. Studien zur Rechtsanschaung Bismarcks. Tübingen, 1961. S. 6.

4 Цит. по: Schweitzer C. Bismarcks Stellung zum christlichen Staat // Schriftenreihe der preußischen Jahrbücher. 1923. < 7. S. 44; Mareks E. Bismarck. Eine Biographie 1815-1851. Hannover, 1951. S. 567.

5 Schweitzer C. Op. cit. S. 8.

Рихтер назвал намерение государства составить треть страхового сбора за счет бюджета коммунизмом. Бисмарк же представил это законодательным подтверждением практического христианства: "Называйте это социалистическим законодательством, я предпочитаю называть его христианским".

В дальнейшем в роли руководящего политика, Бисмарку пришлось разрешать противоречие между христианским мировоззрением и потребностями государства. Победил при этом государственный эгоизм, который стал основой последовательной политики государственного национального интереса. Бисмарк был готов убрать любое стоявшее у него на пути препятствие, чтобы достичь цели во имя блага и интересов своего Отечества. Так, проводившаяся в 70-е годы XIX в. "борьба за культуру" оставалась для Бисмарка не чем иным, как защитой устоев государства. Он подчинял свои личные взгляды государственным интересам, в том числе идее "целостности государственной жизни".

Для понимания того, как сочетается желание Бисмарка подчинить все ценности закону государственного самосохранения с укорененными в христианской вере правовыми воззрениями, следует помнить, что он превратился в верующего христианина к началу своего сорокалетия (к 1855 г.). Вся его дальнейшая жизнь протекала в тесном соприкосновении с "христианско-герман-

ским обществом" померанских пиетистов6. Человеческие отношения с членами этого круга, жизненный и божественный идеал которых привлекал Бисмарка, сильно воздействовали на

формирование его сознания . Именно тут он нашел и спутницу жизни - Иоганну фон Путткамер.

Работы философов древности и произведения Гегеля стали для него той основой, опираясь на которую он искал успокоения по поводу того, что недоступно человеческому сознанию. Однако попавшаяся ему в руки публикация одного молодого гегельянца загнала его в тупик сомнений и привела к мысли, что существование его и других людей бесцельно. Все это заставляло искать доверия господа Бога в тех случаях, когда надо было добиться ясности в сложных вопросах. Бисмарку удалось преодолеть различие служебной и личной морали, закрепленное разными законами. Продолжая жить верой, он служил стране и Богу путем формирования жесткой реальной политики.

Выступая после своей отставки перед объединением немецких студентов, Бисмарк заявил: всю свою жизнь он подчинил цели национального объединения Германии путем, какой был ему

6 См.: Meinecke Fr. Preußen und Deutschland im 19 und 20 Jahrhundert. Berlin, 1918. S. 296.

7 См.: ibid. S. 336.

продиктован рождением и воспитанием при непременном сохранении института монархии. Эта речь точно отразила глубину консервативно-монархической традиции, перешедшей к Бисмарку от предков, неразрывность его верноподданнической связи с немецким господствующим домом, незыблемость убеждения в том, что созданная им немецкая империя может существовать только на монархическом основании.

Победа Пруссии над Австрией в 1866 г. сформировала основу для создания Северогерманского союза княжеских правительств ряда германских государств, подписавших Союзный договор . Предусмотренное в нем согласование союзной Конституции специально созванными парламентами с самого начала придало новому государственно-монархическому образованию конституционную основу. А в союзной Конституции, которая в своих существенных чертах была

бисмарковским интеллектуальным творением9 и которая после 1870 г., со вступлением в союз южнонемецких государств превратилась в Конституцию Германской империи, монархический принцип был закреплен в фундаменте общенемецкого государственного здания.

В преамбуле говорилось, что вечный союз создан суверенами немецких государств. Организационные статьи еще более подчеркивали монархическую структуру, закрепляли способ формирования и деятельности Союзного совета (ст. 6-10), президиум которого (ст. 11-19) был связан в Конституции с титулом "германский кайзер". Полномочия верховного главнокомандующего армии и флота в мирное и военное время конституция Северогерманского союза передавала прусскому королю. "Союзные правительства", в совокупности являлись носителями общегосударственного суверенитета, имели в Союзном совете свою конституционную долю участия в имперском законодательстве, которое осуществлялось Союзным советом совместно с рейхстагом (ст. 5). Фактическим главой исполнительной власти являлся прусский король как самый могущественный в союзе (империи), хотя строго формально власть предоставлялась не ему, а "союзным правительствам", среди которых он был первым среди равных. Безусловный приоритет прусского короля Конституция подтвердила тем, что вручила ему полномочия президиума союза (как германскому кайзеру), а также право и обязанность следить за исполнением союзных (имперских) законов, уполномочила представлять на международной

8 Для монархического характера Союза было несущественно, что к 22 государствам-подписантам присоединились три свободных ганзейских города, имевших республиканские конституции (см.: Schmitt C. Verfassungslehre. Berlin, 1983. S. 56).

9 См.: Härtung F. Deutsche Verfassungsgeschichte vom 15. Jahrhundert bis zur Gegenwart. Stuttgart, 1950. S. 276.

арене объединенное германское государство, объявлять войну и заключать мир.

Кроме этого, прусский король располагал в Союзном совете 17 представителями (из 58 членов) исполнительной власти Пруссии; через них он получал особые полномочия в законодательной сфере, как, например, право "вето" на любую

попытку изменения Конституции10. А ст. 19 наделяла кайзера как верховного главнокомандующего полномочиями по решению Союзного совета осуществлять военную "экзекуцию" в отношении проштрафившихся членов Союза. Если же принять во внимание действительное влияние Пруссии на мелкие государ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком