научная статья по теме ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДИХОТОМИИ "СЕВЕР-ЮГ" В КЫРГЫЗСТАНЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДИХОТОМИИ "СЕВЕР-ЮГ" В КЫРГЫЗСТАНЕ»

Литература

Donahoe etal. 2009 - DonahoeB., Eidson J., FeyissaD., Fuest V., HoehneM.V., NieswandB., Schlee G., Zenker O. The formation and mobilization of collective identities in situations of conflict and integration // Max Planck Institute for Social Anthropology Working Papers. No. 116. 2009.

Ensminger 1992 - Ensminger J. Making a Market: The Institutional Transformation of an African Society. The Political Economy of Institutions and Decisions. Cambridge and NY: Cambridge University Press, 1992.

Finke 2004 - Finke P. Nomaden im Transformationsprozess: Kasachen in der post-sozialistischen Mongolei. Münster: Lit, 2004.

Finke 2014 - Finke P. Variations on Uzbek Identity: Strategic Choices, Cognitive Schemas and Political Constraints in Identification Processes. Oxford, N.Y., 2014.

Hechter 1987 - Hechter M. Principles of group solidarity. Berkeley: University of California Press, 1987.

North 1990 - North D.C. Institutions, Institutional Change, and Economic Performance: The Political Economy of Institutions and Decisions. Cambridge and NY: Cambridge University Press, 1990.

Riker 1962 - Riker WH. The theory of political coalitions. New Haven: Yale University Press, 1962.

Schlee 2008 - Schlee G. How Enemies are made: towards a theory of ethnic and religious conflict. Oxford, NY: Series Integration and Conflict Studies. Vol. I. Berghahn Books, 2008.

Schlee 2010 - Schlee G. Choice and Identity // Max Planck Institute for Social Anthropology. Report 2008 - 2009. Vol. I. P. 9-28.

ЭО, 2014 г., № 4 © Э. Исабаева

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДИХОТОМИИ "СЕВЕР-ЮГ" В КЫРГЫЗСТАНЕ

Ключевые слова: дихотомия "север-юг", идентификация, новостройка, Бишкек, Кыргызстан

Дихотомия "север-юг" в Кыргызстане имеет характер не только географический и символический, но и политический, включающий в себя исторические, культурные и экономические различия. Разделение Кыргызстана на север и юг не ново и уходит корнями во времена существования Кокандского ханства. Однако усиленная политизация дихотомии началась со времени обретения независимости, когда правящая элита и оппозиция активно начали использовать разделение страны на север и юг в борьбе за власть и ограниченные ресурсы. Данная ситуация несомненно повлияла на жизнь обычных жителей Кыргызстана, которые разделились на "северян" и "южан". Проводя параллели между политизацией дихотомии на макро- и микроуровнях, статья имеет целью расширение понятий этнической и политической идентификации.

Введение. Помню, в юности мне советовали выбирать в качестве будущего мужа парня из "своего" края. А "чужими" считали тех, кто "издалека", точнее, с юга страны. На мой вопрос, почему, бабушка отвечала, что между севером и югом слишком боль-

Элиза Исабаева - докторантка факультета социальной антропологии Университета Цюриха (Швейцария); e-mail: eliza.isabaeva@uzh.ch

шое расстояние. Поскольку кыргызы практикуют патрилокальный семейный уклад, то бабушка боялась потерять связь со мной. Данный пример говорит о том, насколько для кыргызов важно родство. Это не обязательно клановое или племенное родство, а крепкие семейные связи (Gullette 2010: 56, 67; Стамова, Соорбекова 2011: 83). Из этого следует, что разделение на юг и север в Кыргызстане имеет географический характер и определяется соответственным расположением регионов относительно горной системы Тянь-Шань. Однако немаловажно отметить и политический характер этого разделения, ведь идентификация (а в Кыргызстане она отчасти основывается на разделении "север-юг") является важным вопросом в современной политике (Brubaker, Cooper 2000: 2). Исследователи, изучающие Кыргызстан, нередко упоминают борьбу за власть между политическими лидерами двух регионов и указывают на исторические, культурные и экономические различия между ними (Ismailbekova 2011; Radnitz 2006; Temirkoulov 2004). А представители власти даже не скрывают, что отношения между севером и югом Кыргызстана натянутые и что противопоставление севера и юга зачастую используется в корыстных целях (см.: Булавин 2010; Мукашев 2007). Такая "политизация" дихотомии "север-юг" не только привела к соперничеству между правящими кругами двух регионов, основанному на стремлении к власти, но также к делению кыргызстанцев на "северян" и "южан".

В данной статье речь пойдет о новостройке1 на окраине Бишкека, которая заселена внутренними мигрантами из северных и южных областей Кыргызстана. Несмотря на разницу категорий "северян" и "южан", на которую люди часто указывают, у этих мигрантов одна цель - осесть в городе, а точнее, в смешанной новостройке, где они живут бок о бок с "другими/чужими". Во время полевого исследования в новостройке Кызыл Жер2 можно было не только услышать и увидеть факт разделения на "северян" и "южан", но также почувствовать тот тон, которым люди ссылаются на него.

В статье об урбанизации в Бишкеке Аида Алымбаева указывает на символическое значение разделения на "север" и "юг", которое выражается такими символами, как "чистота" нации, степень религиозности и образованности, разнообразие новых статусов и употребление стереотипов (Алымбаева 2008). Также некоторые различия в языке и обычаях рассматриваются как символы различия между "северянами" и "южанами".

Целью данной статьи является расширение аргумента про символическое значение дихотомии "север - юг". Рассматривая ее политическую сторону, я продемонстрирую перемещение дискурса этой дихотомии с одного уровня на другой, т.е. с макро- (государственного) уровня на микро- (местный, кызылжерский) уровень. Данное перемещение представляет собой длительный исторический процесс, где я попытаюсь определить акторов, усиливших акцент дихотомии, их мотивации в процессе и, наконец, последствия, которые мы имеем на сегодняшний день в смешанной новостройке Кызыл Жер.

На примере алевитов, которые борются за признание своей идентичности, Мартин Сёкефельд (Sokefeld 2008) показывает, что идентичность является политической идеей. Ведь алевиты требуют, чтобы их признали как отдельную группу, без каких-либо стигм, а это требование признания (recognition) рассматривается как одно из основных прав человека (Там же: 17). Поэтому вопрос об идентичности тесно связан с политикой, правами и способностью (power) (Там же). В Кыргызстане идентификация, основанная на дихотомии "север-юг", политизирована, потому что после распада СССР долгое время существовало противостояние между политическими лидерами севера и юга. Одни притесняли других в политической гонке за власть, другие чувствовали себя недопредставленными, ущемленными и т.д., в результате между ними имело место соперничество. Несмотря на то что это соперничество проявило себя в кругу политической элиты, интересен тот факт, что оно повлияло на все население Кыргызстана, а на титульную нацию - кыргызов - в особенности.

Рис. 1. Памятник погибшим в событиях 2002 и 2010 гг. Фото автора

В дальнейшем в работе будет показано, как жители смешанного поселения Кызыл Жер взаимодействуют друг с другом и как политизированная дихотомия "север-юг" проявляется в их повседневной жизни. Таким образом, на примере жителей Кызыл Жера данная статья имеет цель расширить понятие этнической и политической идентичности в Кыргызстане.

Развитие событий. Деление на север и юг не ново для Кыргызстана. Оно уходит корнями в эпоху Кокандского ханства (см.: Бабаджанов 2010). В советское время данное разделение также было предметом повышенного интереса (Бородин 2012). Однако, на мой взгляд, период после распада Советского Союза особенен тем, что "политизированное" разделение Кыргызстана на север и юг стало очевидным.

С приобретением независимости, которую не ждали и за которую в Центральной Азии не боролись (Abashin 2013), в Кыргызстане к власти пришел Аскар Акаев, родом из Кемина Чуйской обл., что находится на севере страны. Оппозиция обвиняла Акаева в том, что при назначении на высокие должности он отдает предпочтение северянам (Radnitz 2006: 134; Ismailbekova 2011: 20). Акаев и его команда были у власти до 2005 г., когда в результате "тюльпановой революции" режим Акаева был свергнут и к власти пришла южная элита во главе с Курманбеком Бакиевым. Во время своего правления Бакиев также окружил себя близкими людьми, дал высокие государственные посты своим родным (см.: Marat 2008: 232-234). Несмотря на доброе намерение объединить два региона Кыргызстана, политический тандем между Бакиевым и Куловым - так сказать, между югом и севером - вскоре распался. С приходом "южной" элиты к власти заново началась конфронтация между "северной" и "южной" элитами за власть, посты и ограниченные ресурсы (Ismailbekova 2011: 20).

Именно со времен независимости из-за политических игр правящей элиты и ее оппонентов в Кыргызстане начинает усиливаться разделение страны на север и юг. В разделении играло роль не только происхождение, но и "географическая принадлеж-

ность" борцов за власть. Последний аспект носит научное название - "регионализм". Анализируя работу политолога Паулин Джонс Луонг (Luong 2002), Дэвид Гуллетт дает следующее определение регионализму, которым и я буду руководствоваться в своей работе: "Регионализм - это установление связей между людьми, у которых общее территориальное происхождение, институционализированное в административное деление - районы" (Gullette 2007: 375). По мнению Луонг, регионализм заменил то, что ранее называли "трайбализмом" (Luong 2002: 53).

Скотт Радниц (Radnitz 2006: 137-139) в своей работе выдвинул тезис о том, что местность (localism) в Кыргызстане более важна, чем кланы, племена и регионы. Дэвид Гуллетт (Gullette 2007: 381) также пишет, что о генеалогии, которая является основой кыргызской идентичности, никто в повседневной жизни и не задумывается, кроме тех случаев, когда люди собираются для проведения ритуалов жизненного цикла. Отдаю должное авторам, ведь в Кыргызстане один из главных вопросов - "откуда будешь родом?". Когда человек называет свою местность, его накрывает волна стереотипов и приписываются фиктивные родственные отношения. Я испытала такое на себе. Во время пребывания в Таласе, что в западно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком