научная статья по теме ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 4

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Г.В. ПУШКАРЁВА

Политические верования в структуре личности

Политические верования рассматриваются как представления о политических объектах и явлениях, которые человек принимает полностью и безоговорочно, не ставя под сомнение их истинность. В статье анализируются три вида политических верований: верования-идеалы, отражающие ценностные ориентации индивида, его представления о желаемых образах политического будущего; верования-мифы, отражающие уверенность индивида в существовании некоторых сил, влияющих на политические процессы; героические верования, отражающие убежденность индивида в исключительных свойствах и качествах отдельных политических лидеров, способных в кризисных ситуациях играть роль спасителя отечества. В статье раскрываются причины возникновения политических верований, их функции, указывается, что они помогают человеку сделать окружающий мир более понятным и предсказуемым, обрести ориентиры политической активности. Обосновывается тезис, что чем выше политическая нестабильность общества, тем большую роль в системе мотивации личности играют политические верования.

Ключевые слова: политические верования, верования-идеалы, верования-мифы, когнитивная система личности.

В процессе политической социализации у каждого человека вырабатывается способность к ориентации в политическом пространстве. Он начинает распознавать политические объекты, понимать правила политического поведения, оценивать политические события, интерпретировать действия политических акторов. Эта способность развивается благодаря сложным психическим процессам, обеспечивающим восприятие человеком политической информации, ее понимание и усвоение. Но психика индивида не просто отражает внешний политический мир, она формирует свою систему представлений об этом мире, наполненную индивидуальными переживаниями, ценностными суждениями, верованиями, автобиографическим опытом, ожиданиями и ощущениями. Именно этот уникальный субъективный политический мир начинает влиять на выбор человеком моделей политического поведения, либо подталкивая к безоговорочной поддержке правительственного курса, либо превращая в активного оппозиционера, или в пассивного наблюдателя за происходящим на политической арене.

Особую роль в системе ориентации человека в политическом пространстве играют политические верования, то есть представления о политических объектах и явле-

П ушк ар ё в а Галина Викторовна - доктор политических наук, профессор кафедры политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4. E-mail: gvpush@mail.ru.

ниях, которые человек принимает полностью и безоговорочно, не ставя под сомнение их истинность. Он может верить в благородство политического лидера, защищающего интересы страны, в коварство оппозиционера, подрывающего целостность общества, в справедливость определенных политических принципов, в неизбежность построения идеального государства, и т.д. Верования обладают особой внутренней силой, они влияют на ракурс восприятия политических событий, на оценки происходящего на политической арене, на мотивацию политического выбора.

Однако, несмотря на свою особую роль, политические верования нечасто попадают в фокус внимания исследователей. Это связано с тем, что верования в науке традиционно связываются с религией, политика же рассматривается скорее как арена рационально действующих акторов, преследующих свои цели. В этой связи более приемлемым для обозначения устойчивых взглядов считается понятие "политические убеждения". Показательно, что даже английский термин "political beliefs" на русский язык обычно переводится как "политические убеждения".

На мой взгляд, отождествление верований и убеждений не вполне корректно. Верование иррационально, оно не нуждается в фактическом или формально-логическом объяснении, в то время как убеждение формируется в результате определенной мыслительной активности, как осознанный выбор наиболее приемлемого суждения, прошедшего проверку на истинность. Вера, как правило, возникает спонтанно, человек не утруждает себя глубокими размышлениями относительно объекта веры, он не стремится постигнуть суть явления, он просто верит. Предметом веры, как правило, является то, что непостигаемо, что не может быть подвергнуто верификации. Убеждения, напротив, открыты для возможности подтверждения их соответствия реальности политического бытия. Таким образом, политические верования - особый психический феномен, и в данной статье я попытаюсь раскрыть его содержание, показать причины возникновения политических верований, их роль в системе ориентации личности в политическом пространстве.

Верования всегда предметны. Иными словами, человек верит в существование какого-либо объекта или явления, либо в их определенные свойства, качества, либо в некоторые принципы организации мироздания. В политике предметом верования могут быть конструкции идеального политического бытия, созданные мыслителями как антитеза существующему политическому порядку или как воплощение определенных представлений о справедливости общественно-политического устройства. Это -так называемые верования в "светлое будущее". Можно только верить в возможность построения идеального политического порядка, поскольку его опытного образца, позволяющего рационально оценить, насколько комфортным он будет для человека, просто не существует. Такого рода верования - фундамент политических идеологий.

Вершину любой политической идеологии составляет система ценностей, отражающая мировоззренческую концепцию, разрабатываемую крупными мыслителями, философами. В своих трудах они конструируют идеальные формы общественно-политического устройства, обосновывают важность и значимость выбранных политических ориентиров. Но если бы идеология была только теоретической доктриной, она никогда не смогла бы овладеть умами миллионов людей, поскольку ее постижение требует специальных знаний, навыков чтения философских произведений, умений аналитически мыслить и понимать сложные теоретические построения.

Вот почему в идеологии всегда есть второй уровень, представляющий собой упрощенное изложение доктринальных положений в виде адаптированных для массовой аудитории текстов, отдельных лозунгов, готовых суждений и оценок, программных заявлений, популистских обращений. Назначение этого уровня - привлечь внимание масс к определенной системе ценностей, а главное - побудить их поверить в непреложность значения декларируемых ценностных ориентиров для развития общества, для создания справедливой системы политических властеотношений. Возникающие на этой основе политические верования-идеалы представляют собой укорененные в сознании людей ценностные императивы, которые не подвергаются сомнению. Бла-

годаря этим верованиям идеология обретает не просто сторонников, но и преданных борцов за заявленные идеалы.

Многообразие идеологических концептов, представленных в современном обществе, отражается и на политических верованиях. Так, одни верят, что справедливым может быть только общество, где гарантированы права и свободы гражданина, другие верят в идеалы социального равенства, где отсутствует эксплуатация, третьи - в исключительность, избранность своей нации, четвертые - в необходимость отмирания государства, и т.д.

Другим предметом верований являются мифы. Политические мифы возникают в ответ на потребность сделать политический мир более понятным, преодолеть пугающую неопределенность политических взаимодействий. Отсутствие научных знаний, необходимого опыта в освоении информации толкали людей к объяснению происходящего в политической сфере, исходя из своего личного, а потому неизбежно ограниченного жизненного опыта. В итоге сложный комплекс факторов, порождающих то или иное политическое явление, подменялся либо понятными в повседневном опыте причинно-следственными связями, либо влиянием неких сил, подчас рисующих их как обладающих сверхъестественными возможностями. Именно поэтому миф становился причудливым сочетанием реальности и вымысла. Там, где не хватало знаний и опыта, человек домысливал причины и факторы доступными его образу мышления способами. Как отмечал Е. Мелетинский, "мифология постоянно передает менее понятное через более понятное, неумопостигаемое через умопостигаемое и особенно более трудноразрешимое через менее трудноразрешимое" [Мелетинский 1976, с. 169].

Мифологическая конструкция обычно проста и доступна для всех, в том числе для не искушенных в политике и не обладающих специальными знаниями в этой области. В этом причина того, что мифы легко усваиваются и, оседая в глубинах памяти, начинают выполнять важную для человека функцию. Мифы помогают ему найти оправдание насилию со стороны властей и своему положению в системе политических отношений, благодаря мифам он может верить в неизбежность подчинения лидеру-герою и снимать с себя ответственность за все происходящее в политической сфере.

Политические мифы могут существовать только на основе веры в непреложность суждений, составляющих соответствующую объяснительную схему, поскольку в них реальные взаимосвязи, которые можно идентифицировать с помощью научных методов, подменяются вымышленными, подчас непостижимыми. К политическим верованиям-мифам относятся: вера в существование неких тайных сил, направляющих ход политического процесса в стране и мире, вера в исключительные возможности отдельных политических акторов, вера в злонамеренность действий определенных политических структур, и т.п.

Среди политических верований-мифов особое место занимает вера в героев, в лидеров, обладающих исключительными качествами и способными помогать простым людям, создавать справедливый политический порядок. Результатом такого мифологического конструирования становится харизма, образ, в котором по отношению к конкретному политику воплощаются верования в его избранность, способность выбирать правильный курс политического развития. Наряду с верой в ге

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком