научная статья по теме «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДУХОВНИК» КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДУХОВНИК» КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

THEORETICAL ISSUES / ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

УДК 322.22

NATALIYA YURYEVNA MARKUSHINA

Doctor of Political sciences, Candidate of Historical Sciences,

Associated professor, Deputy Head of the Department of International Affairs, School of international relations, Saint Petersburg State University 191060, Russian Federation, Saint Petersburg, Smolny str., 1/3, Entrance 8 E-mail: nat-markushina@yandex.ru

OLGA LVOVNA TSERPITSKAYA

Doctor of Political sciences,

Associated professor, Deputy Dean of the School of international relations, Saint. Petersburg State University

191060, Russian Federation, Saint Petersburg, Smolny str., 1/3, Entrance 8 E-mail: olga-tserpitskaya@yandex.ru

"The political confessor" as factor of political activity

The article studies the relationships within the tandem of "political leader - spiritual leader" and reveals their influence on the process of political decision-making. As the examples, it gives the relations of the Prince Dmitry Donskoy with St. Sergius of Radonezh and ones of the cardinal Richelieu (as a politician) with the father Joseph Ferrie. It examines the features of a Russian "political Confessor", who is an essential part of the Russian spiritual tradition, and shows his differences and similarities with the Western "grey cardinals". The term of a "political Confessor" appears because a clergyman standing behind the national leader's political decisions need not be his or her spiritual father. The paper describes the main characteristics required for both the sides of a tandem and argues that the most important ones are the combination of faith and patriotism harmoniously complementing each other, and the state-building vision prevailing over all other emotions.

Key words: religious factor, political confessor, power broker (grey cardinal), political activity, national unity, patriotism.

НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА МАРКУШИНА

доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (191060, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 8-й подъезд) Тел. +7 (812) 576 44 97; E-mail: nat-markushina@yandex.ru

ОЛЬГА ЛЬВОВНА ЦЕРПИЦКАЯ

доктор политических наук, доцент, заместитель декана факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета по научной работе (191060, Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 8-й подъезд) Тел. +7 (812) 576-60-70; E-mail: olga-tserpitskaya@yandex.ru

Статья посвящена исследованию влияния на политические решения тандема «политический деятель - духовное лицо» на примере отношений «князь Дмитрий Донской - преподобный Сергий Радонежский и кардинал Ришелье (как политический деятель) - отец Жозеф Феррье». Важным представлялось рассмотреть особенность «политического духовника» в контексте уникальности русской духовной жизни и его отличия (или же сходства) с западным «серым кардиналом». Термин «политический духовник» возник в результате выявления факта, что стоящее за политическими решениями лидера государства духовное лицо совершенно не обязательно должно являться духовным отцом лидера. В статье предлагаются также характеристики, обязательные для обеих сторон тандема и позволяющие определять его именно как тандем, основная из которых - вера в сочетании с патриотизмом в масштабе, когда они органично дополняют друг друга, а также государствообразующее видение, которое превалирует над остальными эмоциями.

Ключевые слова: религиозный фактор, политический духовник, серый кардинал, политическая активность, национальное единство, патриотизм.

«Политический духовник» как фактор политической активности

Анализ мировой истории говорит нам о том, что в любой период своего развития государство сталкивается с нравственным и политическим конфликтом в выборе своего пути. И в такой момент судьба страны во многом зависит от воли политического лидера. Но одной из интереснейших тем, на которой пытаются сосредоточить свое внимание исследователи, остается вопрос: кто стоит за тем или иным политическим решением, помимо политика? Период расцвета Руси с классической демократией и ранним пониманием языческой этики заменили христианские догмы, на смену которым пришло новое время с буржуазными отношениями. С одной стороны, все это представляло собой определенный набор ценностей и норм. С другой стороны, проблема состояла в том, что выбранные характеристики менялись с течением лет. Сегодня, говоря о политической роли духовных лидеров, мы не всегда понимаем, в каком историческом

контексте шло ее формирование, какой силой она должна обладать и как влиять на правящую элиту.

Россия на протяжении своего становления сталкивалась с вызовами и угрозами, требовавшими сосредоточения всех внутренних резервов и принятия непростых решений. Если мы обратимся к современному определению термина «политика», то оно говорит, что «это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели» [1]. Поэтому мы можем говорить, что политика - это только проводник интересов, которые меняются в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. Но кто влияет на эти обстоятельства? Зачастую необходимость принять судьбоносное для страны решение подменяет нравствен-

ную составляющую политической волей, не понимая, что «свобода политической воли ограничена вариантами участия в истории, предоставленными историей на политический выбор. Такова зависимость политической воли от воли истории: от исторической необходимости» [2].

Политическое руководство русских князей времен татаро-монгольского ига, управляя людьми, требовало от них восприятия той истины, проводником которой она является. Это было очевидно, поскольку в ином случае политики просто теряли свою власть и жизнь в жерле внутренних междоусобиц и борьбы с внешними врагами, терзающими русскую землю. За политическими проблемами земли русской, связанными с попыткой решить территориальный вопрос единства страны и обретения независимости, политические деятели той эпохи не совсем четко и не вполне осознанно понимали, где находится основное звено общественной жизнедеятельности, поняв которое можно было решить многие проблемы. Решение пришло позже - в слаженном тандеме сильного политического лидера и его духовного советника.

Однако вернемся к политической ситуации того времени. Постепенно ненависть к внешнему врагу оттесняла все внутренние противоречия. Механизм этого процесса четко отражен в работе «Понятие политического» немецкого политолога Карла Шмитта, где речь идет о том, что «высшие мгновения большой политики, являются в то же время мгновениями, в которых враг четко и конкретно улавливается как враг» [3]. Философ Хайнрих Майер добавляет: «Это те мгновения, в которые враг четко усматривается, в которые он познается как отрицание собственной сущности, собственного предназначения, в котором нераздельно с этим устанавливается собственная идентичность» [4, с. 39].

Таким образом, формировалась высшая точка жертвенности русского народа, готового на битву с врагом ради спасения отчизны, удивительного патриотизма, который мы не раз будем наблюдать в дальнейшем в нашей истории. Нельзя и отменять свободу, которая была в древнерусском обществе, когда человек сам определял меру зла и добра, а также проявлял социальную ответственность перед собой и будущим поколением. Но именно в эту эпоху мы отмечаем появление удивительного феномена духовного лидера, чьи действия в решающий исторический момент смогли вдохновить людей на победу.

История знает примеры того, как представители духовенства влияли на вопросы войны и мира (и в данной работе мы попытаемся сравнить примеры из российской и европейской истории). Однако следует признать, что их действия носили далеко не всегда нравственную и духовную составляющую. Об этом говорит и появление (главным образом в Европе) такого понятия, как «серый кардинал», означающего влиятельного деятеля, стоящего за «спиной» правителя и оказывающего сильное влияние на формирование политики. Понятие, которое со временем уже утратило всякие связи с духовенством.

Тем не менее, читая исторические хроники, мы можем наблюдать ситуации, когда в тени яркой с политической точки зрения личности находится человек - мудрец, философ, старец, священник, - направляющий эту личность к свершениям именно политического характера. Нельзя сказать, что ситуации эти носят массовый характер, но тем они ценнее. Вспомним, например, отношения Аристотеля и Александра Македонского или Альфонса V и Алонсо Борджиа (будущего папы Калликста III) [5]. Однако к нашим рассуждениям эти ситуации имеют опосредованное отношение, так как чаще всего носят характер либо «воспитатель - воспитанник» (разумеется, воспитанник вырастает и учитель не имеет уже прежнего влияния), либо лицо духовное, но наемное, хотя и доверенное. Результат один - как только субъект чувствует себя достаточно независимым, он либо меняет советника, либо отказывается от него вовсе. Кроме того, отношения носят именно характер «советничества», т.е. от совета можно и отказаться. Бывают и ситуации, когда правитель слабее советника, тогда мы снова возвращаемся к роли «серого

кардинала», как в случае Людовика XIII и отца Жозефа (дю Трамбле, как раз и известного как «серый кардинал»). Хотя в данном историческом примере более ярко выглядят взаимоотношения кардинала Ришелье и отца Жозефа.

Но наша задача все-таки рассмотреть особенность «политического духовника» в контексте уникальности русской духовной жизни и его отличии или же сходства с западным «серым кардиналом». Поэтому, давая характеристику духовности русского народа как основы для появления «политического духовника», следует исходить из «ее бытийственности как особого вида онтологической реальности, способа и форм ее существования и проявления. В своей субстанциональной основе и социа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»