научная статья по теме ПОЛИТИКА КИТАИЗАЦИИ ТАЙВАНЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ТАЙВАНЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОЛИТИКА КИТАИЗАЦИИ ТАЙВАНЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ТАЙВАНЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

С

О

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

ЭТНОС И ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА КИТАИЗАЦИИ ТАЙВАНЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ТАЙВАНЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

© 2015

А. С. КАИМОВА

В статье рассматривается один из аспектов крайне актуальной для современного Тайваня проблемы тайваньской идентичности, которая не только определяет внутриполитическое развитие острова, но и непосредственно связана с так называемым тайваньским вопросом - взаимоотношениями между двумя берегами Тайваньского пролива. По мнению большинства исследователей, тайваньская идентичность на острове формировалась вопреки политике гоминьдановского правительства по насаждению на острове "китайского самосознания " после 1949 г. Однако, по моему убеждению, данную политику, наоборот, можно считать одним из факторов, способствующих стремительному росту тайваньской идентичности у населения острова после начала либерализации его общественно-политической жизни с конца 1970-х гг.

Ключевые слова: тайваньская идентичность, тайваньское самосознание, китаиза-ция Тайваня, идеология партии Гоминьдан.

Понятие тайваньской идентичности (тайваньского самосознания)1 в настоящее время часто встречается в дискуссиях, связанных с общественно-политической жизнью острова. Правительство КНР отрицает наличие у жителей острова уникального, отличного от китайского самосознания. Однако пристальное внимание тайваньской и западной научной общественности к данной проблеме, крайне слабо изученной в отечественной историографии, свидетельствует о ее актуальности, прежде всего в том, что касается так называемого тайваньского вопроса - отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.

Под тайваньской идентичностью понимается восприятие тайваньцами себя в качестве отдельного сообщества, рамки которого ограничиваются территорией острова Тайвань и близлежащих групп островов (Пэнху, Мацзу, Цзиньмэнь и др.), находящихся под юрисдикцией Китайской Республики (КР). Согласно последним статистическим данным, более 57.5% участников опросов считает себя тайваньцами, 36.1% - "и тайваньцами, и китайцами" и лишь 3.6% - только китайцами2. Подобная ситуация тем более примечательна, что до 1987 г. Тайвань находился в условиях военного положения, введенного в 1948 г. правительством КР во главе с партией Гоминьдан (ГМД), которое после своей эвакуации на остров в 1949 г. в результате сокрушительного поражения в Гражданской войне с КПК в материковом Китае начало проводить активную политику по насаждению "китайского самосознания" среди тайваньцев.

1 Подробнее об особенностях интерпретации данного понятия см.: [Каимова, 2013].

2 Тайвань миньчжун тайваньжэнь /чжунгожэнь жэньтун цюйши фэньбу (1992-2013.06) [нЯКЖнЯА/ФЯА.ШШШЩ'Я'^Ь] = Распределение тайваньской / китайской идентичности населения Тайваня (1992-2013.06) // Сайт Центра исследований выборов Государственного университета Чжэнчжи, Тайбэй. Режим доступа: http://esc.nccu.edu.tw/couгse/news.php?Sn=166# (дата обращения: 4.04.2014).

Формирование на острове особого тайваньского самосознания обусловлено комплексом факторов. В первую очередь необходимо упомянуть 50 лет (1895-1945) существования Тайваня в качестве колонии Японской империи. Этот период имеет неоспоримое значение для формирования объективных культурных различий между жителями двух берегов Тайваньского пролива. Однако в том, что касается становления представлений о тайваньской идентичности - самоидентификации жителей острова в качестве тайваньцев (по формуле "мы тайваньцы, потому что мы не китайцы"), ключевую роль, по моему убеждению, сыграли события после передачи Тайваня под суверенитет КР в 1945 г. в результате поражения Японии во Второй мировой войне. Сюда можно отнести такие широко известные события, как "инцидент 28 февраля" 1947 г.3, дипломатический кризис Китайской Республики 1970-х гг.4, развитие демократического движения с конца 1970-х гг., которое впоследствии восприняло многие идеи действовавшего за пределами острова Движения за независимость Тайваня5 и т.д. Существование идеи тайваньской идентичности на современном этапе обусловлено также действиями таких политических деятелей, как Ли Дэнхуэй6 и Чэнь Шуйбянь7, направленными на тайванизацию (бэньтухуа), а при последнем - даже на "декитаизацию" (цюйчжунго-хуа) всех сфер общественно-политической жизни острова, и неразрывно связанной с характерной для периода их президентства политической обстановкой в Азиатско-Тихоокеанском регионе и особенностями отношений между двумя берегами Тайваньского пролива8.

В данной статье ставится цель рассмотреть еще один фактор, оказавший существенное влияние на становление идеи тайваньской идентичности и ее последующее распространение среди широких кругов тайваньского общества, которому уделяется не столь много внимания, как указанным выше событиям тайваньской истории. Речь идет об уже упомянутой политике правительства КР по китаизации населения острова.

3 Вооруженное восстание "коренных" тайваньцев с требованиями предоставления Тайваню автономии, в ходе подавления которого, по наиболее распространенным данным, погибло около 30 тыс. человек из числа уроженцев острова. Данное событие служит одним из ключевых звеньев коллективной исторической памяти "коренных" тайваньцев, упоминание о котором находилось под строжайшим запретом в период действия на острове военного положения.

4 В 1971 г. на фоне ухудшения советско-китайских отношений и налаживания контактов между КНР и США КР в результате очередного голосования Генеральной Ассамблеи ООН была исключена из этой организации. Ее место в Совете Безопасности было передано правительству КНР как представляющему весь Китай на международной арене. К 1975 г. количество стран, признававших гоминьдановский режим, сократилось с 66 до 26. Наконец, сильнейшим потрясением для КР стало решение США о разрыве дипломатических отношений с КР и признании КНР с 1 января 1979 г.

5 Ведет свою историю с конца 1940-х гг., в связи с гоминьдановской политикой жесткого подавления идей создания на острове независимого государства под названием "Республика Тайвань" до 1980-х гг., действовало исключительно за пределами острова (в основном в Японии и в США). Именно участники Движения являются главными теоретиками идеи тайваньской идентичности и связанных с ней концепций "тайваньской нации", "тайваньского государства" и т.д.

6 Первый президент КР (1988-2000) из числа уроженцев острова, представлявший партию Гоминьдан. Его называют отцом тайваньской демократии. В 1984 г. стал вице-президентом КР при президенте Цзян Цзинго. После смерти последнего в 1988 г., согласно Конституции, автоматически занял пост главы государства. В 1990 г. был переизбран на эту должность Национальным собранием, инициировал ряд конституционных реформ, в результате которых в 1996 г. стал первым президентом КР, занявшим пост в результате прямых всеобщих выборов.

7 Президент КР в 2000-2008 гг., избрание которого на этот пост в качестве кандидата от оппозиционной Демократической прогрессивной партии (ДПП, Миньцзиньдан, основанной 28 сентября 1986 г. лидерами так называемых беспартийных, которые в условиях действующего запрета на образование новых политических партий участвовали в выборах местного самоуправления КР в качестве независимых кандидатов) положило конец непрерывному пятидесятилетнему управлению островом партией Гоминьдан. Главной программной установкой ДПП выступает создание на Тайване независимого демократического государства с названием и символикой, не относящимися ни к КНР, ни к КР.

8 Подробнее о соответствующем периоде см.: [Головачев, 2007].

Для осуществления своей главной цели - "контрнаступления на материк" -гоминьдановскому правительству в изгнании требовалось полное подчинение населения Тайваня, который на протяжении предшествующих 50 лет был колонией Японии и большинство жителей которого, несмотря на сохранение "духовной" связи с землей своих предков в виде использования их языка и традиций, никогда там не бывали и не могли разделить антияпонских9 и антикоммунистических настроений вновь прибывшей администрации10. Гоминьдану было необходимо международное признание его власти как единственно законной на территории Китая. Лидер партии и государства Чан Кайши и его соратники видели себя исключительными представителями всей китайской нации, частью которой, по их мнению, был и Тайвань. Правительство КР постоянно подчеркивало свою роль "защитника традиционной китайской культуры", "попираемой" КПК по другую сторону Тайваньского пролива. Жители Тайваня выступали как носители этой культуры, на которых лежит миссия скорейшего освобождения соотечественников на материке от "коммунистического гнета".

Одной из важных составляющих задачи китаизации тайваньцев было повышение их уровня владения государственным языком (гоюй)11. По статистике японской колониальной администрации начала 1940-х гг., более 80% жителей острова могли понимать японский язык [Сяо, 2012, с. 113]. К 1945 г. из-за колониального подчинения Японской империи крайне ограниченное число тайваньцев могло общаться на гоюй. Главными средствами их общения были южнофуцзяньский диалект хокло, наречие хакка и языки аборигенных народностей Тайваня12.

Уже через полгода после прибытия гоминьдановской администрации в октябре 1945 г.13 был учрежден Комитет по распространению государственного языка в провинции Тайвань. Тем не менее вплоть до октября 1946 г. на острове продолжался выпуск изданий на японском языке, что было единственной возможностью для тайваньских писателей и других образованных людей выражать свои идеи и заниматься творчеством. Однако после "инцидента 28 февраля" 1947 г. политика по распространению гоюй в качестве единственного разрешенного на Тайване языка была продолжена с еще

9 В 1937-1945 гг. материковый Китай находился в состоянии кровопролитной войны с Японией (Антияпонская война).

10 Следует отметить, что нельзя говорить о полном отсутствии связей между Тайванем и континентальным Китаем как во время японского колониального господства, так и в предшествующий период, когда остров был частью Империи Цин (с 1683 по 1895 г.) и имел довольно тесные торговые отношения с проти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком