научная статья по теме ПОЛИВНАЯ ПОСУДА ИЗ БЕЛОРЕЧЕНСКИХ КУРГАНОВ XIV-XV ВВ. (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛИВНАЯ ПОСУДА ИЗ БЕЛОРЕЧЕНСКИХ КУРГАНОВ XIV-XV ВВ. (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2015, № 2, с. 120-135

ПОЛИВНАЯ ПОСУДА ИЗ БЕЛОРЕЧЕНСКИХ КУРГАНОВ XIV-XV вв. (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)

© 2015 г. Е.А. Армарчук

Институт археологии РАН, Москва (katherine-ar@rambler. ru)

В конце XIX - начале XX в. в Белореченских курганах были найдены семь поливных сосудов. Из них две кашинные чаши и два глиняных кувшина относятся к золотоордынской продукции Поволжья и Юго-Восточного Крыма XIV - первой половины XV в. Атрибуция ультрамариновой кружки и бирюзового кувшина с росписью золотом спорна и предполагает производство в Латинской Романии, Крыму или Малой Азии рубежа XIV-XV вв. Кувшин с росписью кобальтом, вероятно, относится к группе "Miletus ware" турецкой посуды XV в.

Ключевые слова: золотоордынские чаши, кувшины, кружка, керамика "Miletus ware", воронковидный поддон,роспись золотом.

В 1896-1897 и 1906-1907 гг. Н.И. Веселовский раскопал на Кубани у станицы Белореченская 84 кургана. Они вошли в науку как "белореченские", дав разнообразный материал Х1У-ХУ вв., изученный еще не в полном объеме. Не считая первых публикаций в отчетах ИАК, обобщающей пока остается статья В.П. Левашевой с анализом погребального обряда и насыщенного инвентаря (ОАК..., 1898. С. 2-53; 1900. С. 17-20; 1909. С. 95-100; 1910. С. 85-88; Левашева, 1953. С. 166-210). Исследовались также отдельные категории вещей из металла и стекла (Ракитина, 1940; Крамаровский, 1984, 1985, 1988; Кгашагоуэку, 1998). На основании оценки курганов белореченского типа как историко-культурного явления в определенном контексте их ареал отождествляют с адыго-черкесской областью "Кремух" итальянских источников середины-конца XV в. (Кузнецов, 2000; Виноградов и др., 2001).

По В.П. Левашевой, в 38 белореченских погребениях (они оказались самыми богатыми) находилось 67 сосудов из металла, стекла и керамики. Керамических насчитывалось 10 в 10 курганах, где они почти поровну распределились по мужским и женским погребениям1. Рассмотрим семь поливных сосудов: две чаши, кружку и четыре кувшина. Кроме чаш, все размещались в ногах усопших.

1. Чаша с черной и темно-синей росписью по белому ангобу с добавлением бирюзовых пятен и маз-

1 К сожалению, не удалось детально изучить все сосуды, поскольку большинство их экспонируется в Гос. Эрмитаже (ГЭ). Некоторые опубликованы в каталоге выставки (Золотая Орда, 2005. С. 140, 145. № 553, 554, 641, 643).

ков (рис. 1, цветная вклейка). Рисунок сделан тем же ангобом, выделяется легким рельефом и обведен черным контуром и мелкими точками, что имитирует точечный фон. На донном круге в зеркальном отражении с поворотом на 180о относительно друг друга нарисованы две утки среди растений. Выше расположены две концентрические зоны: нижняя с побегами, верхняя с косой сетчатой штриховкой. Снаружи роспись черно-синяя в виде "арочек" или "лепестков лотоса" в двойном обводе со штрихами внутри2. Чаша диаметром 20 и высотой 10.5 см, сегментовидной формы, со слегка отогнутым краем и кольцевидным коническим поддоном.

Ее обломки лежали в насыпи (следы тризны?) кургана 1 с мужским погребением, которое оказалось самым богатым в том сезоне и имело свод-заклад из сырцовых кирпичей (ОАК., 1898. С. 17-20. Рис. 85а, б). В.П. Левашева отнесла эту особенность к золотоордынскому влиянию, а само погребение приписала военачальнику из местных адыго-черкесов, вошедших в золотоордынское войско (1953. С. 209, 210). Этот существенный признак погребального обряда позволяет полагать, что в кургане захоронен выходец из Нижнего Поволжья, возможно, нойон. По поясному набору М.Г. Крама-

2 Чаша выставлена в ГЭ. В ее описание в упомянутом каталоге вкралась неверная отсылка к табл. XVII книги Э.К. Квер-фельдта (1947) с изображением чаши из Сарая-Берке с уткой (Золотая Орда, 2005. С. 228. № 554). Атрибуция Э.К. Квер-фельдтом чаш с такой росписью как хорезмских зиждилась на работах А.Ю. Якубовского, но раскопки Поволжской экспедицией золотоордынских городов и открытие там горнов для их обжига полностью ее опровергли.

ровский датировал погребение второй половиной XIV - началом XV в. (Сокровища Золотой Орды, 2001. С. 27).

2. Чаша с синей и зеленой росписью по белому ангобу, дополнительной расцветкой бирюзовой краской, без рельефа (рис. 2, 1). На дне нарисована звезда с прямыми лучами, на стенках - повторяющийся элемент "павлинье перо". Край чаши подчеркнут темной линией. Снаружи стенки украшены крупными косыми крестами с кругами между ними, нанесенными тонкой кистью. Она типична для той группы чаш, куда входит данный экземпляр сегмен-товидной формы со слегка отогнутым краем высотой 6, диаметром 13 см. Поддон кольцевидный цилиндрический. Чаша с остатками маслянистого вещества найдена в кургане 8 справа за головой погребенной женщины (ОАК..., 1900. С. 87. Рис. 89а, б)3.

3 Находится в экспозиции ГЭ. В ее описании в каталоге есть мелкие ошибки: во-первых, первично сосуд был опубликован в ОАК; во-вторых, найден в кургане 8, а не 11 (Золотая Орда, 2005. С. 228. № 553).

Обе чаши из кашина, украшены подглазурной полихромной росписью под прозрачной бесцветной глазурью. Они различаются способом декора и гаммой росписи, но их форма, приемы изготовления и элементы рисунка имеют множество аналогий среди кашинных чаш середины-второй половины XIV в. из городов Нижнего Поволжья, где их делали и откуда привозили в Азов-Азак, Хорезм и другие места Золотой Орды и соседнюю Русь (Кверфельдт, 1947. Табл. XVII; Федоров-Давыдов, 1994. С. 79-115. Рис. 3, 15, 16, 19, 21; Золотая Орда, 2005. С. 140, 141; Масловский, 2006. С. 425. Рис. 47, 1, 2; Вишневская, 1958. С. 459, 460. Рис. 7, 1; Вактурская, 1959. С. 322, 323. Рис. 29, 1, 4; 32, 6; Коваль, 2010. С. 72-77, 93-100). На Северный Кавказ обе попали как прямой импорт из Поволжья, что полагала В.П. Левашева (1953. С. 174), либо опосредованно через Крым. Узкая датировка каждого сосуда по сопутствующему инвентарю не входила в задачу настоящей работы. Некоторые погребения можно датировать точнее, чем общими рамками XIV-XV вв. (Армарчук, 2004. С. 115).

Рис. 2. Сосуды из Белореченских курганов. 1 - кашинная чаша из к. 8, раскопки 1907 г. (по: ОАК..., 1910); 2 - глиняный кувшин с желтой поливой из к. 12, раскопки 1896 г. (по: ОАК., 1898).

3. Кружка с ультрамариновой поливой находилась в кургане 9 в ногах погребенного мужчины (ОАК.., 1898. С. 25. Рис. 132), имеет зауженный к устью тюльпановидный корпус, петлевидную ручку и высокий воронковидный поддон (рис. 3, цветная вклейка № 4). Ручка уплощенного сечения крепится верхним концом под венчиком, нижним -к плечику над максимальным диаметром корпуса. С обеих сторон кружка покрыта блестящей глазурью ультрамаринового цвета, какой отличается зо-лотоордынская поливная архитектурная и парадная столовая керамика группы "ладжвардина". В первой публикации сказано, что "кувшин" сохранил следы росписи золотом в виде цветов. В эрмитажной экспозиции не удалось разглядеть ее остатки и определить прозрачность глазури. По М.Г. Кра-маровскому, кружка изготовлена из желтой глины в Латинской Романии в конце XIV в.; диаметр ее устья - 8.3, ножки - 7.7, тулова - 11.7 см, а его высота почти равна диаметру (Золотая Орда, 2005. С. 234. № 641). В.П. Левашева отнесла этот "кубок" к западной индустрии (1953. С. 174).

Сравнивая "кубок" с иранскими поливными кружками XII в. по принципу "антианалогий",

Рис. 3. Глиняная кружка с кобальтовой поливой и следами золотой росписи из белореченского кургана 9, раскопки 1896 г.

Рис. 4. Глиняный кувшин из Белореченского могильника (/) 2 - с черной росписью, ст. Хамкетинская.

М.Г. Крамаровский отметил у них отсутствие высокой ножки. Этот морфологический признак не решающий в атрибуции изделия, поскольку на Востоке некоторые виды гончарной продукции XII-XIV вв. имели высокий воронковидный "пье-дестальный" поддон. Например, иранские кашин-ные fritware/stone-paste изделия: чаша с подглазур-ной росписью из Султанабада 1276 г.; люстровая ваза XIII в. и ажурный кубок из Музея Виктории и Альберта; сирийские чаши-кубки из Ракки с зеленой и бирюзовой глазурью XII-XIV вв. и ваза с черной росписью и бирюзовой глазурью из того же музея; чаша XIV в. из Египта в берлинском Музее исламского искусства (Islamische Keramik, 1973. S. 140, 205, 206. Il. 189, 190, 299; Lane, 1958. P. 45, 46. Il. 89a, 94).

На распространение высоких поддонов у персидской керамики уже обращалось внимание (Волков, 2006. С. 417, 418). Этот признак европейские гончары заимствовали с Востока не позже XIII в., что доказывает керамика из Константинополя, Пергамона, Сардиса и других городов (Bohlendorf-Arslan, 2004. Taf. 1, 38; 32, 30, 694, 725; 96, 327;

и аналогия (2). 1 - с росписью кобальтом, раскопки 1896 г.;

115, 482). Высокий кольцевидный воронковидный поддон встречается у византийской белоглиняной поливной посуды и в предшествующее время. В Херсонесе есть красноглиняные кубки XIV в. с желтой и пятнистой глазурью и белоглиняные чаши XIII в. с такими поддонами (Романчук, 2003. С. 56. Табл. 30, 116-118; 203, 541; 204, 545, 546). Сосуды с "пьедестальной" ножкой имеются в керамике XIV-XVII вв. с востока и запада Средиземноморья. Это некоторые виды "валенсийских", "испано-мавританских" фаянсов (винные кувшины и расписанные люстром двуручные закрытые сосуды), а также простые турецкие глиняные и фаянсовые чаши и блюда раннеоттоманского и последующего времени (Испано-мавританская керамика, 1940. С. 14. Табл. 6, 7; Revilla Negro, Rodríguez Aguilera, 1997. P. 371-373. Lam. 4; Hayes, 1992. Fig. 95, 42, 45; 104; От Китая до Европы..., 2008. С. 164. Ил. 113).

Важно констатировать, что одноручные чаши на поддонах редко делались в XII-XIV вв. в Византии, Малой Азии и Крыму и не были там распространенной формой (Böhlendorf-Arslan, 2004. Taf. 90, 291). В золотоордынском Крыму изготав-

ливали приземистые одноручные чаши без глазури снаружи с низким поддоном и росписью ангобом и поставляли в Азак (Масловский, 2006. С. 362. Рис. 21, 16, 17). Среди перечисленных видов нет и отдаленных аналогий белореченской кружке, почему ее трактовка М.Г. Крамаровским выглядит спорной.

4. Глиняный одноручный кувшин с синей росписью (ОАК., 1

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком