научная статья по теме ПОЛОЖЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИЙ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛОЖЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИЙ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В»

городах, богадельни и родильные приюты, смирительные и работные дома. При богоугодном заведении Полтавы построена аптека и устроен ботанический сад20.

Для более эффективного надзора за строительной частью 7 сентября 1806 г. при Департаменте внутренних дел был учрежден Строительный комитет из четырех человек. Сначала в его состав было назначено два человека: отставной от артиллерии майор П.К. Экспер и архитектор Л.И. Руско. Комитет занимался осмотром состояния зданий и других объектов по нарядам МВД, составлением планов и смет сооружаемых казенных строений21. В последующие годы состав комитета был значительно расширен. В 1822 г. в нем трудился 21 человек. Для обсуждения особо важных вопросов, связанных со строительством, комитет широко использовал право приглашать на свои заседания в качестве экспертов известных столичных архитекторов и даже получать консультации у президента Академии художеств. В нем трудились извес-

тные архитекторы того времени А.Г. Баженов, Д.И. Висконти, А.И. Мельников, А.А. Менелас, А.А. Роков, В.П. Стасов, О.И. Шарлеман и другие22.

Благодаря деятельности Строительного комитета многие знаменитые зодчие оказались причастными к сооружению целого ряда известных памятников культуры Петербурга: Казанского собора, Адмиралтейства, биржи на Васильевской стрелке, переустройстве Ботанического сада, участию в облицовке камнем берегов Невы и Обводного канала, в конкурсе на лучший проект Исаакиевс-кого собора и др.

Члены комитета оказывали заметное влияние на застройку провинциальных городов, особенно при сооружении зданий Нижегородской ярмарки. Корректируя представленные проекты или составляя новые для различных городов, петербургские зодчие тем самым повышали художественный уровень их архитектуры.

1 ПСЗ-1. Т. 29. № 22102. С. 184-186.

2 ПСЗ-1. Т. 29. № 22102. С. 184.

3 Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. Коллектив авт. М., 1996. С. 15.

4 РГИА. Ф. 559. Оп. 1. Д. 54. Л. 11.

5 ПСЗ-1. Т. 27. № 20852. С. 780 (Вид Департамента внутренних дел в 1803 году).

6 ПСЗ-1. Т. 29. № 22102. С. 185-186.

7 См. подробнее: ПСЗ-1. Т. 27. № 21007. С. 947-954.

8 Подсчитано авт. по: Отчеты МВД за 1804-1807 годы; Варадинов Н. История Министерства внутренних дел. СПб., 1858-1863. Ч. II. Кн. 2. С. 347; Ч. 1. С. 128, 144, 199; Сборник исторических материалов, извлеченных из архива Собственной Его Величества Канцелярии. Вып. 1. СПб., 1876. С. 155.

9 Краткий отчет В.П. Кочубея по Министерству внутренних дел с начала учреждения его по 25 ноября 1807 г. // Сборник исторических материалов, извлеченных из архива Собственной Его Величества Канцелярии. Вып. 1. С. 184.

10 Варадинов Н. Указ. соч. Ч. 1. С. 145.

11 ПСЗ-1. Т. 29. № 22379. С. 900-901; См.: ПСЗ-1. Т. 28. № 21737. С. 1011-1016.

12 ПСЗ-1. Т. 28. № 21737. С. 1011-1016.

13 Варадинов Н. Указ. соч. Ч. 1. С. 196.

14 Древняя и новая Россия. СПб., 1877. № 7. С. 181.

15 Там же. С. 182.

16 Там же.

17 Там же.

18 Варадинов Н. Указ.соч. Ч. 2. Кн. 2. С. 541-543.

19 Павловский И.Ф. Очерк деятельности малороссийского генерал-губернатора А.Б. Куракина (1802-1808). Полтава, 1914. С. 22.

20 Павловский И.Ф. Полтавцы. Полтава, 1914. С. 35-36.

21 ПСЗ-1. Т. 29. № 22267. С. 717-719.

22 РГИА. Ф. 1349. 1822 г. Оп. 4. Д. 23. Л. 105, 114, 121, 125, 129, 140.

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КВАКИН

доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва) Тел.: (812) 534-28-28; Е-mail: akvakin@hotmail.com

В статье рассматриваются изменения в повседневной жизни деятелей изобразительного искусства в условиях от дореволюционных лет начала ХХ в. до момента провозглашения «советской, социалистической интеллигенции» в начале 1930-х гг. Приводятся факты не только изменений в быту и условиях жизни и творчества, но и в морально-нравственных основах жизни данного отряда отечественной интеллигенции.

Ключевые слова: Россия ХХ в., русская интеллигенция, повседневность, быт и нравы.

ПОЛОЖЕНИЕ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.

Общая численность работников умственного труда, специалистов и служащих по переписи 1913 г. составила 3,3 млн человек, или 2,4% населения Российской империи. Из отмеченных слоев населения практически неизменной осталась лишь категория представителей «вольных профессий» (художники, актеры, музыканты) - 18 200 человек. На рубеже Х1Х-ХХ вв. годовой профессорский оклад колебался в рамках 212 тыс. руб., жалованье актеров столичных театров составляло 1200-1800 руб. в год; примерно таким же являлся средний заработок писателей, художников, ученых1. В свою очередь, художники имели в среднем за каждую картину от десяти до нескольких сотен рублей, иногда они брали подряд на роспись храмов и интерьеров жилых помещений,

что оценивалось в 50-1000 руб., но и здесь все зависело от имени художника. Так, И.Э. Грабарь, будучи студентом, за свои рисунки, посылавшиеся, например, в журнал «Нива», получал 25 руб. за лист, а за 20 иллюстраций к сочинениям Н.В. Гоголя - 280 руб., тогда как картины И.Е. Репина в это же самое время конца XIX столетия оценивались в тысячи рублей2. Правда, спустя 10-15 лет, заработки Грабаря возросли в разы: его «Мартовский снег» был продан за 600 руб., а «Пятичасовой чай» - за 400 руб., но и они не достигали репинских гонораров3. Тогда же литератор Б.А. Лазаревский просил, например, художника И.К. Пархоменко: «Дорогой Иван Кириллович! В субботу из газеты Рябушинского я должен получить 150 р., а сейчас нет ни гроша. Одолжите 10 р., пожалуйста, а то и 15, пожалуй-

ста»4. Даже у В.А. Серова, живописца на рубеже Х1Х-ХХ вв. достаточно популярного, бывали периоды, когда он «не мог достать денег на чай и калоши.. ,»5

Действительно высокооплачиваемой была верхушка интеллигенции, представители которой могли позволить себе, что называется, жить на широкую ногу. При этом многие из них нередко начинали с нуля, «вышли из темного, - были примеры - даже из крепостного люда», особенно живописцы, которые благодаря таланту и трудолюбию, а также особому «аристократизму профессии» делали сногсшибательную карьеру6. В частности, И.Н. Крамской - «сначала мальчик на побегушках у местного иконописца, затем писарь, ретушер у фотографа и только потом знаменитый художник с великолепной мастерской, роскошной дачей и домом, поставленным на широкую ногу... Кабинет его внизу по внешности напоминал кабинет государственного человека, мецената или банкира. Мастерская наверху могла конкурировать изяществом мебели, восточных портьер, бронзы с самой кокетливой аристократической гостиной»7. Крамскому платили по 5 тыс. руб. за портрет - сумма колоссальная для второй половины XIX в., удивлявшая всех его учеников, в том числе и И.Е. Репина, солдатского сына из города Чугуе-ва, который, впрочем, быстро догнал своего учителя.

Но деньги художественной интеллигенции нужны были в первую очередь для спокойной, независимой от всевозможных ударов судьбы работы, о чем очень точно в свое время сказал математик по образованию, банкир по профессии и коллекционер по призванию И.Е. Цветков: «Мне казалось, что накопленные сбережения - это моя личная свобода, и я считал, что эту-то свободу я, пролетарий с высшим образованием, должен был приобрести прежде всего, даже прежде картин»8. И он, родившийся в семье бедного сельского священника, смог не только достигнуть личного материального благополучия, но и создать картинную галерею со специально выстроенным для нее по проекту В.М. Васнецова на Пречистенской набережной Москвы особняком, который обошелся ему в 110 тыс. руб.9 Сумма огромная, и зарабатывал такие деньги только очень узкий круг людей интеллигентных профессий.

На художественной деятельности интеллигенции куда чаще наживались издатели, антиквары, коллекционеры и тому подобные люди, чем сами представители интеллектуально-художественной элиты России. Так, картина В.М. Васнецова «Аленушка» была куплена у художника за 500 руб., затем перепродана ее новым владельцем за 7 тыс. руб., после чего ее приобрела Третьяковская галерея уже за 8 тыс. руб.; подобное случилось, например, и с пейзажем В.А. Серова, купленным магазином Аванцо за 15 руб. и перепроданным им вскоре за 125 руб.10 В 1886 г. М.В. Нестерову заплатили за роспись дома Морозовой на Воздвиженке в Москве 100 руб., в то время как подрядчику на оплату этой работы было выдано 7 тыс. руб.11

Подобное отношение к творческому труду наблюдалось и в издательствах, плативших авторам не более 10-13% от номинальной стоимости печатной продукции12. Характерным в связи с этим является история приобретения И.Д. Сытиным прав на издание воспоминаний И.Е. Репина «Далекое близкое» по очень дешевой цене, настолько малой, что вскоре самому Сытину стало стыдно, и он через К.И. Чуковского передал художнику дополнительную сумму с припиской: «Ознакомившись с вашим прекрасным трудом, мы считаем приятным долгом препроводить вам дополнительно вознаграждение в сумме 500 руб-лей»13. А художник И.К. Айвазовский в интересах более высокого заработка подписывал картины своих учеников. Не отказывались от уроков и художники, например, М.В. Добужинский и С.П. Яремич, учившие изобразительному искусству юного В.В. Набокова (Сирина).

Немалый вклад в процесс актуализации народной культуры внесли русские художники, принявшиеся вслед за славянофилами активно пропагандировать искусство допетровской Руси, - И.Я. Билибин, А.Я. Белобородов, Б.М. Кустодиев и другие. Этнографические экспедиции, организовывавшиеся при их участии и по инициативе Рус-

ского музея, петербургского генерал-губернатора, княгини М.К. Тенишевой, давали богатый материал для формирования национальных художественных коллекций, создания разнообразных предметов прикладного искусства, картин, почтовых открыток и даже марок, которые наглядно демонстрировали самобытность народного творчества. «Русскому народу, - писал художник Д.С. Стел-лецкий, - подобает иметь свое искусство. С годами я понял, что, только изучая художественное наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту»14. Ему вторил И.Е. Репин, констати

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком