научная статья по теме ПОЛЬСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ ОБ АЛЕКСАНДРЕ I Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОЛЬСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ ОБ АЛЕКСАНДРЕ I»

СТАТЬИ

Славяноведение, № 1

© 2011 г. Н. М. ФИЛАТОВА

ПОЛЬСКИЕ ЛИТЕРАТОРЫ ОБ АЛЕКСАНДРЕ I

Предметом исследования в данной статье является литературный образ знаковой для польской истории фигуры, российского императора и польского конституционного короля - Александра I. Предпринята попытка исследования разных граней образа императора, высвечиваемого разными жанрами литературы.

The article analyses different interpretations of the personality of Alexander I - the Russian tsar and Polish constitutional king - in Polish literature. It focuses on the transformations of this historic figure in the context of literary conventionality and in the frame of Polish national and historical consciousness. An attempt is made to consider different components of Alexander I's image in different genres of literature.

Ключевые слова: Александр I, историческое сознание, национальное сознание, литературный образ, царь, король, образ России и русских.

Предметом исследования в данной статье является литературный образ знаковой для польской истории фигуры, российского императора (1801-1825) и польского конституционного короля (1815-1825) - Александра I. В центре нашего внимания проблема «история в зеркале культуры», а именно те трансформации, которые образ исторической личности претерпевает в контексте литературных конвенций и художественного сознания, и то, каким он в итоге запечатлевается в памяти культуры. Разные жанры литературы высвечивают различные грани образа императора. Взятые вместе, они дают возможность воссоздать и официозный взгляд на фигуру Александра I - «воскресителя Польши» в современной ему публицистике и панегирической литературе, и особенности личного восприятия монарха польскими современниками, отразившиеся в воспоминаниях, дневниках и трудах историков - свидетелей эпохи, и преломление образа царя в позднейшей польской художественной литературе1.

Итак, Александр I. Выдающийся политический деятель своего времени, он представлял собой многогранную личность, являвшуюся современникам - как на политической арене, так и при личном общении - в разных ипостасях. Первый русский царь на польском престоле, взошедший на него как польский король и конституционный монарх. Покровитель и «благодетель» поляков, вопреки явному недовольству русского общества вернувший на карту Европы в 1815 г. государ-

Филатова Наталья Маратовна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН.

1 Наиболее полный список польской панегирической литературы, обращенной к Александру I, приводит Ежи Лонтка в научно-популярной книге, посвященной фигуре российского императора и польского короля (см. [1]). Кроме этой книги, рассматриваемая нами тема нашла краткое освещение в «Словаре польской литературы XIX в.» (статья «Александр I», автор Я.М. Рымке-вич) ^м. [2]). Образу Александра I в польской мемуарной литературе посвятила несколько страниц А. Невяра [3].

ство под названием «Королевство Польское». Неограниченный самодержавный император огромной Российской империи, обращавшийся к полякам в Сейме с призывом дать пример претворения в жизнь самой либеральной в Европе конституции его российским подданным и самой Европе. Глава Русской православной церкви, испытывавший особые симпатии к католицизму. Самодержец Всея Руси, чье правление вошло в историю благодаря либеральным начинаниям первой половины его царствования. Победитель Наполеона, названный «ангелом мира» и приветствуемый во многих европейских столицах, кумир салонов и великосветских дам. Тот, при ком расцвели и были запрещены тайные общества, создатель призванного противостоять революционным движениям в Европе Священного союза монархов. Герой до сих пор живой легенды об удалившемся от мирских забот старце Федоре Кузьмиче. Каким же видели (или хотели видеть) Александра I поляки?

Первый объект нашего исследования - польская панегирическая литература, прижизненная и посмертная. Она восходит к началу правления Александра I -к 1801-1806 гг., когда в связи с покровительством русским императором польскому просвещению и воссозданием им Виленского университета в 1803 г. на польских землях (в первую очередь, находившихся в составе Российской империи) набрало силу движение, ориентированное на него. К Александру I были обращены взоры выдающихся польских ученых - Я. Снядецкого, Т. Чацкого. Тогда Александру I (по случаю его дней рождения, годовщин вступления на престол) польские педагоги посвящали свои речи, сопровождали упоминанием о монархе выступления перед учениками. В этих текстах Александр I выступает прежде всего как меценат науки и просвещения.

Так, Филип Голаньский в речи, посвященной дню рождения Александра I и произнесенной по случаю вручения наград лучшим студентам Виленского университета в 1803 г., прославляет «отрадную и прекрасную эпоху Александра, которому столь великая часть мира обязана приумножением и созданием источников просвещения и счастья» [4. Б. 22]. Виленскую Академию, удостоившуюся Высочайшего покровительства, Голаньский сравнивает с афинскими сооружениями Перикла, инициировавшего постройку Парфенона, Пропилеев и Одеона. Можно прочесть в этом отголоски польской концепции союза с Россией, в котором Россия должна была сыграть роль Рима, а Польша - роль хранительницы античной культуры Греции. Такие сравнения были популярны в первые годы XIX в. В 1805 г. Г. Коллонтай, восхваляя Александра I за поддержку науки и образования на бывших польских землях, писал: «Афины не снискали столь почетной оценки от своих завоевателей: римляне не были справедливы по отношению к грекам» [5. Б. 265].

В 1807 г. Анджей Левицкий в речи, посвященной годовщине коронации Александра I и произнесенной в честь начала учебного года в Виленской гимназии, утверждал: «Среди неисчислимых деяний его гения и великодушия одно из прекраснейших - это дело просвещения [...] Он видит себя и свой народ в бесчисленной череде веков и среди бесчисленных грядущих поколений и считает своей обязанностью основать их счастье на распространении и развитии просвещения» [6. Б. 3]. В 1811 г. Ян Снядецкий, открывая учебный год в Виленском университете и также посвятив свою речь годовщине коронации монарха, представлял Александра I как покровителя учащейся молодежи, жреца храма науки: «Науки окружали Его Величество на рассвете, и они стали одновременно его любимым занятием [...] Все будут почитать, прославлять век Александра I и называть его веком основательного просвещения и хорошего воспитания молодежи» [7. Б. 2, 18].

Расцвет польских панегириков Александру I приходится на 1814-1815 гг. и первое время после образования Королевства Польского под его скипетром. К ним

можно причислить многочисленные речи государственных деятелей, ученых мужей, проповеди иерархов католической церкви и других представителей польского общества. Например, проповедь А. Пражмовского по случаю провозглашения Королевства Польского и принесения присяги императору Александру I в 1815 г., проповедь «Об обязанностях по отношению к Александру I, императору всероссийскому, королю польскому» ксендза Ясиньского и т.д. [8—11 ]2. В 1818 г. была даже напечатана брошюра «Его Величеству Александру I, императору Всея Руси, королю польскому, любимому отцу народа глухонемые варшавского института» [14].

В написанной в 1814 г. оде О. Копчиньского «Ad Alexandrum Rossiarum Imperatorem, Poloniaeque Regem, terras suas invisentem» поэт восхвалял «благословенную десницу Александра I»:

Juz Szwecji i Lechii czçsc z Panstwem zl^czona, Czuje duch Alexandra w glçbi swego lona. Niech reszta - ziemia Slowian niech cala przybçdzie, Dzialac duch Aleksandra nie przestanie wszçdzie

(Перевод на польский язык Ю.Д. Минасовича)[15. S. 226].

Часть Швеции и Лехии, соединившись с государством, Чувствует отцовскую опеку Александра. Пускай и остальная часть славянская прибудет, Дух Александра воцарится всюду3.

Прославляли Александра I в стихах как записной сочинитель од Марцин Мольский, так и более серьезные поэты. Мольский - в соответствии с официальной риторикой - писал об объединении благодаря Александру I двух братских народов:

Od dwóch wieków w Rocznikach Narodowych stoi, Ze nam chcieli królowac poprzednicy Twoi [...] Podzielone mniemania na przeszkodzie staly: Nie mógl z Orlem Dwuglowym zjednoczyc siç Bialy. Cóz pol^czylo dzisiaj Dwa Bratnie Narody? Wspanialosc Aleksandra, i swieze przygody [...] W Mscicielu znalazl Naród Obroncç i Pana! Wojsko karne, szlachetne, bez groznej postaci, Zdawalo siç przychodzic na ziemiç swych braci...[11]

История гласит, что встарь Хотел сидеть на нашем троне русский царь [...] Но кое-кто не мог с тем согласиться, Двуглавому орлу мешая с Белым слиться. Залогом нынешнего единенья -Величье Александра, общие стремленья [... ] В нем Избавителя и Властелина чтит народ! И рыцарская армия его - отменные солдаты Не угрожает польскому родному брату.

На балах и концертах, устраиваемых в честь прибытия в столицу нового польского короля, звучали специально сочиненные по этому случаю музыкальные и поэтические сочинения. Одним из них был знаменитый в то время полонез, написанный Каролем Курпиньским по заказу Сейма, Сената и Государственного

2 Речи польских ученых, обращенных к Александру I, публиковались также в изданиях «Gazeta Krakowska» [12. 1814. 28 IX] и «Gazeta Korespondenta Warszawskiego i Zagranicznego» [13. 1815. № 99].

3 На латинском языке ода О. Копчиньского была опубликована в Варшаве в 1816 г., польский же перевод публиковался в [13. 1816. № 81] (см. также [16]).

Совета на текст Людвика Осиньского и Францишека Гжималы. Он начинался со слов:

Witaj, Królu polskiej ziemi,

Ojcze - mi?dzy dziecmi swemi.

Tys nam wrócil byt i prawa,

Niech Ci b?dzie wieczna slawa! (цит. по [17. S. 11]).

Славен будь, король польских земель,

Здесь ты - отец среди своих детей.

Ты даровал нам жизнь, законы.

За это вечные тебе поклоны!

Курпиньский написал в 1814-1826 гг. более десятка произведений (гимны, полонезы) в честь Александра I, которые исполнялись во время пребывания императора в Варшаве. Уже в 1814 г. появился его «Гимн в честь Александра, и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком