научная статья по теме ПОЛЬСКИЙ ОПЫТ СМЕНЫ СИСТЕМ: 35 ЛЕТ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ “СОЛИДАРНОСТИ” История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛЬСКИЙ ОПЫТ СМЕНЫ СИСТЕМ: 35 ЛЕТ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ “СОЛИДАРНОСТИ”»

© 2015 г.

Н.В. КОРОВИЦЫНА

ПОЛЬСКИЙ ОПЫТ СМЕНЫ СИСТЕМ: 35 ЛЕТ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ "СОЛИДАРНОСТИ"

Польская революция "Солидарности" августа 1980 г. - центральное событие единственного в восточноевропейском регионе массового общественного движения эпохи дезинтеграции бывшего Восточного блока. Только в Польше интересы и ценности нового строя могли хотя бы отчасти благоприятствовать легитимизации "импортированной идеологии либерального капитализма"1. "Солидарность" как субъект изменения ментальности поляков, импульс к его материализации совершила решительный прорыв от социализма к капитализму в первой из стран социалистического содружества. Этот важнейший исторический феномен изначально находился в центре внимания обществоведов страны, предопределив начало наиболее яркого периода развития польской социологии, вершина которого пришлась именно на 1980-е годы. Результаты проведенных за весь истекший период масштабных исследований - прежде всего серии опросов под названием "Поляки" за 1980, 1981, 1984, 1988, 1990, 1995, 2011 гг.2 - позволяют понять не только анатомию социально-политического конфликта того времени, но и современную восточноевропейскую действительность, сформированную тремя с половиной десятилетиями реального капитализма.

Поддержка польским обществом "социалистического строительства", начавшегося в середине ХХ в., основывалась прежде всего на надеждах людей на радикальное сокращение социального неравенства путем ликвидации крупной частной собственности через переход к централизованному планированию экономики, обеспечение равного доступа к образованию и культуре. Первое исследование на тему эгалитаризма, проведенное в 1958 г. в Польше, выявило, что более половины опрошенных высказывалось за равенство доходов всех граждан страны. В 1961 г. половина жителей городов выступала за полную ликвидацию общественных различий. В целом в 1950-е и начале 1960-х годов поляки возлагали огромные надежды на рост социального равенства. Новый общественный строй, преодолевавший неравенства, оставшиеся в наследие от довоенной Польши, и бывший строем "социального аванса", считался справедливым, что легитимизировало существовавшую власть3.

Коровицына Наталья Васильевна - доктор исторических наук, специалист в области центрально- и восточноевропейских исследований.

1 Adamski W. "Solidarnisc" jako klopotliwy problem badawczy. - Fenomen "Solidarnosci" i zmiana ustroju. Polacy 1980-2011. Warszawa, 2014, s. 12.

2 Под редакцией патриарха польской социологии В. Адамского (Институт философии и социологии Польской академии наук) вышла целая серия крайне любопытных книг, освещающих результаты этих исследований: Polacy'80. Wyniki badan ankietowych. Warszawa, 1982; Polacy'81. Postrzeganie kryzysu i konfliktu. Warszawa, 1982; Strukturalno-pokoleniowe wymiary procesow konfliktotworczych w latach osiemdziesi^tych. Warszawa, 1985; Polacy'84. Dynamika konfliktu i konsensusu. Warszawa, 1986; Polacy'88. Dynamika konfliktu a szanse reform. Warszawa, 1989; Polacy'90. Konflikt i zmiana. Warszawa, 1991; Dynamika konfliktu spolecznego. Polacy 1989-1988. Poznan, 1989; Polacy'95. Aktorzy i klienci transformacji. Warszawa, 1998.

3 Koralewicz J., Ziölkowski M. Zmiany system wartosci w Polsce. - O zyciu publicznym, kulturze i innych sprawach. Warszawa, 2007, s. 204-205.

Соответственно, на протяжении послевоенных десятилетий тема выравнивания жизненных шансов оставалась главной в общественных дебатах и деятельности исследователей Центральной и Восточной Европы, особенно польских социологов. Уже первые их работы на эту тему, датируемые 1957-1959 гг., продемонстрировали возрастающую сложность реализации радикальной версии эгалитаризма как базисного принципа общественной жизни, существование расхождений между официальной идеологией и фактической структурой и интересами разных социальных групп. Исследования А. Малевского, А. Сарапаты, Ст. Новака, В. Веселовского однозначно свидетельствовали, что представления отдельных групп взаимно противоречат, каждая из них стремится приспособить движение к более справедливому строю, к собственным потребностям. Усилия польских ученых, особенно интенсивные в 1960-е годы, были направлены на поиски государственных механизмов объединения общества, путей ликвидации структурно-классовых напряжений. Однако в 1967 г. ведущий польский социолог Ст. Новак сформулировал тезис о "противоречии постулата максимизации глобального производства постулату равной доли в ее распределении"4.

В 1970-е годы значение идеалов общественного равенства в массовом польском сознании сильно возросло и наряду с ценностями справедливости составило наиболее предпочтительные черты "хорошей общественной системы". Однако в конце этого десятилетия наблюдалось ощутимое разочарование в вопросах социального выравнивания в стране: 67% людей в 1980 г. считало, что неравенства растут. Происходил отход от эгалитарных принципов - и в сфере научной мысли, и в политике правящей партии. Этот процесс развернулся с завершением первого этапа социалистической модернизации (1950-1960-е годы), результатом которой явился промышленный подъем преимущественно аграрных в середине ХХ в. обществ восточноевропейского типа5. На передний план в этой группе обществ вышла ценность образования. Большинство поляков считало бесплатное образование главным способом преодоления общественных неравенств, хотя в этот период появлялись иные факторы роста материального благосостояния, такие как "связи" или партийная принадлежность.

Как показали события Пражской весны 1968 г., уже тогда в наиболее развитой в восточноевропейском регионе Чехословакии четко обозначилась основная конфликтная линия периода социализма, связанная с его главным достижением, - появлением многочисленных слоев населения, возросший уровень образования которых не соответствовал их уровню доходов и положению в системе власти. В 1970-е годы это противоречие обозначилось и в остальных странах центрально- и восточноевропейского региона, где традиционно интеллигенция как своего рода культурная доминанта общества служила социальной альтернативой экономическому господству буржуазии в Западной Европе. Упомянутое противоречие достигло кульминации во время революции "Солидарности" в Польше и позднее - советской перестройки и "бархатных" революций на всем пространстве бывшего социалистического блока. Именно в предшествующее этим революциям десятилетие скачкообразно сформировался разрыв между быстрорастущими материальными потребностями возникших к этому времени ведущих общественных групп генерации "социального аванса" - рабочих (их материальные запросы и протестные настроения были выражены в Польше наиболее отчетливо) и интеллигенции - и возможностями общества их удовлетворить. Этот разрыв особенно проявился с середины 1970-х годов - в Польше "потребительский бум" времени Э. Ге-река, - когда везде в регионе завершился период относительного процветания и резко возрос уровень потребностей этих двух групп. Тем же временем датируются исследо-

4 Nowak St. Glos w dyskusji w: problemy przewidywania przyszlosci a model kultury. - Kultura i spoleczenstwo, 1967, № 4.

5 В довоенной Польше доля крестьянства составляла 60% в общей численности населения. Но и в наши дни на них приходится свыше 8% - один из наивысших показателей среди стран Европы. - Domanski H. Spoleczenstwa europejskie. Stratyfikacja i systemy wartosci. Warszawa, 2009, s. 25, 40.

вания назревавших "кризиса и конфликта", которые польские социологи оценивают как симбиоз классово-структурных и культурно-поколенческих противоречий6.

Польские события 1980-1981 гг. генетически связаны с молодым поколением, его специфическим на пороге 1980-х годов положением - демографической структурой и сознанием. Послевоенный демографический бум в регионе пришелся на рожденных в 1950-1958 гг.7 В 1970-е годы в Польше произошли особенно резкое омоложение общества и наибольшая в современной истории страны смена поколений. Молодежь, не переступившая 30-летнего возраста, составила тогда около 40% занятых в стране -беспрецедентный для прошедшего столетия скачок. В то же десятилетие в Польше заканчивается фаза массового профессионального и образовательного перемещения сельского населения в города и превращения крестьян в рабочих. В начале 1980-х годов свыше трети квалифицированных и более половины неквалифицированных рабочих происходило из крестьян8. Высокообразованные слои, в свою очередь, на 70% состояли из бывших рабочих и крестьян, образуя так называемую "новую" интеллигенцию. Классовая идентичность всех этих групп общества, возникших в первый период соцмодернизации, была неразвита и в сильной мере основывалась на образцах крестьянской или посткрестьянской культуры.

Однако в середине 1970-х годов социальная структура Польши, как и соседних с ней стран региона, явно "закрылась" по сравнению со временем жизни предшествующего поколения индустриальной модернизации9. В те же годы исключительно многочисленное послевоенное поколение и вышло на рынок труда, натолкнувшись на возникшие профессиональные и образовательные барьеры. Среди молодежи широкое распространение получило убеждение, что ее жизнь трудней, чем родителей10. Социализированные в духе принципов общественного равенства, справедливости и народовластия ("дети Народной Польши"), обладающие более высокими, чем предыдущее поколение, материальными ожиданиями, западными стандартами потребления и завышенными представлениями о своих жизненных шансах, они образовали мощную возрастную когорту - маргинальную, неприспособившуюся, наконец, нереалистически требовательную к государственной власти11. Молодые разочарованные рабочие, особенно с новых крупных промышленных предприятий, уверовавшие в официальные лозунги о том, что им принадлежит передовая роль в обществе, начали спонтанный бунт, рожденный не оппозицией, нуждающейся в трансформации системы, а прямо наоборот - инспирированный доминирующей идеологией во имя аутентичных гуманистических ценностей социализма. Эти ценности отождествлялись с моральными лозунгами, основанными на христианских идеалах, и были гл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком