научная статья по теме ПОЛЯКИ В ЭТНОСОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЛМЫКИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОЛЯКИ В ЭТНОСОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЛМЫКИИ»

Славяноведение, № 3

© 2015 г. С.С. БЕЛОУСОВ

ПОЛЯКИ В ЭТНОСОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАЛМЫКИИ

В сообщении на основании данных переписей и материалов местных архивов прослеживается судьба немногочисленной польской диаспоры в Калмыкии. Особое внимание уделено роли поляков в конфессиональной жизни республики.

In the essay based on the data of censuses and other materials from the local archives the destiny of the small Polish diaspora in Kalmykia is traced. Special attention is paid to the role of the Poles in confessional life of the republic.

Ключевые слова: Польша, Калмыкия, Н. Ленкевич, Я. Потоцкий, А.О. Орловский, И.В. Бентковский.

Калмыкия является многонациональной республикой, на территории которой проживают представители около ста этносов, в том числе и польского. Польская этническая группа здесь никогда не была многочисленной, но, несмотря на это, поляки внесли заметный вклад в изучение культуры калмыцкого народа и приняли активное участие в формировании кадрового потенциала республики. К сожалению, польский вклад в историю Калмыкии, калмыцко-польские связи еще не стали объектом пристального внимания со стороны ученого сообщества.

Первым затронул тему польско-калмыцких отношений калмыцкий историк И.В. Борисенко, опубликовавший в 1990 г. в одном из номеров газеты «Элистинские новости» небольшую статью «Калмыкия в творчестве поляков» [1]. В ней он кратко рассказал об исследователях и художниках польского происхождения, отразивших в произведениях калмыцкую тематику. После выхода упомянутой статьи прошло почти четверть века, но новых публикаций о польско-калмыцких связях так и не появилось. Предлагаемое сообщение является попыткой восполнить имеющийся вакуум в изучении данной темы.

Первые политические контакты калмыков с поляками, очевидно, можно отнести к середине XVII в. В 1653 г. польское руководство решило послать к калмыкам дворянина К. Шиманского для ведения переговоров о заключении союза против запорожских казаков и крымских татар. Итоги миссии неизвестны, историк З. Абрамович предполагает, что Шиманский так и не доехал до места назначения. Во второй половине XVII в. в войнах против поляков и татар принимали непосредственное участие калмыки в качестве союзников России. Интересно, что все это время польское руководство не оставляло попыток привлечь их к совместной борьбе с крымскими татарами, которые в 1660-е годы для Польши окончательно превратились из союзников во врагов. С этой целью в 1672 г. к калмыкам для ведения переговоров был отправлен К. Ковалевский.

В период Северной войны калмыки по приказу Петра I помогали польскому королю Августу II в сражениях против шведов, что дало полякам возможность

Белоусов Сергей Степанович - канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН.

ближе познакомиться с этим степным народом, а польское дворянство даже переняло у них некоторые элементы украшений конской упряжи, головных уборов, обуви и т.д. [2].

Поляки участвовали в становлении православной миссии в Нижнем Поволжье. Она была учреждена Святейшим Синодом Русской православной церкви в 1725 г., после принятия крещения внуком хана Аюки Баксадай Дорджи, получившим имя Петра Тайшина. По распоряжению Петра I для миссии была построена передвижная походно-улусная церковь, эскиз чертежа которой нарисовал сам император. Во главе христианской миссии был поставлен поляк православного вероисповедания Никодим Ленкевич. Он родился в 1673 г. на территории современной Брянской области, в 1715 г. принял монашество, затем был посвящен в иеромонахи Киево-Печерского монастыря. Назначением в калмыцкую миссию он обязан был знанию калмыцкого языка, которым овладел, как считает исследователь П. Шестаков, находясь в Киево-Печерской лавре, недалеко от которой, начиная с 1717 г., стали селить принявших крещение калмыков [3. С. 254].

В 1725 г. Ленкевич возглавил походно-улусную церковь и до посвящения в 1730 г. в сан архимандрита и назначения настоятелем Иоанно-Предтеченско-го монастыря в Астраханской епархии успел крестить 432 калмыка. С 1732 по 1734 г. он обратил в православие еще 1232 калмыка и затем по старости удалился в Михайловский монастырь Киевской епархии [3. С. 261].

В период работы Ленкевича в походно-улусной церкви ему в помощь были посланы пять учеников Московской славяно-латинской школы, в числе которых находился поляк А.И. Чубовский. Он был сыном Яна Чубовского, служившего причетником в одном из православных храмов г. Каменец-Подольского и происходившего из польского рода Лелива. А.И. Чубовский благодаря знанию калмыцкого языка и проявленной активности в деле христианизации калмыков дослужился до сана протоиерея г. Ставрополя-на-Волге (ныне г. Тольятти), основанного крещеными калмыками. Он внес заметный вклад в калмыцкую православную миссию: им было обращено в христианство 6000 калмыков, осуществлен перевод на калмыцкий язык Евангелия и составлен для калмыков букварь [4].

После присоединения Польши к России познания поляков о калмыках значительно расширились. В 1797 г. калмыцкие кочевья посетил известный польский историк, археолог и писатель Я. Потоцкий. Свои впечатления о поездке он изложил в дневниках «Путешествие графа Ивана Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 году», которые были опубликованы в 1828 г. в двух номерах журнала «Северный архив». В путевых заметках содержатся интересные наблюдения автора о жизни и быте калмыцкого народа. В период поездки по калмыцким улусам Потоцкий встретился с владельцем Хошеутовского улуса - Серебджапом Тюменем, будущим командиром одного из калмыцких полков во время Отечественной войны 1812 г. В альбоме Потоцкий сделал зарисовки бурханов в одном из калмыцких хурулов, музыкальных инструментов, украшенных серебром и драгоценными камнями [5. С. 9].

Сведения о калмыках грамотные поляки могли почерпнуть и из публикаций, издаваемых в самой Польше, в частности из статей, помещенных во «Всеобщей польской энциклопедии». В 1870 г. известный польский общественный деятель, преподаватель, редактор и издатель журналов К. Прушиньский (1851-1908) опубликовал в журнале «Домашний опекун» статью «Калмыки», в которой приводились интересные этнографические сведения [2]. Однако из числа поляков наибольший вклад в дело изучения культуры калмыцкого народа внес профессор Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Академии наук СССР Владислав Людвигович Котвич. Он совершил четыре научных поездки в Калмыкию (1894, 1896, 1911, 1917), собрав ценнейший филологический материал. По результатам поездок им были изданы в 1905 г. сборник «Калмыцкие загадки и пословицы» и в 1915 г. «Опыт грамматики калмыцкого разговорного языка»,

которые высоко оценены учеными-калмыковедами. Он также принял активное участие в подготовке к изданию калмыцкого героического эпоса «Джангар», опубликовал редкие и ценные источники по истории отношений калмыков с русскими властями в ХУП-ХУШ вв.

Калмыцкая тема нашла отражение в творчестве польских художников. Своеобразием отличаются работы рисовальщика первой трети XIX в. Александра Осиповича Орловского. В Русском музее хранятся его рисунки «Калмык верхом» (1808) и «Два калмыка верхом» (1815), а в Национальном музее г. Варшавы -«Два всадника калмыка», «Калмык в меховом кафтане, едущий на лошади» и «Бунт Пугачева» - в Национальном музее г. Щецина. Впервые познакомивший калмыцкую общественность с данными работами историк И. В. Борисенко пишет: «В них Орловский не углубляется в жизнь позирующего человека и создает не абсолютно схожий, а гиперболически усиленный образ. Герой захватил художника своей внешностью. Чувствуется любование автора силой, смелостью, красотой богатырей» [1].

Калмыцкие типажи привлекли внимание и художника-реалиста конца XIX -начала XX в. Юзефа Хелмонского, изобразившего на картине «Продажа коня» (1888) калмыка-казака. Картина находится в Национальном музее г. Щецина, в 1974 г. она экспонировалась в Москве на художественной выставке, посвященной 30-летию Польской Народной Республики [1].

Интересным, но пока еще не исследованным вопросом в историографии польско-калмыцких отношений остается история службы польских уроженцев в аппарате управления калмыцким народом. В Калмыкии, как и в других регионах России, поляки, владевшие русским языком и имевшие образование, привлекались администрацией в качестве управленцев и технических работников. На протяжении XVIII - начала XX в. польские фамилии постоянно присутствовали в штатах органов управления калмыцким народом. По архивным документам разных лет удалось установить, что поляками по национальности были товарищ (заместитель) главного попечителя калмыцкого народа Л.Я. Скибневский, частный пристав Яндыковского улуса Л.Л. Ленкевич, толмач М. Бердяев, коллежский регистратор И.М. Нестерович, инженер Комиссии по заселению дорог на калмыцких землях Астраханской губернии Л. Дзержановский и др.

В 1860-е годы российское правительство пыталось превратить Астраханскую губернию в место ссылки польских повстанцев. В 1863 г. Западный комитет запланировал высылку на жительство в Астраханскую губернию 800 польских семей, осуществлять которую предполагалось постепенно небольшими партиями. Первая группа поляков в количестве 29 семей прибыла в 1864 г. и сразу же была расселена по различным населенным пунктам Астраханской губернии. Из этой партии переселенцев в Калмыкию попали девять семей (51 человек), которых разместили в переселенческих селах Княжевом, Торговом и Крестовом [6. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2561. Л. 31]. Еще три польские семьи поселились в 1865-1868 гг. в селении Промысловом на Астраханско-Кизлярском тракте [6. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2716. Л. 27, 30].

Большинство ссыльных поляков принадлежали к благородному шляхетскому сословию, но на новом месте жительства их перечислили в разряд государственных крестьян и запретили отлучаться в города. Чтобы обеспечить себя и существование своих семей, бывшие шляхтичи вынуждены были заняться хозяйством и освоить непривычные для них профессии. Большинство предпочли земледельческий труд, остальные с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком