научная статья по теме ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ)»

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ЗАПАДНАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ)

ВОЛКОВ Антон Дмитриевич,

аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). E-mail: antonio9@list.ru

Краткая аннотация: в процессе проведенного исследования автором применялся истори-ко-правовой, сравнительно-правовой и аналитико-правовой метод исследования, метод сопоставления, анализа, дедукции и индукции, а также аналогии и экспертной оценки. Новизна и выводы проведенного автором исследования заключаются в возможности раскрыть и систематизировать ряд применяемых терминов, используемых применительно к вопросу обеспечения государственной (национальной безопасности). Так, проведен анализ и сопоставление западной и отечественной мысли в области обеспечения суверенитета и безопасности государства.

For the study the author has applied historical-legal, comparative-legal and analytical-legal methods of research, the method of comparison and analysis, deduction and induction, along with analogy, and an expert assessment. The novelty and the findings of the author's research are concluded in the opportunity to detect and classify an array of existing terms, which are applicable to the issue of ensuring the state (national) security. Therefore, Western and national approaches on ensuring sovereignty and state security are analyzed and compared.

Ключевые слова: государство; суверенитет; безопасность; государственная безопасность; угрозы государственной безопасности; орган исполнительной власти; законодательство; правовое регулирование деятельности.

State; sovereignty; security; state security; state security threats; executive government; legislature; legal regulation of conduct.

Реализация и воплощение в жизнь государственных интересов в политической практике, а также в правовой науке неизменно связано с обеспечением государственной безопасности. Само понятие «безопасность» в общественном сознании отождествляется с защищенностью от различного вида угроз и отсутствия опасности как таковой в самых разных социальных и природных процессах. В этом случае безопасность нацелена на поддержание защищенности личности и общества, всей социальной системы и государства в целом.

На обыденном уровне термин безопасность может рассматриваться и трактоваться по-разному: как переживание, восприятие и ощущение в необходимости защиты материальных, жизненных и духовных интересов и потребностей людей; или как тенденции развития и условия жизнедеятельности структур и институтов общества, а также поддержание его по-

рядков, необходимых для обеспечения сохранения свободы и защищенности.

Результат государственной деятельности, который направлен на реализацию поставленных целей по обеспечению государственной безопасности - так трактуется безопасность в политико-правовом контексте. А в юридическом понимании безопасность рассматривается как система правовых норм, гарантирующих защищенность личности и нормальное функционирование общества, с целью поддержания прав и свобод и обеспечению нормальной жизнедеятельности.

Проблемы безопасности рассматривались во многих сферах разными мыслителями с древних времен, например, можно рассмотреть древнеиндийский трактат Артхашастра (в переводе «Наука о государственном устройстве» или «Наука политики»), где отображены основные положения, подрывающие власть царя и

основы государственного устройства, при чем раскрываются данные угрозы как на внутреннем уровне, так и на внешнем. В трактате заложен основной подлежащий защите объект -государь и его государство: «По сравнению с внешней смутой, внутренняя является более зловредной, так как при этом имеется опасность, подобная той, какая возникает при непосредственной близости змеи. Далее, смута, вызываемая особо приближенными чиновниками,

1

опаснее всяких других смут» , «...царь в первую восьмушку дня пусть выслушивает (доклады) о

мерах безопасности государства, о доходах и

2

расходах...» - вот с чего государь должен начинать ведение своих дел. Государь должен строить систему обеспечения безопасности таким образом, чтобы должностные лица были под контролем и надзором, дабы исключить возможность коррупционных и иных негативных их проявлений: «Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит

3

надзор за горожанами и сельскими жителями» .

В древнегреческих рассуждениях о государственной безопасности, системе ее построения и поддержания социальной устойчивости можно отметить, что общество отождествлялось с государством, которое рассматривалось с человеком как взаимодополняемые и симметричные системы. Так, Платон выделял в человеке его составляющие - тело, ум, душа, как и в обществе - работники, стражи (воины), философы (правители, чиновники): «Мы уподобили благоустроенное государство телу, страдание и здоровье которого зависит от состояния его частей»4. И за состоянием его частей должны были следить его воины (стражи), которым в государстве необходимо было уделять значительное внимание, так как именно они обеспечивали безопасность и целостность общества.

В обществе Платона существует цель сохранения целостности государства, вокруг которой (цели) строится жизненный уклад. Так, он спрашивает и сам же дает ответ: «Может ли быть... большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распадению

1 Артхашастра, или Наука политики. М., 1993. С. 368.

2 Там же. С. 45.

3 Там же. С. 31.

4 Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 263.

на множество частей? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству?». «А связует его общность удовольствия и скорби, когда чуть ли не все граждане одинаково радуются либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет... А обособленность в таких переживаниях нарушает связь между гражданами, когда одних удручает, а других приводит в восторг состояние государства и его населения» . Предотвращение вреда - это и есть безопасность по Платону, которая ассоциируется у него с понятиями «спасать» и «помощь».

Свое видение на безопасность общества Аристотель выражает через социально-философскую систему, где приводится образ политизированной культуры - «человек по природе своей есть существо политическое»6. Человек изначально встроен в политическую (государственную) систему.

Для достижения общественной справедливости и всеобщего блага необходимо государственное объединение с соответствующей управленческой формой и правовой основой. Государство должно быть справедливым, для чего необходима правовая система - именно она регулирует политическое общение. Кроме того, как указывает Аристотель, угрозой безопасности является имущественное расслоение граждан, что может привести под влиянием противоположных крайностей к тирании или олигархии.

Важными составляющими системы обеспечения государственной безопасности «идеального аристотельского государства» являются разумные конфигурации государственных границ и размеры самого государства. Важнейшая социальная задача - защита граждан и государственных границ, для чего создаются специальные институты, которые являются средством обеспечения мира.

Цезарь видел в государстве публично-правовую общность, руководство которой осуществляют избранные. Вооруженные силы -вот система, способная обеспечить государственную безопасность. Цезарь, при решении любых вопросов, как внутреннего, так и внешнего характера видел один единственный способ -

5 Там же. С. 275.

6 Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1983. Т. 4. С. 378.

силовой: «оружие и законы не уживаются друг с другом», «если не доволен моими действиями,

то иди-ка лучше прочь, ибо война и сила не

- 1

терпят возражений» .

Значительное внимание уделялось государственной безопасности в ХУ!!!-Х!Х вв. западноевропейскими мыслителями, где особо выделяется мировоззрение Никколо Макиавелли -основателя политической науки, который допускал широкий спектр действия по обеспечению и укреплению государственной безопасности. Так, среди этих действий могли использовать способы, далекие от идеалов гуманизма и демократии: «...знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда

следует, что государь должен усвоить то, что

2

заключено в природе и человека, и зверя» .

Тем самым, Макиавелли выводит систему обеспечения безопасности государственной власти: «Государя подстерегают две опасности: одна изнутри или со стороны подданных, другая извне - от сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохранится мир при условии, что его не нарушат тайные заговоры... Главное средство против них - не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу... Ведь заговорщик всегда рассчитывает на то, что убийством государя угодит народу; если он знает, что возмутит народ, у него не хватит духа пойти на такое дело, ибо трудностям, с кото-

3

рыми сопряжен всякий заговор, нет числа...» .

Свое представление о государстве и природе человека и изложил Томас Гоббс в труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», где человек представляется как честолюбивое, жадное и эгоистичное существо. По Гоббсу источник угроз заложен именно в равенстве людей, так как благ и ресурсов на всех

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М., 1968-1972. Т. 2. С. 480-481.

2 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 56.

3 Там же. С. 46-55.

хватить не может, что приведет к «войне всех против всех». На этой основе государство должно силой поддерживать систему естественных законов, так как основная цель государства - обеспечение безопасности, однако, гарантироваться она (безопасность) должна не естественным правом, а позитивным. Это связано с тем, что простой волей граждан из добрых побуждений невозможно достигнуть и обеспечить безо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком