научная статья по теме ПОНЯТИЕ “UMWELT” ЯКОБА ФОН ИКСКЮЛЯ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ Философия

Текст научной статьи на тему «ПОНЯТИЕ “UMWELT” ЯКОБА ФОН ИКСКЮЛЯ И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ»

Понятие "Umwelt" Якоба фон Икскюля и его значимость для современной эпистемологии*

Е.Н. КНЯЗЕВА

Введенное Якобом фон Икскюлем понятие "Umwelt" как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический организм, находится в фокусе внимания данной статьи. Став одним из опорных пунктов биосемиотики, это понятие обнаруживает свою методологическую силу для развития современной неклассической эпистемологии. Согласно фон Икскюлю, Umwelt строится путем отбора значимого и ценного и вовлечения их в жизненный мир организма; окружающий мир -не просто мир вещей, а мир актов действия; познание, по сути тождественное жизни, представляет собой извлечение смыслов; разные живые организмы живут в разных когнитивных и жизненных мирах. В статье показывается, что понятие "Umwelt" несет в себе глубокие смыслы и может рассматриваться как предпосылка для развития широкого экологического подхода и целого ряда эпистемологических представлений, таких как связь познающего организма и познаваемой им среды, познание через действие, активность и телесность восприятия, конструирование в ходе познания, энактивизм.

The concept of "Umwelt" coined in science by Jakob von Uexkull is under consideration in the article. Umwelt is specific environment to which every biological individual is adapted and which is constructed by it. Being one of pillars of biosemiotics, this notion demonstrates its methodological force for the development of the modern, non-classical epistemology. According to von Uexkull, Umwelt is built by selection of the meaningful and of the valuable and by involving it in the world of life of an organism; environment is not simply the world of things, but the world of acts of behavior; cognition which is, as a matter of fact, identical to life, is the retrieval of meanings from the world; different living organisms live in different cognitive and living worlds. It is shown that the concept of Umwelt carries profound meanings in itself and can be considered as a prerequisite of development of a wide ecological approach and of the whole range of epistemological notions, such as the connection of cognizing organism and its environment, cognition through action, activity and embodiment of perception, construction in the process of cognition, enactivism.

* Исследование выполнено при поддержке Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (проект № 06 за 2013-2014 гг.). The research is carried out with the support of the School of Philosophy of Faculty of the Humanities of National Research University Higher School of Economics (project № 06 of 2013-2014). © Князева Е.Н., 2015 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биосемиотика, познание, жизнь, опыт, восприятие, смысл, знак, Umwelt, Я. фон Икскюль, эпистемология.

KEY WORDS: biosemiotics, cognition, life, experience, perception, meaning, sign, Umwelt, Jakob von Uexkull, epistemology.

Я. фон Икскюль как основатель биосемиотики

Якоб фон Икскюль (1864-1944) стал известен философскому сообществу благодаря работам философов-постмодернистов XX в., в первую очередь Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Вплоть до настоящего времени только некоторые работы Икскюля переведены на английский (см., например [Икскюль 1926, Икскюль 1957]), а в русском переводе они вообще не издавались. Вместе с тем идеи, выдвинутые Икскюлем, и новые понятия, разработанные им, несут в себе немалый методологический заряд и эвристическую силу для развития передовых областей современной науки - биокибернетики, построения систем искусственной жизни и искусственного интеллекта, робототехники, а также современной эпистемологии.

Центральным понятием теоретических построений Икскюля является, безусловно, понятие "Umwelt". Как термин оно вошло в биологическую экологию и этологию, но для философии это понятие несет определенную свежесть. Umwelt Икскюля наводит на некоторые значимые и перспективные для понимания когнитивной деятельности представления, идущие в русле современных трендов развития знания. Для того чтобы разобраться, на какие и почему, вполне разумным было бы исходить из того оригинального смысла понятия "Umwelt", который вкладывал в него сам Я. фон Икскюль.

Якоб фон Икскюль положил начало семиотическому подходу в биологии. Он преследовал цель построить теоретическую биологию таким образом, чтобы она перестала быть слепой к проблеме смысла в живой природе. Икскюль показал, что животные, причем и каждый вид и отчасти каждая особь в нем, воспринимают окружающий их мир избирательно, так что разные живые организмы живут в разных, порой непересекающихся мирах восприятия и действия. Тот срез мира, который имеет значимость для живого организма, который он способен воспринять и на который распространяются возможности его движения и действия, - это и есть Umwelt этого организма.

Об избирательности восприятия мира живым существом говорили философы и до Икскюля, в том числе А. Бергсон. Бергсон развил нетрадиционное видение, отличное от общепринятого: неживое не воспринимает ничего, живое воспринимает лишь незначительный фрагмент реальности, а с возникновением и развитием сознания широта восприятия увеличивается. Согласно Бергсону, неживое есть неразборчивая тотальность восприятия, пассивная отданность всем воздействующим на него вещам, как камушек на пляже отдан всем волнам и потокам. В неживой природе всё воспринимает всё, она абсолютно прозрачна "волнам" восприятия. А живое и сознательное есть ограниченность воспринятого, защищенность от шквала внешних воздействий. Неразличенность восприятия в неживой природе сменяется различенностью (le discernement) как свойством восприятия живых существ. "Воспринимать все влияния, ото всех точек всех тел, значило бы опуститься до состояния материального предмета. Воспринимать сознательно -значит выбирать, и сознание состоит, прежде всего, в этом практическом различении" [Бергсон 1992, 187].

Заслуга Икскюля состоит в том, что он развил это видение мира, но не спекулятивно философским образом, а пристально изучая поведение разных видов животных как зоолог и этолог. Как пытливый естествоиспытатель Икскюль демонстрирует, что представляют собой знаковые и смысловые миры разных живых существ, тем самым обосновывая биологическую укорененность смысла во Вселенной. Учение Икскюля о смыслах (Bedeutungslehre) сопряжено с учением об Umwelt (Umweltslehre) и является, по сути дела, иной стороной последнего.

Известно, что Я. фон Икскюль, работая в 1920-30-х гг. в Университете Гамбурга, лично знал и поддерживал научные связи с Э. Кассирером. С точки зрения Кассирера, человек представляет собой символическое животное, Homo symbolicus. Мир человека - это мир символов языковой, мифологической, религиозной, художественной, научной реальности. Социальная среда наполнена разнообразными символами, обозначающими положение в обществе, социальные роли, отношения власти и подчинения и т.п. Символы свертывают в себе разнообразные смыслы, доступные для понимания и часто неоднозначного толкования. Процесс толкования смыслов становится процессом рождения новых смыслов, особенно если человек относится к жизни, как к игре, стремится проявить креативность в социальной или культурной деятельности, погрузиться в чтение художественного произведения и т.д.

Люди оперируют символами, а животные подают друг другу знаки и сигналы. Разделена ли символическая реальность человека и знаковая реальность животного непроходимой пропастью? Можем ли мы утверждать, что знаки и символы также несут в себе определенные смыслы? Есть ли, вообще говоря, основание утверждать, что и для животного реальность является смысловой? Икскюль стремится собрать максимум доказательств, что Umwelt живого существа представляет собой мир его смыслов и что активность, связанная с извлечением смыслов, не есть прерогатива человека, она глубоко укоренена в живой природе. Изучение репрезентаций, значений, смыслов и биологической значимости знаковых процессов становится со времен Икскюля, с первых двух десятилетий XX в., предметом биосемиотики как особой области знания.

Вплоть до сегодняшнего дня некоторые ученые полагают, что применение таких понятий, как "знак", "сигнал", "послание" и "смысл", к нелингвистическим биологическим процессам чисто метафорическое, что эти процессы можно свести к физико-химическому уровню. Но ведь есть и такие феномены природы, где роль сигналов и знаков и устанавливаемый ими контроль над материальными процессами несомненны. Это генетический код в развитии живого организма, психомоторный контроль в нервной системе, психосоматика в процессах поддержания здоровья или развития болезни, как и собственно проблема души и тела в философии.

На платформе биосемиотики происходит встреча разных областей исследований: нейрофилософии, эволюционной психологии, динамической теории систем, когнитивной нейронауки и построения систем искусственного интеллекта и искусственной жизни (см. [Фаваро 2010, VI]). Все они преследуют общую цель - исследовать знаковые процессы на всех уровнях организации живого от клеток до поведения животных и семантических артефактов человека. Приходит понимание, что семиозис, т.е. процесс превращения физических сигналов в условные знаки, охватывает и растения, и животных, и даже отдельные клетки. Биосемиотика связана с кибернетическим блоком теорий (биокибернетикой и кибернетикой второго порядка в смысле Х. фон Фёрстера), с теоретической биологией, близкой к общей теории систем в смысле Л. фон Берталанфи, а также со всем спектром когнитивных наук. Эпистемологический анализ представлений биосемиотики позволяет найти новые основания для развития феноменологического подхода в неклассической эпистемологии и когнитивной науке, который нацелен на анализ опыта когнитивных агентов и процесса производства смыслов. Кроме того, используя достижения и концептуальные основания биосемиотики, можно попытаться продвинуть натуралистическое понимание эволюции, жизни и познания.

Жизнь и познание были соединены в единой формуле в классической версии эволюционной эпистемологии К. Лоренца (life is cognition), жизн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком