научная статья по теме ПОРТ-АРТУРСКИЙ ФОТОГРАФ ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК М. К. БОРОВСКИЙ Машиностроение

Текст научной статьи на тему «ПОРТ-АРТУРСКИЙ ФОТОГРАФ ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК М. К. БОРОВСКИЙ»

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА'

СУДОСТРОЕНИЕ 1'2012

ПОРТ-АРТУРСКИЙ ФОТОГРАФ ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК М. К. БОРОВСКИЙ

УДК 629.5(091)

К. П. Губер (ЦВММ), e-mail: info@navalmuseum.ru

Масштабные панорамные виды выходов на внешний рейд Первой эскадры флота Тихого океана, изображения кораблей различных рангов, среди которых большое внимание уделялось миноносцам, результаты боевых действий на море, повреждения кораблей, сцены с участием моряков при сухопутной обороне Порт-Артура. Это только краткий перечень сюжетов фоторабот инженера-механика Михаила Казимировича Боровского, относящихся к 1904 г.

В Центральном военно-морском музее (ЦВММ) в Санкт-Петербурге хранится большая коллекция стеклянных негативов, выполненных стереокамерой накануне и в годы русско-японской войны. Среди них особо выделялись негативы с изо-ражениями повреждений эскадренных броненосцев «Ретвизан» и «Цесаревич», а также широко известное любителям отечественной военно-морской истории изображение, на котором запечатлен вице-адмирал С. О. Макаров, спускающийся в кессон, сооруженный у борта поврежденного «Цесаревича». Тяжелое впечатление оставляет ре-портажная серия снимков планомерного расстрела японской осадной артиллерией крейсера «Баян», стоящего в Восточном бассейне Порт-Артура. Выполняя эту съемку, автор явно рисковал собственной жизнью.

На многих конвертах, в которых содержатся негативы, сохранились написанные мелким, но хорошо читаемым почерком, скорее всего, авторские аннотации. На большинстве негативов указаны даты запечатленных событий.

На полях всех негативов черной тушью нанесена монограмма фотографа, состоящая из двух букв «МВ». Согласно учетным книгам музея, изготовителем негативов являлся некто М. В. Шульц, и инициалы данного персонажа соответствовали сочетанию букв «М» и «В» монограммы, нанесенной на негативах. Да и в музейном обиходе описываемые фотодокументы зачастую по традиции назывались «шульцевски-ми» негативами.

Но бывшего командира крейсера «Новик» Шульца звали Михаил Федорович и сочетание заглавных

букв его имени и отчества никак не могло превратиться в пока еще не расшифрованные «МВ». Знакомая многим монограмма М. фон Шульца состояла из очень удобных для процарапывания на эмульсионном слое негативов симметричных по написанию букв «М» и «Ш». Что он с успехом и делал для обозначения своего авторства.

В 2007 г. автору этих строк довелось более глубоко ознакомиться с материалами коллекции замечательного петербургского собирателя фотографий и филокартиста Д. М. Васильева, относящимися к обороне Порт-Артура. В альбоме с материалами, посвященными действиям артурских миноносцев, внимание привлек выполненный контактным способом отпечаток с одного из «шульцевских» негативов, находящихся в настоящее время в музейном собрании. В правом нижнем углу виднелась нанесенная по диагонали черной тушью подпись и дата — М. Боровский 27 января 1904, совпадавшая с монограммой порт-ар-турского фотографа. В списке офицерского состава флота 1905 г. значилось, что Михаил Казимирович Боровский в период осады Порт-Артура в чине помощника старшего инженера-механика служил судовым механиком на миноносце «Смелый», командиром которого с 13 апреля 1903 г. по 18 марта 1904 г. состоял уже упоминавшийся лейтенант М. Ф. фон Шульц.

Офицеры на миноносце «Смелый». Крайний справа — М. К Боровский. Октябрь 1904 г.

Вице-адмирал С. О. Макаров спускается в кессон эскадренного броненосца «Цесаревич». Март 1904 г.

СУДОСТРОЕНИЕ 1'2012

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Один из стереодиапозитивов М. К. Боровского и авторская аннотация к нему

Миноносец «Стерегущий», возвратившийся в Порт-Артур после перестрелки с японскими миноносцами. 11 февраля 1904 г. (здесь и далее подписи М. К. Боровского)

Так, на одном из негативов серии на фоне эскадренного броненосца «Петропавловск» запечатлен, как указано в аннотации, «М. фон Шульц с фотокамерой в руках». Общение с командиром своего миноносца много дало Боровскому в становлении его как фотографа — М. Ф. Шульц сам был заядлым фотографом, и делился с ним профессиональными секретами. Часто они вместе выходили на съемку, и этим объясняется встречающиеся одинаковые сюжеты, запечатленные практически с одной точки стереока-мерой Боровского и столь любимой

Шульцем панорамной камерой. Но так как фотопленка для панорамных снимков была дороже, чем пластины для стереокамеры, Шульцу приходилось быть более сдержанным в выборе сюжетов.

В самом конце обороны Порт-Артура Боровский на миноносце «Смелый» под командованием лейтенанта М. К. Бахирева прорвался в германскую колонию Циндао, где корабль был интернирован до окончания войны. Среди негативов Боровского встречаются сюжеты этнографического характера (сцены на улицах этого китайского города). В

Россию Михаил Казимирович возвратился через Соединенные Штаты Америки, где находился в Портсмуте в момент подписания мирного соглашения с Японией. В коллекции негативов имеются сюжеты светской жизни, на пляже у гостиницы с названием «Beach Hotel», а также со стоящими на рейде белоснежными американскими крейсерами и даже негатив с изображением статуи Свободы, находящейся у входа в гавань Нью-Йорка.

Но самое убедительное доказательство, не оставлявшее ни тени сомнения в авторстве М. К. Боровского, содержалось в обнаруженных позже двух письмах мичмана Д. И. Дарагана, посланных им родным из Циндао в самом конце 1904 г. «...На "Смелом" механик Боровский, и у него есть фотографии Артура до последнего дня. Я их еще не видел, но говорят, что страшно интересно. Вообще он хорошо и умно снимает.» Мичман эскадренного броненосца «Цесаревич» Дараган оказался в Циндао в результате прорыва броненосца в этот порт после боя в Желтом море 28 июля 1904 г. Необходимо отметить, что похвала Дарагана дорогого стоит, так как он сам увлекался фотографией и, судя по хранящимся в ЦВММ его работам, знал в этом толк. Тем ценнее звучат строки из его письма от 26 декабря 1904 г.: «.пропустил начало артурских фотографий. Боровский принес их со своим стереоскопом и показывал целой компании. Он фотографии в руки не дает, сам вставляет картинку в рамку и ждет, покуда стереоскоп не обойдет весь круг». «Показывая фотографии, он их поясняет, но это жаль. Пояснения состоят из непрерывной брани и язвительных отзывов, он очень остроумный человек, но он все высмеивает и при том зло смеется. Это неприятно. А картинки его чудные. Систематическое расстрели-вание судов, например, замечательно. Все картинки интересны вообще, а нам (портартурцам — К. Г.) это особенно приятно, т. к. все знакомо. Все ведь здания знаешь, а теперь смотришь на 1/2 стены от целого домика.» Не вызывает сомнений, что Дараган восхищался качеством и оригинальностью работы фотографа, а не действиями неприятельской артиллерии в строках о «замечательности» систематичес-

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

СУДОСТРОЕНИЕ 1'2012

Перевозка китайского 24-см орудия из Артиллерийского городка для установки на Крестовой горе. 2 июля 1904 г.

Подводная лодка, построенная техником М. П. Налетовым и вытащенная на берег у Тигрового Хвоста для установки двигателя. 25 октября 1904 г.

кого расстрела русских судов. Среди вызвавших восторг Дарагана снимков были и уже упоминавшиеся сцены расстрела японцами крейсера I ранга «Баян».

Чтобы проследить судьбу негативов пришлось более внимательно изучить биографию и этапы службы М. К. Боровского. В этом автору большую помощь оказал сотрудник Российского государственного архива Военно-Морского Флота А. Ю. Емелин.

М. К. Боровский родился 29 октября 1872 г. в поместье Яунцевич. После окончания Морского инженерного училища императора Николая I его произвели в младшие инженеры-механики. В 1894—1897 гг. он находился в заграничных плаваниях на минном крейсере «Всадник», крейсерах «Память Азова» и «Адмирал Корнилов». В 1898 г. в качестве судового механика канонерской лодки «Гремящий» принимал участие в занятии Россией Порт-Артура.

В 1899 г. старшего помощника инженера-механика Боровского командировали в США для наблюдения за постройкой эскадренного броненосца «Ретвизан» и крейсера «Варяг». С 1901 г. Михаил Казимирович служит на кораблях эскадры флота Тихого океана. На канонерской лодке «Гремящий» он принимал участие в подавлении восстания ихэтуаней (Боксерского) в Инкоу (Китай). К этому времени относятся и его первые фотографические работы.

Для фотосъемки М. К. Боровский использовал надежную французскую стереофотокамеру «Вераскоп» производства Жюля Ришара, оснащенную цейсовской оптикой. Несмотря на огромное количество опубликованных фотоснимков, по-

священных обороне Порт-Артура и увидевших свет после русско-японской войны, к сожалению, на сегодняшний день не известна ни одна публикация фоторабот Боровского до 1917г. Это можно объяснить не совсем «полиграфическим» форматом его фотокамеры, однозначно рассчитанной на выполнение иной задачи — создание эффекта «присутствия» зрителя в гуще запечатленных событий.

После окончания русско-японской войны Боровский предложил Морскому министерству приобрес-

Гибель миноносца «Стройный», подорвавшегося на японской мине. 31 октября 1904 г.

ти свое собрание негативов. Но на покупку бесценных фотодокументов средств не нашлось, и, скорее всего, материалы были бы в дальнейшем утрачены. Но, фотонаследие М. К. Боровского все же попало в одно из старейших учреждений морского ведомства России — ЦВММ. Согласно учетным данным в сентябре 1952 г. в дар музею были переданы более 20 коробок с негативами и диапозитивами времен русско-японской войны 1904—1905 гг. Из текста относящегося к этому событию документа следовало, что даритель, рядовой Советской Армии Б. Н. Померанец, нашел эти исторические предметы в мае того же года на чердаке дома, в котором он проживал в городе Вильнюсе.

Руководство музея выразило Померанцу благодарность, организовало бесплатную экскурсию по музею и ходатайствовало перед командованием его части о поощрении бескорыстного рядового. Был ли Померанец поощрен за свой благородный поступок, так и осталось неизвестным.

Забегая вперед, необходимо упомянуть еще один факт из жизни М. К. Боровского, относящийся к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком