Портретная реконструкция С.П.Крашенинникова:
история создания
Е.В.Веселовская, М.В.Хартанович
«
Он был из числа тех, кои ни знатною природою, ни фортуны благодеянием не предпочтены, но сами собою, своими качествами и службою, произошли в люди, кои ничего не заимствуют от своих предков и сами достойны называться начальниками своего благополучия» [1, предисловие], — такими словами отзывался о Степане Петровиче Крашенинникове его учитель, профессор Санкт-Петербургского университета, секретарь Императорской академии наук и художеств Герхард Фридрих Миллер. И действительно, будучи сыном солдата, Степан Петрович исключительно благодаря своим незаурядным способностям и стремлению познать истину сумел получить лучшее для того времени образование. Именно его, единственного из студентов последнего курса университета, выбрали для участия во Второй Камчатской экспедиции (1733 — 1736). С этого времени Крашенинников «заболевает» Камчаткой. В 1737 г. вместо того, чтобы вернуться со всем составом экспедиции в Санкт-Петербург, он прямо из Якутска направился в Охотск, а оттуда морем в Большерецк (Камчатка). Терпя страшные лишения (из Охотска забыли прислать приказ о зачислении его на хлебное довольствие, а затем и вовсе ли© Веселовская Е.В., Хартанович М.В., 2015
Елизавета Валентиновна Веселовская,
кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник и руководитель лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН (Москва). Область научных интересов — антропологическая реконструкция, идентификация личности по костным останкам. Автор 60 скульптурных и более 200 графических реконструкций.
Мария Валерьевна Хартанович, ведущий специалист отдела информационных технологий Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого (Кунсткамера) РАН в Санкт-Петербурге. Специалист в области музееведения, истории создания Кунсткамеры и электронных музейных технологий.
шили жалованья), Степан Петрович отдает всего себя научным исследованиям полуострова. Спектр научных интересов Крашенинникова необычайно широк. Так, он обнаружил и впервые описал камчатские гейзеры, собрал уникальные сведения о коренном народе Камчатки — ительменах (они практически исчезли в XIX в.), подробно описал географию и геологию полуострова. Во время следующей экспедиции (1737—1741) Крашенинников 10 раз пересек Камчатку, проводя научные наблюдения и делая подробные записи. Опираясь на эти изыскания, он дал обобщенную характеристику рельефа полуострова, привел геологическое и климатологическое описание четырех восточных камчатских носов (мысов) и образуемых ими заливов, а также ряда бухт. Прокладывая маршруты по неисследованным и труднодоступным частям Камчатки, Степан Петрович проследил течение крупных рек, описал ряд озер, лично исследовал почти
все высочайшие сопки и один из величайших действующих вулканов Евразии — Ключевскую сопку (4750 м).
Общая длина пройденного Крашенинниковым камчатского побережья составила более 1700 км, а внутренних учтенных маршрутов — 3500 км. В своих высокопрофессиональных научных исследованиях Степан Петрович выступал как геолог, географ, ботаник, зоолог, историк, антрополог, этнограф, лингвист. Возвратившись в столицу, он приступил к обработке обширного материала, собранного во время Камчатских экспедиций, и написал свой знаменитый монументальный труд «Описание земли Камчатки» [1], лучшее в мировой науке и литературе XVIII в. всестороннее страноведческое исследование малоизвестной земли.
В 1750 г. молодой ученый был утвержден профессором натуральной истории и ботаники Императорского Санкт-Петербургского университета, что в те времена приравнивалось к статусу академика. Но, увы, долгие годы лишений и подчас невыносимых бытовых условий во время экспедиций подорвали здоровье ученого. В 1755 г. Степан Петрович в возрасте 44 лет умер от туберкулеза, так и не увидев труд всей своей жизни опубликованным. Книга вышла лишь через год после его смерти. Эта работа сразу была высоко оценена мировой научной общественностью: вскоре после издания она была переведена на четыре европейских языка. Книга «Описание земли Камчатки» — это уникальная публикация, которая и по сей день служит профессиональным научным источником по геологии, географии, ботанике, зоологии, антропологии, этнографии данного региона. Для антропологов это единственная книга о народах Камчатки до ее заселения русскими.
История обретения останков
В конце осени 1963 г. в Музей М.В.Ломоносова АН СССР* в Ленинграде поступил необычный экспонат — обломок могильной плиты с высеченной на ней эпитафией. Надпись гласит: «На сем месте погребен Академии Наук профессор Степан Петров сын Крашенинников, который... показал...». Фрагмент плиты обнаружили при экскаваторных работах на территории Благовещенской церкви
* Ныне — Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII в. (Музей М.В.Ломоносова) Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Могильная плита с первоначального захоронения С.П.Крашенинникова на Благовещенском кладбище в Санкт-Петербурге.
Фото М.В.Хартанович
на Васильевском острове, при которой с 1738 по 1760-е годы было действующее кладбище.
Передача плиты в Музей М.В.Ломоносова была вполне закономерна, так как открытый в 1949 г. музей был не просто мемориальным, посвященным жизни и деятельности великого русского ученого Ломоносова. Одной из первостепенных задач, которые решали организаторы музея, стало освещение истории русской культуры, Академии наук, становления и развития научных дисциплин и судеб крупнейших российских ученых XVIII в.
Отметим и еще один немаловажный факт: музей М.В.Ломоносова располагается в здании Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого, который стал наследником и преемником Кунсткамеры Санкт-Петербургской Императорской академии наук и художеств XVIII в. В здании Кунсткамеры — «колыбели русской науки»** работали и Ломоносов, и Крашенинников. Обоих ученых также связывали дружеские отношения.
В Кунсткамере хранились предметы по этнографии народов Севера, полученные во время Камчатской экспедиции [2, д.841, л.27, 32, 40], гербарий и каталог трав, собранные им в экспедиции по Ин-германландии*** для описания флоры Санкт-Пе-
** В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» императора Петра I от 1724 г. в ведение Академии наук переходили собрания Императорской Кунсткамеры и Библиотеки для занятия ученых и популяризации современных знаний среди более широкой публики. В здании Кунсткамеры находились Обсерватория, Анатомический театр, Физический, Минеральный, Анатомический, Естественноисторический и Монетный кабинеты, Библиотека, мемориальная галерея Петра I.
*** Ингерманландия — ныне территория Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.
✓ >' у // /.
Бюст Крашенинникова к проекту реконструкции здания Кунсткамеры. Рисунок тушью Р.И.Каплан-Ингеля — первого директора Музея М.В.Ломоносова АН СССР. Вторая половина 1940-х годов.
тербурга и его окрестностей, подготовки труда «Флора Ингрии» (1761) [2, д.844, л.189].
В связи с 200-летием Академии наук СССР в 1945 г. планом создания музея М.В.Ломоносова была предусмотрена реконструкция здания Кунсткамеры* с восстановлением башни и венчающей ее армиллярной сферы, утраченных во время пожара 1747 г. Фасад здания предполагалось украсить скульптурными композициями и погрудными скульптурами великих русских ученых. В их числе был и бюст Крашенинникова, который должны были создать по гравюре работы А.Осипова конца XVIII — начала XIX в. В дальнейшем от скульптур на фасаде здания пришлось отказаться, но сохранились подробные чертежи, в том числе и эскиз скульптурного портрета Крашенинникова.
После того как обнаруженный на территории забытого кладбища фрагмент надмогильной плиты с погребения Крашенинникова оказался в хранилище Музея М.В.Ломоносова, его сотрудники
* С 1747 по 1948 г. здание музея имело усеченный вид — без вышки башни и армиллярной сферы.
обратились в Ленинградское отделение Института археологии АН СССР с предложением провести раскопки на месте находки плиты.
Работы возглавил кандидат исторических наук А.Д.Грач. Они проводились с 20 по 26 ноября 1963 года. По условиям обнаружения плиты (траншея прокладывалась экскаватором) точное место захоронения определить было невозможно. На месте предполагаемого погребения был заложен раскоп площадью 5 х 4 м. На глубине 0.40 м археологами была обнаружена булыжная вымостка XVIII в., в слоях под ней — фрагменты предметов, относящиеся к XVIII в. На глубине 1.27—1.55 м от поверхности (по состоянию на 1963 г.) археологи выявили контуры трех погребений: в простом деревянном гробу, в богатом фамильном склепе из кирпича и погребение ребенка в возрасте до трех лет. В первом погребении археологи нашли скелет мужчины. При нем находились 26 пуговиц от кафтана и камзола, остатки ткани от кафтана зеленого цвета, бронзовый нательный крест. В изголовье справа — небольшая фаянсовая пиала с кобальтовым изображением птицы, дома и растений [3, с. 110— 112]. Исследователи прослеживают традицию установки сосудов из разных материалов в могилы на Руси начиная со Средневековья, однако не находят в письменных источниках достоверных объяснений этого ритуала [4, с.23, 24]. На основании церковных материалов было сделано предположение, что в XV—XVI вв. сосуды использовались при отпевании покойного, когда тело обрызгивали елеем, а остатки жидкости ставили в гроб [4, с.24, 25; 5; 6]. Можно предположить, что чаша, найденная в захоронении Крашенинникова в изголовье, также использовалась в ритуальных целях при отпевании.
Антропологическое исследование
Предварительную антропологическую экспертизу на месте раскопок выполнил заведующий отделом антропологии Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого доктор медицинских наук профессор В.В.Гинзбург. Он установил, что костные останки принадлежали мужчине в возрасте от 40 до 50 лет [3, с.115].
Доктор исторических наук М.М.Герасимов, заведующий лабораторией пластической реконструкции Института этнографии АН СССР (Москва), был приглашен в Ленинград для определения портретн
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.