научная статья по теме ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПАНАФРИКАНИЗМ: НАЧАЛО ПУТИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПАНАФРИКАНИЗМ: НАЧАЛО ПУТИ»

ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПАНАФРИКАНИЗМ: НАЧАЛО ПУТИ

© 2008 Н. Г. ЩЕЕБАКОВ

В череде юбилеев множества событий победного 1945 г, которые отмечались в течение всего 2005 г, 60-летие VПанафриканского конгресса - самой первой крупной встречи представителей колониальных и зависимых народов сразу же по окончании Второй мировой войны, не оказалось в центре внимания.

V Панафриканский конгресс был проведен в переломный момент истории народов африканского происхождения. Военная пора породила новые ожидания у колониальных народов, большинство которых осознавало себя гражданами государств - участников антигитлеровской коалиции. Планы послевоенного переустройства мира, намеченные в Атлантической хартии (1941) и на основных международных конференциях в годы войны, создание ООН, обозначившиеся линии раздела между восточным и западным блоками - все это активизировало процесс развития самосознания и самоутверждения народов африканского происхождения.

Отечественная африканистика признает за организаторами панафриканского конгресса, созванного в Манчестере в середине октября 1945 г., большие заслуги в деле мобилизации населения зависимых территорий на антиколониальную борьбу [Идеология.., 1981, с. 167]. Однако сам конгресс, как правило, рассматривается в качестве изолированного явления, ставшего возможным благодаря революционизирующему воздействию Второй мировой войны на общественное сознание колониальных народов.

По сути, V Панафриканский конгресс, по версии сегодняшних учебников по новейшей истории народов Азии и Африки, после перерыва длиной в активную жизнь целого поколения резко "обновил" и модернизировал принципы панафриканизма, сложившиеся в первой четверти XX столетия [Трошин, 2004, с. 484-485]. Во многом такой подход может быть объяснен авторитетом "патриарха панафриканского движения" У. Дюбуа, который, как представляется, иногда сознательно замалчивал роль своих африканских коллег в истории межвоенного и послевоенного развития панафриканизма. По мнению этого популярного в 1950-1960-е гг. афроамериканского историка и общественного деятеля, молодые африканские преобразователи, появившиеся на манчестерском конгрессе, лишь применили в своих странах накопленный до них опыт, перенесли, наконец, принципы, провидчески предложенные афроамериканцами в 1920-е гг., в саму Африку [Дюбуа, 1962, с. 356-357, 409].

В конце 1950-х гг. прошли встречи У. Дюбуа в Москве с Н.С. Хрущевым (косвенным последствием которых, как известно, стала активизация создания в системе АН СССЕ Института Африки), были переведены на русский язык некоторые его работы. В 1961 г. было объявлено о вступлении Дюбуа в компартию США, он был награжден престижными международными премиями. В результате отечественные исследователи на протяжении многих лет оценивали все происходившее в истории панафриканского движения и вокруг него в основном сквозь призму суждений этого афроамериканского историка [Высоцкая, 1969].

Трудности с доступом к зарубежным архивным материалам и исследованиям и политико-идеологические ограничения также не способствовали появлению у нас в стране объективных оценок такого многослойного явления, как панафриканизм [Потехин, 1964]. Между тем в крупных международных исследованиях по истории африканского континента, например в "Кэмбриджской истории Африки" [The Cambridge History, 1984], значительное внимание уделяется именно самостоятельному характеру манчестерской встречи, первому появлению того сообщества, которое сегодня обычно называют "африканской диаспорой" [The Cambridge History..., p. 101-104]. В самом подробном и непредвзятом исследовании движения панафриканских конгрессов - монографии известного немецкого историка И. Гэйса "Панафриканизм" (английское издание -1974 г.) [Geiss, 1974] - манчестерский конгресс предстает менее изолированным явлением. В отличие от советских авторов Гэйс опирался на первичные источники и избежал искушения считать, что знаменитый призыв участников конгресса "Колониальные и зависимые народы мира, объединяйтесь!" получил какое-либо практическое продолжение в деятельности независимых государств Африки. По его мнению, панафриканизм после 1945 г. не трансформировался в движение, способное модернизировать Африку, а распался на множество идеологических течений, лишь номинально связанных с основными идеями панафриканизма первой половины XX в. Вплоть до настоящего времени так и нет исследования, в котором был бы дан анализ - сколько и какие "панафриканизмы" появились после возникновения независимых государств на месте африканских колоний. Отдельный важный вопрос - как проявились у африканских и афроамериканских лидеров принципиальные различия во взглядах на дальнейшее развитие народов африканского происхождения после VI Панафриканского конгресса, впервые проведенного на Африканском континенте - в Дар-эс-Саламе в июне 1974 г.

В настоящее время изучение панафриканского движения во второй половине XX в. становится особенно актуальным. Именно к нему и подобным "пан-" движениям обращаются сегодня те, кто пытается противостоять глобализации с позиций защиты своей расовой (этнической, культурно-исторической, религиозной, языковой или любой иной - на выбор) идентичности. Недостаточная изученность многих аспектов послевоенного панафриканизма, двойственность трактовок событий, идей, поведения участников этого движения создали прекрасные возможности для конъюнктурных оценок. В результате в противопоставление работам 1960-1980-х гг. "патриарха" Дюбуа сегодня уже лишают связей с панафриканским движением (см. биографическую статью о нем на петербургском сайте "История США") [htpp://amstd.spb.ru/Gilded_Age/debois_im.htm]1.

Не менее знаменательны и искажения в названиях, географической и исторической принадлежности людей, организаций и событий в свежем переводном сборнике "Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления". Тут афроамериканцам приписывают создание авиалинии "для перевозки негров в Афри-ку"(!), что авторы, с согласия редакторов, относят к 1920-м гг. [Мусульмане., 2005, с. 320].

Поиск и обоснование так называемой африканской идентичности многих современных народов по обе стороны Атлантики - предмет не только исследовательского интереса. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. был опубликован, переведен на многие языки и доброжелательно прокомментирован специалистами роман афроамериканского автора А. Хэйли "Корни" (1976 г.) из истории рабства и трансатлантической работорговли. В начале 1990-х гг., когда роман уже получил множество наград, он был помещен в своеобразный пантеон "почти документальных" произведений и в довершение

1 См. также раздел "Pan-Africanism" в сетевой энциклопедии "Wikipedia", или раздел "Колониализм. Период Европейской Африки (1919-1939)" на сайте Посольства Сенегала в РФ: htpp://www.ambas-sen.ru/history.

ко всему успешно экранизирован, А. Хэйли дезавуировал свои прежние утверждения (а заодно - заключения специалистов) о том, что все написанное было основано на строгих исторических свидетельствах и документах.

Сегодня, с более чем полувековой дистанции, было бы, вероятно, полезно оценить манчестерский конгресс, по крайней мере, по двум направлениям, ответив на следующие вопросы. Во-первых, как можно определить уровень влияния на это событие идейных воззрений афроамериканцев, насколько самостоятельны были суждения и действия выходцев из колоний в процессе подготовки и проведения конгресса? Во-вторых, каким сегодня видится масштаб этого события, его место в современной истории независимой Африки?

К 1945 г. движение панафриканских конгрессов насчитывало почти полвека своей истории и прочно ассоциировалось с личностью Уильяма Дюбуа. На рубеже Х1Х-ХХ вв. он вместе со многими другими общественно-политическими фигурами из числа афро-американцев, выходцев из Вест-Индии и африканских колоний, начал формулировать идеи единства судеб всех народов африканского происхождения.

В 1900 г. предшественник У. Дюбуа, выходец из Британской Вест-Индии адвокат Генри Сильвестр-Уильямс, провел в Лондоне международную встречу, получившую название "Панафриканская конференция", которая в некоторых отношениях предвосхитила требования и предложения панафриканских конгрессов и в результате которой появился сам термин "панафриканизм". Спустя почти двадцать лет У. Дюбуа удалось использовать благоприятную расстановку сил по окончании Первой мировой войны для проведения первого из четырех панафриканских конгрессов (1919, 1921, 1923, 1927 гг.), ставшего своеобразной неофициальной составной частью Парижской мирной конференции. Можно без преувеличения считать усилия панафриканистов на этом важнейшем международном форуме первым удачным опытом политического лоббирования интересов африканцев.

В Париже участники I конгресса внесли предложения о пересмотре подчиненного статуса народов африканского происхождения. Вместе с тем, как известно, ни сам У. Дюбуа, ни участники конгрессов не разработали конкретной программы действий, оставаясь организационно разобщенными. Наряду с их начинаниями в межвоенный период появились альтернативные идеи сторонников движения "Назад в Африку!" под руководством выходца с Ямайки Маркуса Гарви. К началу 1920-х гг. он создал в Вест-Индии, а потом и в США Всемирную Ассоциацию по улучшению положения негров (ВАУПН). Эта организация не добилась конкретных результатов в деле установления связей с зависимыми африканскими территориями или с Республикой Либерия для переселения туда, на историческую родину, потомков африканских рабов. Деятельность ВАУПН дала мощный толчок развитию чувств самоуважения и гордости американских негров в межвоенное двадцатилетие. Расовая нетерпимость ВАУПН и умеренные петиции традиционных вождей, с которыми приезжали многочисленные делегации в столицы империй, так называемый Гарлемский ренессанс в США и серьезное увлечение "примитивными" культурами в Европе - все это постепенно соединялось в единую сложную систему взаимных представлений и формировало движение народов африканского происхождения за уравнивание в правах с белой расой.

Не меньшую конкуренцию

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком