научная статья по теме ПОСЛОВИЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ПОСЛОВИЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

ю в виньков | Пословицы

ЙоЙХ как средство развития речи

О пословицах давно и, кажется, исчерпывающе сказано все. Однако наметившиеся за последнее время тенденции в речевой практике заставляют вернуться к этому вопросу. Дело в том, что речь молодежи отнюдь не обогащается пословицами и поговорками. А то новое, что появляется в ней, прогрессом никак не назовешь. Вместе с тем мы наблюдаем самый иастоящнн пословичный бум на страницах популярных изданий, в рекламных текстах. Но от этих текстов

нас почему-то коробит, хотя речевые обороты, основанные на пословичном материале, особенно заголовки, порой действительно ярки и остроумны. Чем же пословицы привлекают журналистов?

Ответ очевиден. С детства мы приучены к мысли, что пословицы и поговорки — это кладезь народной мудрости и со-дрржащиеся в них суждения абсолютно истинны. Многое также зависит и от контекста, в котором применяются

пословицы. Но главное все-таки в феномене их необычайной суггестивной Бездейственности. Люди слепо верят не только пословице, но и тому, что облечено в форму пословицы. Именно поэтому в таком почете сегодня так называемые слоганы. Причем самые эффективные из них изобретаются на основе пословиц или крылатых фраз.

Технология обмана, в частности с помощью семантических манипуляций, прелюбопытна и поучительна. Однако гораздо важнее понять, почему, в отличие от манипуляторов, мы сами и, следовательно, наши ученики не можем по-настоящему и во благо распорядиться тем богатством, которое оставили наши предки в виде малых фольклорных форм, среди которых на первом месте, безусловно, пословицы.

В свое время сильное впечатление произвела на меня статья В. И. Гваза-вы «Народная мудрость как источник нравственного воспитания» (РЯШ. — 3. — 2003). Меня, более тридцати лет достаточно серьезно занимающегося малыми фольклорными формами, поразило, что в приведенных автором подборках очень много неизвестных мне пословиц.

Можно знать очень много пословиц, можно выписать и заучить наиболее понравившиеся из них, но когда дело доходит до их практического применения, особенно в устной речи, на ум, как правило, приходят не самые удачные варианты. Эта ситуация знакома многим. Иногда делаются попытки «украсить» пословицами уже готовый текст результат порой тоже не радует. Видимо, проблема не в том, что уместная в данном контексте пословица не вспоминается, а в самом способе ее применения.

Пословицы рождаются как результат обобщения часто повторяющихся типических ситуаций. Уровень этого обобщения бывает разным. В некоторых пословицах обобщение так и не выходит за рамки той ситуации, которая послужила основой для него, или замыкается в весьма узкой сфере применения: Уговор дороже денег; Ум хорошо, а два лучше; Старый друг лучше новых двух. В применении таких посло-

виц мало творческого, достаточно взять сборник пословиц, найти соответствующий раздел и подобрать подходящую пословицу. Главное достоинство таких пословиц заключается в их афористичности, лаконичности, ритмике, рифмован-ности.

Наиболее «продуктивными» пословицами можно считать лишь те, в которых содержится переносный смысл, аллегория, иносказание. Такие пословицы имеют более высокий уровень обобщения и предполагают абстрагирование от описываемых в них, как правило, чисто бытовых сюжетов. Это позволяет выйти за пределы конкретной ситуации, зафиксированной в пословице, что значительно расширяет диапазон ее применения. Однако это вызывает и определенные трудности, связанные с толкованием таких пословиц, что убедительно продемонстрировано в статьях Т. Г. Бочиной «Пословица и языковая модель мира, или Почему Работа не волк, в лес не убежит* (РЯШ. № 5.

2003), Е. В. Брысиной «Народный мир в зеркале сравнения» (РЯШ. N° 1. —

2004) и заметке П. М. Шанского «Дело не медведь, в лес не уйдет» (РЯШ. — N9 5. - 2003).

В каждой пословице в той или иной форме содержится противопоставление, на языке диалектики — противоположности. Они, как известно, находятся в состоянии единства и борьбы, взаимно раскрывая сущность друг друга: худо добро, мед — деготь, синица — журавль, поп - приход, сытый — голодный, апостол — черт, серебро — золо то. Но поскольку это аллегории, то необходимо их расшифровать и дать диалектическим парам названия. При этом важно сохранить заложенный в пословице характер диалектической взаимосвязи между членами пары. В случаях, когда один из членов пары лишь подразумевается, можно подобрать антонимы.

Возьмем для примера десяток пословиц:

Крут бережок, да рыбка хороша.

По одежке протягивай ножки.

За морем телушка полушка, да рубль перевоз.

Заставь дурака богу молиться — он и лоб расшибет.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Осерчал на блоху — бух всю шубу в огонь.

Плоха та мышь, что только одну лазею знает.

Не мытьем, так катаньем.

Тем рогом чешись, которым достанешь.

Ничего, что лом сгорел, зато клопы передохли.

Эти яркие пословицы необычайно глубоки по уровню абстрагирования от изначального смысла. Именно в силу этого важного обстоятельства не всегда легко обнаружить, что все они принадлежат к одной группе, охватывающей различные варианты взаимодействия (единства и борьбы) одной диалектической пары. Какой именно?

Добавим к нашему ряду еще несколько более «прозрачных» пословиц:

Овчинка вылелки не стоит.

Игра (не) стоит свеч.

Одним выстрелом двух зайцев убить.

Стрелять из пушки по воробьям.

Шилом моря не нагреешь.

Не зная броду, не суйся в воду.

И наконец крылатое выражение Цель оправдывает средства, где члены искомой диалектической пары названы своими именами. Да, эти и все приведенные выше пословицы четко вписываются в диалектическую пару «цель и средства».

Анализ характера взаимодействия сочленов этой пары в каждой из пословиц выявляет несколько типичных вариантов, что позволяет провести первоначальную классификацию пословиц. Приведенные выше и многие другие однотипные пословицы можно распределить по следующим группам:

Выбор цели: По одежке протягивай ножки — дается общая рекомендация выбирать только ту цель, для достижения которой достаточно средств. Вспомните рекламный слоган «Ставь перед собой реальные цели».

Лучше синица в руках, чем журавль а небе; За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь — конкрети-

зируют эту установку, предостерегая от завышения своих возможностей и одновременной постановки сразу двух целей. Хотя нет правил без исключений, что отмечается как редкая удача в пословице: Одним выстрелом двух зайцев убить.

Явное завышение цели фиксируется в пословицах: Не по Сеньке шапка; Не в свои сани не садись; Его из деревни гонят, а он в старосты просится. Вместе с тем поощряется определенный риск: Пан или пропал; Если падать, так с красивого коня. Тем не менее авантюризм не приветствуется: Не зная броду, не суйся в воду.

Ничтожность цели по сравнению с затратами (средствами) для ее достижения: Овчинка выделки не стоит; Игра не стоит свеч; За морем те лушка — полушка, да рубль перевоз.

Цель оправдывает затраты (средства): Игра стоит свеч; Крут бережок, да рыбка хороша; Хочешь пой мать рыбу — не бойся замочить ноги; Крупная рыба плавает возле дна.

Подготовка и выбор средств: Готовь сани летом, а телегу зимой; Держи порох сухим; Не вы пивай помоев, не подготовив чистой воды (предусмотрительность); Плоха та мышь, что одну только лазею знает; Держать на огне два утюга (наличие нескольких средств); Чешись тем рогом, которым достанешь (выбор оптимального средства); Куй железо, пока горячо (учет обстоятельств); Где хотенье, там уменье; Терпенье и труд все перетрут (целеустремленность).

Недостаточность средств: Решетом воду носить; Шилом море не нагреешь; Лбом стену не прошибешь.

Средства (затраты) слишком велики: Ничего, что дом его ре л, зато клопы передохли (ирония); Осерчал на блоху — бух всю шубу в огонь (ирония); Стрелять из пушки по воробьям.

Неадекватность средств, приводящая к противоположному результату: Заставь дурака богу молиться — он и лоб расшибет.

В пословицах, находящихся в рамках указанных групп, встречается множество

дополнительных смыслов, всевозможных семантических оттенков. Вспомните: Кот в перчатках не ловит мышей (англ.). В этом смысле сюда близко примыкает и пословица Лес рубят — щепки летят. В некоторых случаях имеющиеся в распоряжении средства опасны как для их обладателя, так и для окружающих: Дай дураку веревку, а он и повесится; Бодливой корове бог рог не дает.

Пословица, Заставь дурака богу молиться — он и лоб расшибет, помимо уже отмеченного смысла, содержит в себе идею чрезмерного усердия, которое приводит к прямо противоположному результату. А в ней, в свою очередь, заключен механизм взаимодействия другой диалектической пары — «качество и количество», находящий выражение в законе перехода количественных изменений в качественные. Таким образом, мы имеем дело с высшим (конечным) уровнем абстрагирования — с ф илософскими сопоставительными категориями.

Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень и других философских сопоставительных категорий: форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, абсолютное и относительное, часть и целое и т. д. Назовем некоторые пословицы, которые можно отнести к той или иной паре.

Качество и количество: С миру по нитке голому рубаха; Терпение и труд все перетрут; Из семи серых лошадей не сделаешь одну сивую; Ложка дегтя в бочке меда; Одна паршивая овна все стадо пор-гиг; Дружное стадо волков не боится; Копенка рубль бережет; Капля камень точит; Одна ласточка весны не делает; Дыра над дырочкой смеется; И комары лошадь заедают.

Форма и содержание: Мал, да удал; Мал клоп, да вонюч; В тихом омуте черти водятся; Встречают по одежке, провожают по уму; Мал золотник, да дорог; Понурая свинка глубок корень роет; У муллы-невежды самая длинная чалма; Неказиста кляча, да бежь хороша; Мошка — крошка, да волдырь велик; Хорошая лошадь не может быть плохого цвета (англ.); Криво дерево, да яблочки сладки; Коровка черная,

а молочко белое; Черная курочка белое яичко несет.

Причина и с л е д с т в и е: Не за то

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком