научная статья по теме «ПОСТ, МАТУШКА...»: ДВОРЯНСКИЕ СЕМЬИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЕДЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ПОСТ, МАТУШКА...»: ДВОРЯНСКИЕ СЕМЬИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЕДЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ В.)»

УДК 94(47) «1851/1917»:316.356.2-0584653»:271.22-442.47

VALENTINA ALEKSANDROVNA VEREMENKO

Doctor of Historical Sciences, Head of History Department, Pushkin Leningrad State University.

Russian Federation, 196605, Saint Petrsburg, Pushkin, Peterburgskoye road, 10

E-mail: valentina.veremenko@yandex.ru

"Fasting, Mother ...": noble families and religious food restrictions (second half of XIX - early XX centuries)

The article characterizes the attitude of the Orthodox nobles to one of the fundamental religious restrictions - fasting. Attention is drawn to the almost complete noble families' denial of the observance of day fasting on Wednesdays and Fridays and highly selective attitude to seasonal ones.

From four seasonal fasts (the Lent, the Apostles' fast, the Assumption fast and the Christmas fast) the majority of nobles treated relatively seriously only the Lent. However, it was not fully observed, mostly some days during the fast or the whole 1-2 weeks of 7. In those days, such as Christmastime or Good Friday, when the complete denial of food was supposed, even religious noble families took ritualized meatless meals. Noble-parents rarely observing fasts extended this practice to their children, forming the nihilistic attitude toward this church requirement.

It is concluded that on the one hand, widespread of denial to fulfill one of the essential requirements of the church in the noble families became the important factor of growth of indifferent attitude to other rules of Orthodoxy among the noble youth, until the development of nihilistic and atheistic attitudes. On the other hand, noble intelligentsia, even those who stated their commitment to Christian tradition, opposed their "civilized" religion to people's "ritual" faith by the fact of denial the ritual side of Orthodoxy.

Key words: noble families, Orthodoxy, Church ceremony, day and seasonal fasts, religiosity.

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ВЕРЕМЕНКО

доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории Ленинградского государственного университета

им. А.С. Пушкина (Россия, 196605, Санкт-Петербург, Петербургское ш., д. 10) Тел.: +7 (812) 451-93-83; Е-mail: valentina.veremenko@yandex.ru

В статье характеризуется отношение православных дворян к одному из основополагающих церковных ограничений -соблюдению постов. Обращается внимание на практически полный отказ дворянских семей от соблюдения дневных постов в среду и пятницу и крайне выборочное отношении к сезонным.

Из четырех сезонных постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского) основная масса дворян сравнительно серьезно относилась только в Великому. Вместе с тем и его соблюдали не полностью: чаще всего либо отдельные дни в течение всего поста, либо 1-2 недели из семи, но целиком. В те дни, когда полагался полный отказ от пищи, например на Святки или в Страстную пятницу, даже в религиозных дворянских семьях ограничивались приемом ритуализированных постных кушаний. Редко соблюдавшие посты дворяне-родители распространяли эту практику и на детей, формируя тем самым в них нигилистическое отношение к этому требованию церкви.

Сделан вывод о том, что, с одной стороны, широкое распространение в дворянских семьях отказа от выполнения одного из существенных требований церкви становилось важным фактором роста среди дворянской молодежи равнодушного отношения и к другим нормам православия, вплоть до развития нигилистических и атеистических настроений. С другой стороны, фактом отказа от соблюдения обрядовой стороны православия даже те из дворянской интеллигенции, кто заявлял о приверженности христианской традиции, противопоставляли свою «цивилизованную» религиозность «обрядовой» народной вере.

Ключевые слова: дворянские семьи, православие, церковный обряд, дневные и сезонные посты, религиозность.

«Пост, матушка...»: дворянские семьи и религиозные ограничения в еде (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Важной обязанностью христианина и демонстрацией его «истинной религиозности» являлось выполнение установленных церковью обрядов, среди которых значительное место занимали посты. Церковные иерархи постоянно напоминали своей пастве о важности их соблюдения, утверждая, что христианину «мало иметь только умеренность в пище», ему «предлежит пост, который для него по многим отношениям приличен, благопотребен и обязателен, к которому христианин должен обращаться весьма часто в жизни...» [1, с. 8]. Такое исключительное значение обряда объяснялось следующим образом: «Без поста нет истинной молитвы у человека: где нет поста, там не живет дух ее. А где нет молитвы, там нет Божией благодати, - там нет ничего истинно доброго, истинной, духовной, добродетельной жизни» [1, с. 13].

В соответствии с православной религиозной традицией полагалось соблюдать четыре сезонных поста: Великий пост (семь недель перед Пасхой, как правило, он приходился на март-апрель), Петров пост (или «летний», который приходился на июнь-июль и мог длиться от шести недель до восьми дней), Успенский пост (две недели в августе) и Рождественский пост (40 дней до праздника Рождества

Христова). Существовали еще и дневные посты - «среды и пятки в неделях года» (кроме пяти недель, так называемых «сплошных седмиц»: на Святки, за две недели до Великого поста, Масленичной недели, Святой недели (после Пасхи) и недели после Троицы) [1, с. 14]. В течение всего поста запрещалось употребление мясной и молочной пищи, а в наиболее строгие дни устанавливалось так называемое «сухоедение» (несмотря на такое название, речь шла об употреблении в пищу исключительно воды, кваса, фруктов, овощей и компотов). В отдельные дни (например, в Страстную пятницу и в сочельник) устанавливался полный отказ от пищи.

Попробуем определить, насколько строго и последовательно выполнялись данные религиозные требования в православных дворянских семьях России во второй половине XIX - начале ХХ в.

В данный период уже практически никто в дворянской среде не ограничивал потребление мяса в среду и в пятницу. То, что такая возможность не предусматривалась даже теоретически, видно из так называемых «меню примерных обедов» («карт блюд на неделю»), которые активно публиковались во второй половине XIX - начале

ХХ в. как в специализированных изданиях, так и в изданиях, рассчитанных на самую широкую (но образованную) аудиторию. Меню представляло собой помесячный вариант обедов на неделю - с воскресенья по субботу. В них всегда учитывался сезонный фактор: потребителю предлагалось использовать те продукты, которые в то или иное время года были наиболее доступны и дешевы. Но (и это весьма примечательно) в меню совершенно не выделялись ни среда, ни пятница: характер питания в эти дни ничем не отличался от прочих дней недели.

Из числа многочисленных специализированных кулинарных изданий особый интерес представляет «Приготовление кушаний без кухарки. Необходимая книжка для каждой начинающей хозяйки». (СПб., 1874). Эта кулинарная книга была рассчитана на подростковую аудиторию, автор ее обращается к своей «юной читательнице» на «Ты». И даже в такой своего рода «учебной» литературе в среду и в пятницу упорно предлагалось готовить скоромную пищу. Вот так выглядела помещенная в издании «Карта блюд на неделю»:

Воскресенье: 1. Шоколадный суп. 2. Мясо с изюмным соусом. 3. Телятина с картофельным соусом. 4. Яичная пена.

Понедельник: 1. Бульон. 2. Котлеты с картофелем. 3. Баварская лапша с молочным соусом.

Вторник: 1. Пшенный молочный суп. 2. Мясо с огуречным салатом. 3. Печеные сосиски с чечевицей. 4. Блины с вареньем.

Среда: 1. Пивной суп. 2. Жареное мясо с тертым картофелем. 3. Вюрцбургское тесто.

Четверг:1. Суп из жареных булок; 2. Кислая капуста и свинина; 3. Клецки из булок с вареньем.

Пятница: 1. Суп с клецками. 2. Мясо с петрушечным соусом. 3. Шпинат с яйцами. 4. Бисквитный пудинг.

Суббота: 1. Воздушный суп. 2. Запеченная капуста. 3. Снежная гора [2, с. 34-35].

Та же тенденция прослеживается и в ежегодниках, ориентированных на образованных женщин-хозяек. Возьмем для примера «Дамский календарь», само название которого, очевидно, было обращено к представительницам привилегированного сословия. Вот, например, какие обеды его авторы-составители предлагали готовить в январе:

Январь. «Воскресенье: Пирог с визигой и рыбой. Бульон. Жаркое - говядина с мочеными яблоками. Пудинг из фаршированной капусты. Крем из сырых сливок.

Понедельник: Борщ малороссийский. Зразы. Жаркое -тетерка. Пышки или пончики.

Вторник: Суп французский - жюльен. Пирожки из слоеного теста с мозгами. Свежая свиная грудинка с соусом из слив, яблок и вишен. Куропатка жареная. Каша Гурьева сладкая, манная.

Среда: Рассольник из гусиных потрохов. Говядина разварная с разварным картофелем. Телячья печенка шпигованная. Крем-брюле.

Четверг: Суп английский из телячьей головки. Свиные котлеты. Рябчики жареные. Желе из вина.

Пятница: Щи из кислой капусты. Жареная гречневая каша. Бифштекс. Индейка фаршированная. Вафли.

Суббота: Суп из курицы. Телятина - жаркое. Макароны итальянские с маслом. Компот» [3, с. 111].

Практически не найти указаний на соблюдение в дворянских семьях «постных дней» и в мемуарной литературе. Если же подобные ссылки и приводятся, то с очевидно отрицательным подтекстом, несущим яркий антиклерикальный заряд. Так, в художественных мемуарах А. Лугового, рисующих картину формирования у юноши религиозного скептицизма во многом под воздействием излишне ревниво соблюдавших церковные обряды родителей, встречаем такое утверждение: «Я не мог понять <. > почему пить в постные дни молоко за обедом - грех, а шипучий клюквенный квас, от которого у меня всегда бурлило в животе, не грех» [4, с. 160-161].

В мемуарах же воспитанников и воспитанниц закрытых учебных заведений, в которых нормы церковной обрядности соблюдались очень строго, обязательно подчер-

кивалось, что учащимся приходилось поститься «даже в среду и пятницу» [5, с. 5; 6, с. 246-247; 7, с. 21]. Сделанный акцент указывал на неприятие дворянскими отпрысками столь непривычных в их социальной среде ограничений.

Отказавшись соблюдать дневные посты, российские двор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком