научная статья по теме ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС В ЯПОНИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС В ЯПОНИИ»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ НАУЧНЫЙ ДИСКУРС В ЯПОНИИ

© 2012 Е. М. МОИСЕЕВА

Основное содержание статьи составляет критический анализ идей крупнейших японских теоретиков и критиков постмодернизма. Парадоксальным образом основным предметом постмодернистского научного дискурса в Японии стал сам вопрос о переходе ее культуры в состояние постмодерна через стадию модерна. Поскольку концепт культурных парадигм и их характеристики изначально был разработан в рамках западной науки и на историческом материале западных обществ, этот вопрос оказался тесно связан с проблемами национальной идентичности и универсальности культурного развития. Попытка применения западной терминологии при анализе родной культуры, сделанная японскими учеными, выявляет своеобразие восточной эпистемологической традиции. Автор статьи также предлагает свой взгляд на рассматриваемую проблему, основанный на понимании культурных парадигм как дискурсивных пространств.

Ключевые слова: модернизм, постмодернизм, постмодерн, модернизация Японии, Киотская школа, "Кокугаку".

О Японии сложилось расхожее мнение как о стране "экономического чуда", обществе всеобщего благополучия и процветания. Однако "эпоха перемен", растянувшаяся в этой стране не на одно десятилетие, продолжает поставлять японистике все новые и новые научные сюжеты. В последнее время среди ученых не только в Европе и Америке, но и в самой Японии популярной темой для исследования и обсуждения стал вопрос о переходе культуры этой страны в состояние постмодерна1.

Перенос фундаментальных западных научных понятий, таких как культурные парадигмы, в поле японской философской традиции уже сам по себе представляет интересную теоретическую проблему, анализ которой способен принести плоды в области межкультурной коммуникации, дать интересный новый угол рассмотрения особенностей восточной эпистемологической традиции.

Кроме того, смена парадигм "модерн-постмодерн" в японской культуре - отнюдь не философская абстракция, оторванная от жизни общества. Бурный всплеск интереса к проблематике постмодерна в научной среде Японии, за которым последовал столь же стремительный спад, несомненно, симптоматичен. В качестве дискуссионных тезисов постмодернистские теории принесли свои плоды в анализе японского искусства и общества в его прошлом и настоящем. Но, как известно, постмодернизм, взятый на вооружение в качестве идеологии, имеет более серьезные эффекты. Постмодернистский постулат "нормально все" узаконивает деградировавшие элементы массовой культуры, тиранию потребления и техноцентризм, а релятивистское отношение к правде и объективности в постмодернизме открывает дорогу иррациональным катастрофическим

1 В терминах современной науки под "постмодерном" понимается, как правило, состояние современности, общее направление развития современной культуры, а под "постмодернизмом" - состояние осознающей постмодерн ментальности, особый тип философии, литературы, искусства. (См., например: [Дугин, 2009]. -прим. ред.).

действиям, например, таким, как теракт в Токийском метро 1995 г., осуществленный членами секты "Аум-синрикё".

Особый интерес в поле исследования, обозначенном в данной статье, представляет попытка определения Японией своей культуры в чуждых координатах. Образно говоря, "конец модернизма" на японский язык можно перевести как "банкротство Запада", которое дает новую жизнь японскому традиционализму, благополучно пережившему западную эпоху модерна с его просветительскими идеалами.

Западная наука уже отдала должное названной проблематике, однако в отечественной японистике развитие японской философской мысли на современном этапе вообще и проблема смены культурных парадигм в частности еще не становились предметом отдельного исследования. В связи с этим статья писалась на материале японских источников и литературы, преимущественно в переводе на английский язык (что связано с крайней затрудненностью доступа к оригинальным текстам для неяпонских читателей), поэтому ссылки приводятся на работы на иностранных языках.

КОНГРЕСС "ПРЕОДОЛЕНИЕ МОДЕРНИЗМА": КОНЕЦ МОДЕРНА КАК БАНКРОТСТВО ЗАПАДА

Трудно сказать, можно ли назвать модернизмом (в западном смысле этого слова) период модернизации Японии. Разумеется, понятия "модернизм" и "модернизация" не тождественны и всегда разводятся в науке2. Однако в контексте культурно-исторического развития Японии эти термины выступают не просто как однокоренные. Модернизация началась там еще в эпоху Мэйдзи (1868-1912) и протекала, по сути, в виде добровольной самоколонизации Японии европейскими странами (до Второй мировой войны), а затем - в первые десятилетия после поражения в войне - Соединенными Штатами (с более очевидными элементами колониализма). Модернизация была нацелена прежде всего на преодоление материально-технического отставания страны от Запада. Но вместе с этим не могло не произойти значительное заимствование элементов духовной культуры (поскольку духовное и материальное как элементы одной культурной системы всегда неразрывно взаимосвязаны)3. В конце XIX - начале ХХ в. западная культура переживала, можно сказать, апогей модернизма, подходя к полному развертыванию "проекта модерн". Модернизм воспринимался многими японскими мыслителями как культурная ошибка, заключавшаяся в принятии чуждого элемента, навязанного Западом, и подозрения о связи постмодернизма и реакции в японской культуре только укрепятся, если вспомнить, что подобная риторика процветала среди японских националистов в первые годы Второй мировой войны.

Предысторией японского постмодернизма можно считать конгресс, организованный журналом "Мир литературы" "Бунгагу-кай") в июле 1942 г. и вошедший в историю под соответствующим названием "Преодоление модернизма" "Киндай те:коку") [Мташо1о, 1994]. Этот конгресс встретил горячую поддержку в Японии военного времени, он был демонстрацией решительности и независимости страны, знаком того, что она шагает в интеллектуальном авангарде своего времени

2 Термином "модерн" обозначают специфический культурно-исторический комплекс, обладающий идеологическим и стилистическим единством и характеризующийся прежде всего монологичностью и отчетливо выраженной иерархической системой ценностных установок; "модернизм" - соответствующий этой культурно-исторической эпохе тип философствования и искусства. Под "модернизацией" же понимают всевозможные трансформации в культуре инновационного характера, в узком смысле - изменения, происходившие в последние полвека и связанные с современными нормами и требованиями.

3 О становлении модернистской парадигмы в этот исторический период свидетельствует, в частности, свержение сёгуната Токугава и возвращение реальной власти императору. Идеологической базой переворота стала национальная японская мифология, согласно которой только Император, являющийся потомком богов, обладает священным правом властвовать над Японией и олицетворяет ее народ. Эти идеи, несомненно, свидетельствуют о начале становления у японцев национальной идентичности, которая считается одной из основополагающих особенностей мышления и миропонимания эпохи модерна.

в ногу со всем международным сообществом. И действительно, все участники были единодушны в видении войны как выражения японского героического идеализма, хотя, впрочем, она не была главной темой дебатов.

В конгрессе приняли участие члены кружка, сложившегося вокруг журнала "Мир литературы": Хаяси Фусао (1903-1975), писатель, перешедший с коммунистических позиций на фашистские, критики Камэй Кацуитиро (1907-1966), Кобаяси Хидэо (1902-1983), Каваками Тэцутаро (1902-1980), Накамура Мицуо (1911-1988) и поэт-шовинист Миеси Тацудзи (1900-1964); ученые Киотской школы4 Ниситани Кэйдзи (1900-1990) и Судзуки Сигэтака (1907-1988); независимые участники: физик Кикути Сэйси (1902-1974), композитор Морои Сабуро (1903-1977), философ Симомура Тора-таро (род. 1902), кинокритик Цумура Хидэо (1907-1985) и теолог Есимицу Есихико (1904-1945).

Самыми активными участниками конгресса стали представители Киотской школы. Характерными для конгресса можно назвать доклады Хаяси [НауавЫ, 2008], выступившего с сентиментальной и фанатичной речью о преданности императору, содержавшей любопытные ремарки о разлагающем влиянии европейской литературы, и Накамура [№катига, 2008], тонкого критика несовершенств усвоения японцами западных открытий. Чтобы дать общее представление о специфике докладов, сделанных на симпозиуме, кратко изложу основные идеи сообщения, сделанного Ниситани [№вЫ1аш, 2008], который утверждал, что буддийский концепт "пустоты" способен соединить воедино разорванные эпохи Ренессанса, Реформации и Просвещения в европейском модерне.

Ниситани в своих рассуждениях сближал буддийский идеал "преодоления себя" с самопожертвованием во имя Государства. Единство Государства подразумевает, что все его граждане уничтожают свое "эго". Подобная религиозная этика (ассоциировавшаяся с синтоизмом, "путем богов") способна полностью вытеснить мотивацию вознаграждения за труд, свойственную капитализму. Она делает непригодной для анализа и терминологию марксизма. Абсолютная трансцендентность и имманентность, по мнению Ниситани, в Японии совмещаются, что совершенно невозможно на Западе, и это создает условия для максимальной аккумуляции "духовной энергии". Уникальность этого нравственного достижения делает Японию "артерией мировой истории". Ниситани утверждал, что безличное понятие Абсолюта способно открыть секуляризированному технократическому миру трансцендентный смысл в большей степени, чем это могло бы сделать западное персонифицированное понятие Бога.

Участники конгресса придерживались разных концепций модернизма. Одни были его сторонниками, другие были настроены скептически. Поэтому их идеи о путях "преодоления модернизма" были различны. Ёсимицу [УовЫткви, 2008], Хаяси [НауавЫ, 2008] и Камэй [Кате1, 2008] выступали за возвращение к предмодернистским формам, либо к реставрации средневекового христианства, либо за обновление японских верований в духов и богов, что аннулировало бы модернистские эксперименты. Кикути [ЮкисЫ, 2008], Цумура [Твит

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком