научная статья по теме Постнациональное государство: глобализация как кризис оснований власти Философия

Текст научной статьи на тему «Постнациональное государство: глобализация как кризис оснований власти»

А.Д. ОРЛОВ кандидат технических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» филиала Московского

Государственного индустриального университета

А.Л. САФОНОВ кандидат технических наук, проректор по международным отношениям Московского

Государственного индустриального университета, доцент кафедры истории и социологии*

Постнациональное государство: глобализация как кризис оснований власти

Одной из ключевых проблем теории глобализации остается взаимодействие современного государства, основных социальных групп и системы власти как основного канала взаимодействия государства и общества. Констатируя очевидный факт снижения экономической роли государства в условиях глобализации национальных рынков, большинство исследователей обходит вопрос о качественном изменении социальных функций современного государства и социальной структуры современного общества по сравнению с национальным государством ХХ в.

Современное государство теряет роль центра и монопольного регулятора политической и социальной системы, типичную для государств индустриальной эпохи. Соответственно, это ведет к кризису гражданской нации как системообразующей социальной общности, формируемой в границах национального государства. Менее очевидно, но закономерно, что характерный для глобализации кризис и социальный регресс социума1 ведет к разрушению системы

* Орлов Александр Дмитриевич, e-mail: aorlov2004@rambler.ru; Сафонов Андрей Леонидович, email: zumsiu@rambler.ru

1 См.: Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Глобализация и проблема предзаданности мирового развития // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.14. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ, 2011, с. 3-7.

властных отношений, прежде всего - социальных механизмов подчинения.

Закономерным отражением характерных для 20-ти веков представлений о природе власти - распространенный взгляд на глобализацию как на трансформацию «мирового сообщества» в глобальный аналог национального государства, воспроизводящего типичные государственные институты на новом, транснациональном, уровне2.

Однако ожидаемый однополярный мир в форме «мирового государства» не возник, равно как не возникла и глобальная социальная общность, аналогичная нации. Более того, очевиден раскол наций на общности низшего порядка, с тенденцией примитивизации, клерикализации и архаизации социальных структур и общественного сознания и, в целом, ростом неоднородности и конфликтности современных социумов. Очевидно, что радикальные изменения не могли не сказаться на деградации системы властных отношений, включая социальные механизмы подчинения, принципиально несводимые ни к экономике, ни к административно-правовым санкциям.

Как констатируют и российские, и западные исследователи, после крушения биполярной блоковой системы в 1991 г. «однополярность» 90-х гг.3 была лишь «моментом однополярности»4, за которым последовала «мультиполяризация» мир-системы и даже «эра бесполярности»5, когда государства утрачивают монополию на власть, деля ее с новыми, негосударственными, акторами мирового процесса в лице корпораций, этнических и религиозных общин с их сетевой структурой.

2 См.: Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004.

3 См.: Huntington S. The Lonely Superpower // Foreign Affairs, 1999, March-April, р. 35-49.

4 См.: Брутенц К.Н. Закат американской гегемонии: конец однополярного мира и великая геополитическая революция. М., 2009

5 См.: Haass R. The Age of Nonpolarity // Foreign Affairs, 2008, May-June.

Тем не менее, современное государство, пусть и утратив существенную часть своих возможностей и функций, продолжает оставаться основой социальной жизни в рамках своих территориальных границ.

Постнациональное государство как феномен глобализации

Важнейшим измерением глобального социального кризиса стал кризис национальных государств. Если раньше кризис локальных социумов носил изолированный характер, то глобализация превратила общества в неравновесные открытые системы, создав между ними мощные каналы (финансовый, миграционный, информационный...) перетока нестабильности, что качественно снизило устойчивость мировой системы в целом.

Государство «отмерло» для нации, равно как и нация и ее интересы перестали быть социальной основой, смыслом и целью современного государства, узурпированного элитами, ориентированными на участие в глобальной экономике. Но кризис нации как порождение прошлой эпохи отнюдь не означает исчезновения государства как субъекта власти.

Постиндустриальное государство не самоустраняется, превращаясь в «ночного сторожа», а активнейшим образом участвует в демонтаже институтов предшествующей эпохи, становясь локомотивом и регулятором социального регресса. Кстати, такая роль постиндустриального государства отнюдь не противоречит лозунгу «устойчивого развития», которое может носить и часто носит устойчиво регрессивный характер. В итоге под видом «только» смены экономического курса произошло качественное изменение основ государства индустриальной эпохи - более эволюционное в странах Запада и более катастрофическое - в странах бывшего «соцлагеря».

Хотя название нового, современного типа государства не устоялось, вполне корректным и при этом нейтральным термином будет «постнациональное государство», что подчеркивает его качественное отличие от государства-нации индустриальной эпохи и преобладание процессов размывания, расслоения, поляризации, расщепления гражданской нации.

Представление о регрессе современного государства, перешедшего в «постнациональную» стадию развития, нельзя сводить к снижению его экономической роли и перетоку экономических ресурсов с национального уровня на глобальный. Экономика, безусловно, играет существенную роль, но сами процессы деградации носят социальный характер, несводимый к экономическим категориям1.

Постнациональное государство - это системное разрушение и деградация основных социальных институтов национального государства и не в последнюю очередь - институтов политической власти.

Мультикультурализм как отрицание нации

Отождествление (идентификация) - самый мощный механизм социальной интеграции и управления, способный заставить индивида действовать в интересах группы вопреки собственным интересам, включая экономические стимулы и даже личную безопасность. Именно поэтому идентификация объекта власти с ее субъектом является одним из ведущих механизмов власти и одновременно индикатором объективного существования социальной группы. Поэтому государственная власть неотрывна от того феномена общественного сознания, который Гегель назвал «духом нации», в основе которого

1 См.: Сафонов А.Л., Орлов А.Д. Социальный регресс как атрибут глобализации // Социально-гуманитарные знания, 2012, №4, с. 80-94.

лежат социально-групповые явления культурного и психологического порядка.

Основным механизмом конструирования устойчивых политических структур, включая государства, было создание социальных групп с общей идентичностью: политическая власть не универсальна (хотя всегда декларирует свою универсальность), а неотрывна от соответствующей общности как объекта власти, и более того - вне ее не существует. Для того, чтобы нация могла сложиться и существовать вопреки множеству частных и групповых интересов и противоречий, необходимым условием является культурная и психологическая общность, дополняющая, а отчасти и формирующая политическую интеграцию.

Отказ от политики обеспечения такой культурной и психологической общности как основы национальной идентичности ведет к распаду нации по границам социальных групп низшего порядка как по вертикали (нарастающее расслоение по доходам), так и по горизонтали, по границам этнических анклавов, исторических провинций и, самое важное, этнокультурных общностей.

В условиях постнационального государства индивид оказывается в сфере действия сразу нескольких субъектов власти, каждый из которых связан с его принадлежностью к определенной социальной группе. Таким образом, идентичность как сознание принадлежности к социальной группе (группам) также приобретает очевидную связь с определенными институтами и субъектами власти: иерархия идентичностей и соответствует иерархии субъектов власти.

Ослабление институтов национального государства и нации как интегрирующей социальной группы объективно ведет к их замещению альтернативными, как правило, более архаичными и примитивными формами групповой социальной организации, ранее находившимися «в тени» процветающих гражданских наций. Но архаизация общественного

устройства и общественного сознания, дробление прежде единой нации на этнические фрагменты вступает в противоречие с современными формами общественного производства, и это несоответствие приобретает все более явные формы не только «холодных» и «горячих» этнических и религиозных конфликтов, но и системного регресса институтов политической власти и социального управления. Таким образом, нарастающее разрушение оснований власти становится одним из атрибутов системного социального регресса, связанного с глобализацией.

Показателен распад крупных современных наций на этнокультурные общности, связанный с инокультурной миграцией или ростом периферийных этнокультурных меньшинств, констатацией чего является концепция мультикультурализма, т. е. отказа от общенациональной культуры, объединяющей всех граждан государства в социальную группу, объединенную как общими интересами, так и групповым сознанием.

Так, распад ряда полиэтнических государств (Югославия, СССР) и соответствующих полиэтнических наций показывает, что при кризисе национального государства, влекущего ослабление общенациональной идентичности и солидарности, ведущей становится этническая идентичность. Разрушение общенациональной идентичности начинается с этнических меньшинств с характерной для них «двойной лояльностью» и двойной идентичностью. Однако по мере деградации государственных институтов, когда нация как социальная группа перестает обеспечивать доступ к возможностям, ресурсам и «социальным лифтам», нарушается идентификация с государством и его элитами и государствообразующих этносов, последствия чего обычно фатальны для

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком