научная статья по теме ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ПИТАНИЯ Социология

Текст научной статьи на тему «ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ПИТАНИЯ»

© 2015 г. Ю.В. ВЕСЕЛОВ

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ПИТАНИЯ

ВЕСЕЛОВ Юрий Витальевич - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета (E-mail: yurivitalievichveselov@yahoo.com).

Аннотация. На Западе материальные структуры повседневности активно рассматриваются через социальные практики питания в рамках социологии питания. Отечественная наука делает первые шаги в этой области. Сегодня появляются разнообразные прикладные исследования, но не хватает методологического анализа. Автором сделана попытка восполнить этот пробел, выполнен обзор трех методологических направлений исследований питания: функционализм, структурализм, материализм.

Ключевые слова: социология питания • социальная система питания • еда и напитки • вкус • потребление

Со времен М. Вебера социология сосредоточена на социальных отношениях: как люди действуют и что они при этом думают, каковы их мотивы и смыслы поведения. Даже социологи повседневности, такие как Г. Гарфинкель, исследовали только речевой контекст рутинных действий (фоновые значения), но не сами материальные структуры повседневности [Гарфинкель, 2007: 20]. В этой парадигме социологии нет места обычным вещам, говорил Б. Латур [Latour, 2000]. Действия происходят в абстрактном пространстве, а сами люди заменены или бесплотными тенями (Т. Пар-сонс), или драматическими ролями (И. Гофман), где настоящий мир - не более чем декорация. Люди не живут, а только действуют, совершают поступки со смыслом, или разыгрывают заученные роли в этой неземной социологии. Но в действительности люди включены в бесчисленные материальные структуры мира повседневности (пространственные, временные, физические), одной из них является питание. Производство продуктов питания и вся с этим связанная экономика, технологии и техника приготовления еды, обычаи ее потребления, предметы кухни, утварь, вплетены в человеческие отношения. Это есть первичные материальные отношения социального мира, а не абстрактные экономические отношения общественного труда, о которых говорил К. Маркс, пытаясь их выдать за материальные отношения (в учебниках исторического материализма всегда подчеркивалось, что материализм Маркса не имеет ничего общего с физическим или предметным материализмом). Тем не менее, продукты питания и техника их приготовления хоть и материальны, но представляют собой насквозь социальную конструкцию, как и потребность в питании не только физиологическая, но и социальная потребность. Человек связан посредством еды с другими людьми, его (и её) главная характеристика как социального существа - быть, в том числе и за столом, вместе с другими. В "Социологии трапезы" ("Soziologie der Mahlzeit", 1910) Г. Зиммель раскрывает эту социализирующую функцию питания. Он пишет, что "социологическая структура трапезы" связывает индивидуальное и "сугубо эгоистическое действие" с "привычкой к общественности" [Зиммель, 2010: 187-192]. Социально обусловленные процессы производства, приготовления и потребления пищи и есть те "структуры повседневности" ("Les Structures du Quotidien") человеческого мира, о которых говорят историки, в частности - Ф. Бродель, именно их возвращает социология питания в социологию повседневности.

Исследованием питания занимаются разные науки: медицина (она отвечает на вопрос: что такое правильное и неправильное питание; разрабатывает диетологию и анализирует структуру питания - белки, жиры, углеводы и т.д.); психология (изучает влияние психики человека на пищевое поведение и его отклонения - анорексия, булимия и т.д.); история, культурология и этнография (исследуют исторические типы питания, культурные обычаи и традиции питания); экономика питания (анализирует производство, распределение и обмен продуктов питания). Зачем тогда социология должна заниматься питанием? Дело в том, что основные модели и типы питания определены обществом, в котором мы живем. Не индивид выбирает себе пищу, а скорее пища выбирает индивида. Даже на уровне примитивного общества в пищу употребляется только то, что разрешено, что санкционировано обществом (см. многочисленные запреты и пищевые табу). Да и сама хозяйственная деятельность по обеспечению продуктами питания социально нормирована (собирательство, например, предполагает - все то, что собирается, сразу не употребляется в пищу, а подлежит сначала закрепленному в обычаях и обрядах процессу распределения, а затем уже следует приготовление и собственно потребление, как правило, в компании других людей). Питание в широком смысле - как процесс производства продуктов, их приготовления и потребления - это институционально оформленная деятельность. Она строго нормирована и регулируется со стороны социальных групп - семьи и общины; народности и нации; общества в целом. Отличается мужская и женская пища, взрослая и детская и т.д. Поразительны примеры того, как люди, воспитанные в одной национальной традиции, отказываются даже под страхом голодной смерти употреблять продукты питания, которые не принимаются их культурой (в конце XVIII столетия японцы, выброшенные в результате кораблекрушения на берега России, никак не могли принять мясо как продукт питания и требовали исключительно рыбу; а вот греки гомеровского периода, напротив, не признавали рыбу. И даже в наше время испанцы практически не употребляют речную рыбу). Есть еще одно основание, которое объясняет, почему социология изучает процессы питания: она является обобщающей социальной наукой, интегрирующей частные общественные науки. Социология питания пользуется данными всех наук и формирует интегрирующее знание. Например, о том, как взаимосвязаны религия, питание и экономика; как продукты питания наделяются культурно-определенными смыслами (процесс мифологизации питания); как возникает и развивается вкус как социальный феномен. И, наконец, она, обобщая данные историков о различных типах и формах питания, формулирует общие закономерности его функционирования и развития как общественного процесса. Предмет социологии питания состоит в исследовании питания как социальной системы, ее задачи - показать социальную, культурно-историческую и экономическую обусловленность процессов питания; раскрыть характер социализации и социального расслоения в процессе потребления еды, исследовать формирование идентичности человека и социальных групп посредством наборов и практик питания.

Я попытаюсь показать, как социология формировала свой теоретический подход к исследованию питания и разберу три основные направления социальных исследований питания, которые помогут ответить на поставленные вопросы.

Функционализм. В начале ХХ в. исследование питания формировалось в эпи-стемической матрице позитивистской социологии. Для позитивистов общество - это общественный организм. Поэтому питание выступает функцией не только индивидуального организма, но прежде всего общественного организма. Г. Спенсер понимал питание в широком смысле, для него системой питания общественного организма выступает не только производство и потребление продуктов, но и вся система экономики и разделения труда. Питание - основная функция организма, она обеспечивает поддержание жизнедеятельности и воспроизводство организма как биологической системы. Функция питания сильнее всех других: в период голода даже болевые и половые рефлексы оказываются подавленными, и люди в состоянии думать только

о еде, - писал П. Сорокин в работе "Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь" (1922). В стиле органической социологии Сорокин говорил о существовании инстинкта питания. Какова функция питания общественного организма? Оно обеспечивает его функционирование и воспроизводство. Нормальное питание связано с обычными функциями общественного организма, как только наблюдается дефицитное питание, общественные нормы нарушаются (рост преступности, нарушение прав собственности, войны, социальные волнения и революции) [Сорокин, 1922]. Сорокин пытался на исторических примерах опровергнуть господствовавшее утверждение (он возражал М.М. Ковалевскому), что социальные волнения и революции приходятся на период относительного экономического подъема. Его вывод другой: нарушение нормальных функций питания общественного организма - фактор голода - лежит в основе всех революций (в том числе и революции 1917 г. в России), что впоследствии ведет к усилению роли государства и централизованного распределения экономических благ. Говоря об общих социальных законах питания, Сорокин отмечал, что чем больше препятствий на пути к пище, тем больше времени затрачивают человек и общество на производство продуктов питания. Примитивные народы почти всю свою жизнь подчиняют добыче пропитания в отличие от современных людей (эта идея впоследствии была опровергнута историками-экономистами, в частности, М. Салинзом в работе "Экономика каменного века" [Салинз,1999]). В стиле современной социологии питания Сорокин обращался также к различию питания социальных классов. Он доказывал, ссылаясь на эмпирические исследования, которые сразу после революции 1917 г. проводил Российский пищевой научно-технический институт, что бедные большую часть дохода тратят на питание, а с ростом доходов процент затрат на питание уменьшается.

Идеи Сорокина в области социологии питания и его книга "Голод", казалось, были забыты (тираж книги был уничтожен), но в действительности его усилия не пропали даром. В 1932 г. О. Ричардс, опираясь на идеи функционализма и следуя Сорокину, опубликовала книгу "Hunger and work in a savage tribe: a functional study of nutrition among the Southern Bantu" ("Голод и труд в примитивном племени: исследование питания Южных Банту с позиции функционализма"). Как и Сорокин, она утверждала, что еда - самая важная потребность человека и общества [Richards, 2004: 14]. Но Ричардс пошла дальше и недвусмысленно заявила: в жизни человеческого общества еда более фундаментальна, чем другие потребности, в том числе и секс. Эта идея очень важна для социологии, ведь она по сути опровергает фрейдистскую психологию (что о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком