научная статья по теме ПРАВО НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВО НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ»

УДК 340.114

Право на честь и достоинство: особенности содержания

В.Н. Барсукова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии

Россия, Саратов

eva-kvestor@rambler.ru

Исследуются различные точки зрения относительно содержательной характеристики права на честь и достоинство; формулируется вывод, что указанное право состоит из следующих правомочий: возможности избирать индивидуальный стиль поведения; пользоваться соответствующими нематериальными благами; требовать от общества и государства уважения чести и достоинства; прибегать к государственной защите. Излагаются предложения по изменению действующего законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: честь, достоинство, субъективное право, правомочие, благо, содержание, человек, общество, государство.

Право на честь и достоинство является одним из важнейших субъективных прав, входящих в структуру правового статуса личности. Возрастание значимости указанного права, повышение уровня гарантированности его реализации и защиты является необходимым условием развития демократических институтов, становления гражданского общества и правового государства. Данное право неоднократно становилось предметом исследования как в теории права, так и в отраслевых науках. Обозначенной тематике посвящены работы таких авторов, как А.В. Белявский, А.А. Власов, О.В. Власова, Т.О. Будякова, Н.А. Придворов, М.А. Паладьев, Ф.М. Рудин-ский, Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, С.А. Дро-бышевский, Т.В. Протопопова, А.Ф. Суржик, Т.В. Черкасова. Однако до сих пор многие вопросы, касающиеся характеристики права на честь и достоинство, остаются открытыми. Недостаточная теоретическая проработка напрямую отражается на качестве нормативного регулирования реализации и защиты права на честь и достоинство в Российской Федерации, что с неизбежностью влечет многочисленные и разнообразные нарушения указанного права.

Одним из дискуссионных моментов является состав входящих в него правомочий. Одни авторы включают в содержание права на честь и достоинство такие правомочия, как возможность гражданина требовать, чтобы политико-правовая, нравственная, профессиональная и иная оценка его личности формировалась на основе правильного восприятия его поступков и уважения его как человека вообще [10, с. 15; 18, с. 94—98; 27, с. 23]. По мнению других исследователей, право на честь и достоинство имеет два аспекта: а) защиту чести и достоинства от посягательств со стороны государства как предотвращение вторжения государства в

личную сферу индивида; б) защиту чести и достоинства человека как конституционное требование вмешательства государства в случае нарушения достоинства личности со стороны общества [7, с. 12]. На наш взгляд, для определения состава полномочий, входящих в содержание права на честь и достоинство, необходимо обратиться к общетеоретическим исследованиям, касающимся вопросов содержания субъективного права вообще. Данной проблематике посвящено довольно много работ известных ученых-правоведов [2, с. 32; 3, с. 13; 12, с. 55; 13, с. 45; 17, с. 75; 21, с. 28]. Позиции, излагаемые ими, не отличаются единством. Однако наиболее широкое распространение и поддержку в науке и практике получила концепция, согласно которой субъективное право представляет собой дозволенность собственных действий управомоченного и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц [1, с. 108—109; 4, с. 45; 19, с. 23]. Данная теория, на наш взгляд, заслуживает поддержки и может быть положена в основу анализа содержательной характеристики права на честь и достоинство.

В связи с этим содержание субъективного права на честь и достоинство составляют ряд правомочий.

Правомочие правообладателей (к коим относится каждый человек без исключения) избирать удобный для него стиль поведения, быть индивидуальным, неповторимым, осуществлять выбор направлений деятельности, профессии, места жительства, личной жизни и т. д.

В литературе существует мнение, что право на моральную оценку не может быть охарактеризовано с активной стороны, несмотря на причисление его к категории субъективных прав. В.А. Тархов писал, что в данном случае можно говорить лишь о праве требовать воз-

держания от посягательства на честь и достоинство активных субъектов [29, с. 34]. Однако, на наш взгляд, с данной позицией вряд ли можно согласиться. Право на честь и достоинство характеризуется возможностью не только требовать от других лиц соответствующего уважительного поведения, но и самому избирать определенный тип поведения. Обозначенная возможность имеет ограничения. Во-первых, несовершеннолетние дети (в особенности это касается малолетних), а также лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, обладают достаточно усеченной возможностью самостоятельно выбирать, как им себя вести. Данная прерогатива в основном принадлежит их законным представителям (родителям, опекунам, попечителям). И, во-вторых, свобода выбора ограничена необходимостью подчиняться принятым в обществе социальным нормам (моральным, правовым, религиозным и т. д.). Так, каждый взрослый человек вправе разрешать вопросы своей частной жизни (например, быть приверженцем того либо иного вида субкультуры), и никто не может вмешиваться в обозначенную сферу. Вместе с тем такого рода предпочтения никому не должны навязываться, позиционироваться, рекламироваться в качестве общепринятых. В данном контексте большую актуальность приобретает вопрос о злоупотреблении субъективным правом. Еще Ш. Монтескье отмечал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его» [22, с. 242]. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей [6, с. 126]. Сегодня основания ограничения прав человека и гражданина закреплены в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Правомочие пользоваться такими благами, как честь и достоинство, тесно связано с предыдущим правомочием, однако отождествлять их все же не стоит. Нематериальный характер чести и достоинства привносит в механизм пользования данными благами существенную специфику. Их нематериальный характер говорит о том, что ими нельзя владеть как предметами материального мира. Однако пользование благом может состоять не только в обладании теми или иными ценностями. Пользование нематериальными благами, к коим относится честь и достоинство, реализуется посредством того, что честный, законопослушный в общепринятом смысле слова человек, поведение которого отвечает социальным

нормам, вправе рассчитывать на существование в благоприятной среде. Соответственно, чем больше заслуги человека перед обществом, чем выше общественная оценка его поступков и нравственных качеств, тем значительнее уровень почета и уважения, на которые он вправе рассчитывать. Высокая социальная оценка личностных качеств и поведения может и должна выражаться как в моральной поддержке (похвалах, почтительном отношении, наградах), так и в материальных привилегиях, льготах. Пользование такими благами, как честь и достоинство, выражается в возможности ощущать внутренний (духовный, нравственный) и внешний комфорт. Внутренний комфорт реализуется благодаря удовлетворенному чувству личного достоинства, внешний — уважительному отношению со стороны общества и государства.

Правомочие требовать от государства, общества и конкретных его представителей поведения, отвечающего чести и достоинству личности.

В рамках рассматриваемого правомочия каждый человек наделен следующими возможностями.

Во-первых, каждый управомочен требовать от государства создания условий для достойного существования. Данное право провозглашено на международном уровне (ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года [20]). Специфика данного права выражается в том, что, с одной стороны, оно выступает наряду с другими правами как самостоятельное, а с другой стороны, оно может быть элементом характеристики реализации всех других прав, так как их комплексное обеспечение характеризует достойное существование человека с юридической точки зрения. Важнейшее значение в этом смысле имеет реализация права на достойное социальное, пенсионное обеспечение, свободу экономической деятельности [31, с. 10], развитие личных способностей (например, свободный выбор учебного заведения, профессии и т. п.), качественное здравоохранение, культурное развитие, личную безопасность, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д.

Во-вторых, в рамках рассматриваемого правомочия человек наделен возможностью требовать от общества и каждого его отдельно взятого представителя правильного восприятия его поступков и качеств и, соответственно, уважительного к себе отношения. Ни один закон не в состоянии принудить иметь то или иное мнение. Однако законодательство предписывает выражать вовне лишь ту оценку, которая основывается исключительно на проверенных фак-

тах. Иными словами, закон гарантирует лицу лишь ту оценку, которую оно заслуживает, а она не всегда бывает положительной [28, с. 12]. В данном контексте весьма неоднозначной видится позиция законодательства и правоприменительной практики (в том числе Европейского суда по правам человека), в соответствии с которой оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты, поскольку, будучи выражением субъективного мнения и взглядов, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности. Обозначенная точка зрения невольно подталкивает к выводу, что достаточно в «нужных» местах добавлять слова и выражения: «вроде бы», «полагаем», «считаем», «наверно», «вероятно» и т. п., и в принципе о человеке можно говорить все, что угодно. Данный вывод, конечно, можно опровергать, ссылаясь на п. 3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ [8] и ст. 46 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком