научная статья по теме ПРАВО В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВО В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ»

ПРАВО В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

О.В. Южакова, доцент

Статья посвящена проблемам взаимосвязи языка и права, в частности, речь идет о правовых институтах, закрепленных в пословицах и поговорках. В статье также уделено внимание методическим приемам обучения с помощью пословиц и поговорок, предпринята попытка поделиться авторским опытом использования данной формы народного творчества в образовательном процессе.

Ключевые слова: пословица, поговорка, народное творчество, методика преподавания, отрасли права, интерактивные игры.

Пословицы и поговорки передают накопленный веками опыт и мудрость народа, а в современной педагогической деятельности могут способствовать совершенствованию методов обучения и воспитания школьников и студентов.

Впрочем, впитывание ребенком культурных традиций, к определенным формам которых можно отнести пословицы и поговорки, начинается значительно ранее, в дошкольном возрасте.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер и являются чрезвычайно важной в практическом отношении областью знаний. Они включают в себя невероятно обширный комплекс эмпирических рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, его правах и обязанностях, о формировании личности, о жизненном укладе на определенном отрезке исторического развития государства. Иначе говоря, своим происхождением пословицы и поговорки обязаны самой жизни. Мало того, они определяли сущность того или иного правового явления значительно раньше, чем

содержащиеся в них правоотношения облекались в форму закона.

Указанные формы народного творчества предельно сжаты, лаконичны, назидательны, легко запоминаются. То есть сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством не только воспитания, но и обучения.

Совершенно очевидно, что обращение к пословицам и поговоркам может служить источником знакомства обучающихся с правовым укладом, сущностью государственного устройства нашей страны в ее прошлом, особенностями национального характера. Все это не могло не сохраниться в социально-генетической памяти русского народа, а следовательно, изучая прошлое, детям будет легче понять настоящее, осмыслить сегодняшнюю социально-правовую сферу.

В исследовательской литературе предпринимались попытки обобщить народное творчество, систематизируя пословицы и поговорки по отраслям права. Так, еще в XIX веке Н. Закрев-ский и А. Матвеев издали «Очерки народного юридического быта Самар-

ской губернии». Подобные исследования были проведены и опубликованы И.И. Иллюстровым в книге «Юридические пословицы и поговорки» и т. д. Вместе с тем, исследователями практически не уделялось внимания методическим приемам обучения с помощью пословиц и поговорок.

Преподаватели не только школы, но и вузов, владея приемами работы с пословицами и поговорками, могут успешно применять их на практике, обучая школьников и студентов основам правовых дисциплин. Однако следует признать, что немногие преподаватели оптимально используют данный вид народного творчества в процессе лекционных курсов, проведения практических занятий. А это свидетельствует о насущной необходимости исследования и внедрения методики работы с пословицами и поговорками в рамках процесса воспитания и образования.

Прежде чем перейти к методическому опыту работы с пословицами и поговорками, представляется необходимым разобраться в их филологической и юридической сущности.

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет пословицу как «краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм», а поговорку как «выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом» [1, с. 461]. В.П. Жуков, автор «Словаря русских пословиц и поговорок», полагает, что поговорка «в большей степени, чем пословица, передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явле-

ний», выражая, прежде всего, чувства говорящего [2, с. 7]. Однако было бы ошибочно сводить различия этих филологических феноменов лишь к степени эмоциональности выражения. При их общей схожести, различия традиционно определяются следующими основными особенностями:

1) если пословица представляет собой законченное поучающее, дидактическое высказывание, то поговорка не содержит явного нравоучительного характера, в ней нет итогового вывода в виде наставления;

2) если пословица возникла в силу социальной необходимости закрепления в сознании человека каких-то правил поведения, законов, то поговорка - в результате стремления сделать речь разнообразнее, живее и ярче, помочь человеку выразить свои чувства, эмоции;

3) если пословица содержит глобальный обобщающий смысл высказывания, то поговорка представляет собой всего лишь образную ассоциацию, меткую характеристику чего-либо и порой может являться составной частью пословицы;

4) если в пословице приоритетным является ее смысл, а красота и складность звучания - вторичным, то в поговорке - наоборот, внешняя оболочка первична.

От филологической составляющей перейдем к содержательной основе пословиц и поговорок на правовые темы. Долгое время они служили источниками обычного права, будучи плодом многовековой мысли. Причем ритмичность, афористичность, метафоричность и метонимичность пословиц и поговорок делала их доступными для

восприятия, запоминания и передачи от поколения к поколению. Ведь в эпоху отсутствия книгопечатания именно народное творчество являлось основным источником знаний. Изучение пословиц дает нам возможность выстроить четкое представление о социально-бытовом укладе нашего народа, его правовой культуре, правоприменительной практике, о зарождении и развитии различных правовых институтов и т. д. Причем существуют пословицы и поговорки не только позитивного, но и негативного оттенка, что отражает одобрительное либо осуждающее отношение народа к закону, власти, государству и т. д. Например, среди негативных пословиц можно вспомнить следующие:

• закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло (о случаях несправедливости судейского акта);

• сила закон ломит (о бездействии закона);

• не подмажешь - не поедешь;

• всяк подъячий любит калач горячий (о взяточничестве) и т. п.

Вообще, закону, государственному строю, власти, правосудию, должностным лицам посвящен наибольший удельный вес пословиц и поговорок. Например:

• закон, как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет;

• закон назад не действует, закон назад не пишется;

• перед Богом ставь свечку, перед судьей - мешок;

• земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос;

• что мне законы, коли судьи знакомы;

• дьяк у места - как кошка у теста;

• узнавай купца по обману, а судью по карману

• не ведает царь, что делает псарь и т. д. [3].

Значительное внимание в народном творчестве уделено гражданско-правовым институтам. Например, практически предвосхищая появление Закона РФ «О защите прав потребителей», пословицы и поговорки дают устоявшиеся веками рецепты для рекламодателей, продавцов, изготовителей и потребителей товаров, работ и услуг:

• не похваля, не продашь; не похуля, не купишь;

• купец божится, а про себя отрекается;

• обманом барыша не наторгуешь;

• дорого - да мило, дешево - да гнило (о соотношении цены и качества);

• торг любит волю, а ум - простор;

• дареному коню в зубы не смотрят;

• дар - не купля, не хаят, не хвалят;

• выморочное добро на казну пошло;

• уговор дороже денег;

• кто поручится - тот помучится;

• не тот тужи, кто берёт, а кто в заем даёт и т. п.

Не обошло вниманием народное творчество также уголовно-правовую и уголовно-процессуальную тематику. Широко известны следующие пословицы и поговорки, касающиеся преступления и наказания, уголовной ответственности, презумпции невиновности и других институтов данной правовой сферы:

• сперва рассуди, а потом осуди;

• не пойман - не вор;

• осуждай поступок, а не преступника;

• повинную голову и меч не сечет;

• за признание - половина наказания;

• в тюрьму широка дорога, а из тюрьмы - узка;

• воровство - последнее ремесло;

• легко воровать, да тяжко отвечать и т.п.

Народное творчество всегда во всех своих прозаических и поэтических формах включало извечные вопросы семьи и брака. И это неудивительно, поскольку семейные правоотношения уходят своими корнями в глубокую старину, откуда и произрастают доныне существующие социальные и правовые нормы в данной сфере.

Обратимся, например, к пословицам и поговоркам, дающим понятия семьи, свойства и семейных правоотношений:

• куда мать, туда и дитя;

• человек без семьи, что дерево без плодов;

• что есть - вместе, чего нет - пополам;

• семейное согласие всего дороже;

• брат, брат, а денег-то не брать;

• жена не лапоть: с ноги не сбросишь;

• родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца;

• шурин по зяте не наследник и т. д.

Небезынтересны примеры народного творчества, отражающие смерть одного супруга как основание прекращения брака:

• худой муж помрет, добрая жена по миру пойдет;

• не дай Бог вдоветь и гореть;

• вдовец деткам не отец, а сам - круглый сирота;

• жена без мужа - всего хуже и т. д. [4].

Таким образом, можно отследить наличие в пословицах и поговорках обозначения различных социально-правовых институтов.

Далее обратимся к практико-методи-ческому аспекту исследования вопроса.

Представляется целесообразным использовать пословицы и поговорки как иллюстративный материал на лекционных занятиях, проводить интерактивные игры в рамках практических занятий. Например, студентам можно предложить ряд пословиц и поговорок, проанализировав которые они должны определить, какое правовое понятие в них задействовано. Всегда пользуется у студентов успехом организация сценок, представлений, в которых зашифровано какое-либо правовое понятие. Например, может быть разыграна правовая фабула на основе пословиц и поговорок.

Или можно предложить обучающимся в целях закрепления терминологии провести игру-викторину: «Назовите пословицу!» Например, преподаватель предлагает назвать 10 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих понятий: право, прест

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком