научная статья по теме ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В КОРЕЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В КОРЕЕ»

РЕЛИГИИ, ВЕРОВАНИЯ, КУЛЬТЫ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В КОРЕЕ

Миссионерская деятельность Русской православной церкви (РПЦ) среди корейцев началась в 60-е гг. XIX в., когда архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов)* стал первым священником среди малочисленных народов Приамурья. Он крестил корейских переселенцев, прибывавших в ЮжноУссурийский край. Позже, возвращаясь на родину, принявшие веру корейцы фактически становились первыми «неформальными» проповедниками среди своих соотечественников.

М.Г. ВОЛКОВ

Зарождение православия в Корее связано с деятельностью российской духовной миссии, идея об открытии которой была предложена российским дипломатическим представительством в Сеуле в 1889 г.

ПО УКАЗУ СИНОДА

После японо-китайской войны (1894-1895)1 к делу создания миссии подключился министр финансов России С.Ю.Витте, игравший большую роль в формировании российской политики на Дальнем Востоке. По его рекомендации император Николай II дал согласие на учреждение в Корее духовной миссии, открытой на основании указа Святейшего Правительствующего Синода в июле 1897 г. В задачи миссии входило удовлетворение духовных потребностей православного населения Сеула, состоявшего в основном из российских подданных - дипломатов, военных инструкторов, учителей русской школы, а также российских корейцев-переводчиков.

Российские миссионеры прибыли в Корею в начале 1900 г. Начальник миссии архимандрит Хри-санф (Щетковский) отслужил первую православную Божественную литургию на корейской земле 17 февраля 1900 г. (ст. ст.) в одной из комнат резиденции российского поверенного в делах в Сеуле А.И.Павлова. 17 апреля 1903 г. было освящено церковное здание рядом с дипмиссией.

Первый состав миссии прослужил в Корее до начала русско-японской войны (1904-1905). Вскоре после ее начала о.Хрисанф и другие сотрудники духовной и дипломатической миссий были эвакуированы в Шанхай. Поражение России в войне с Японией оказало серьезное негативное влияние на деятельность миссии.

В 1906-1912 гг. духовной миссией в Сеуле управлял архимандрит Павел (Ивановский)**. При нем

* Впоследствии - митрополит Московский и Коломенский, канонизирован РПЦ в 1977 г.

** Вскоре после своего отъезда из Сеула стал епископом Николь-ско-Уссурийским, викарием Владивостокской епархии.

были продолжены начатые о.Хрисанфом работы по переводу богослужебных книг, созданию церковного хора, открыты несколько миссионерских станов*** и школ в провинции.

ВЫНУЖДЕННЫЕ МЕРЫ

Положение духовной миссии серьезно ухудшилось после Октябрьской революции 1917 г. в России. Руководителю миссии архимандриту Феодосию (Перевалову, 1917-1930) с трудом удалось уберечь учреждение от грозившего закрытия из-за потери источников финансирования. В этот период практически прекратилась ее миссионерская деятельность среди корейцев. Миссия ограничивалась в основном решением проблем по сохранению имевшейся православной общины и пастырским окорм-лением (попечением) русских эмигрантов.

Епископ Павел, полагая, что новые российские власти после отделения церкви от государства будут считаться с Японией по политическим соображениям, активно поддерживал идею переподчинения сеульской миссии токийскому архиепископу. К

1923 г. был завершен процесс передачи миссии в ведение токийского архиерея на основании указа Священного Синода от 4 ноября 1921 г. (ст. ст.). В

1924 г. недвижимое имущество миссии с целью предохранения его от посягательств советского правительства, а также приведения в соответствие с японским законодательством было перерегистрировано на имя Имущественного общества Японской православной церкви.

В условиях практического отсутствия связи с Москвой миссия установила контакты с Харбинско-Маньчжурской епархией****. Позднее в Сеул из Маньчжурии прибыл священник Александр (Чистяков), прослуживший в миссии до 1935 г.

Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 27 декабря 1945 г. Российская духов-

*** Миссионерский стан - региональный центр православной миссии.

**** Образована в марте 1922 г. и входила в состав Архиерейского заграничного синода РПЦ.

ная миссия в Корее была включена в состав образованного в пределах Маньчжурии и Кореи митрополичьего округа, который в июне 1946 г. был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат*, в состав которого входили 3 прихода в Северной и Южной Корее2.

Последним настоятелем Российской духовной миссии в Сеуле был архимандрит Поликарп (Приймак, с 1936 г.). В июне 1949 г. он был арестован и выслан из Южной Кореи. Полная картина этих событий до сих пор до конца не выяснена. Есть основания полагать, что причины преследований о.Поликарпа южнокорейскими и американскими властями носили политический характер. Нельзя также исключать, что о.Поликарп отчасти сам спровоцировал эти преследования3.

ПРАВОСЛАВИЕ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

К концу 40-х гг. единственным православным священником на территории Юга оставался о.Алексий Ким Ый Хан. Вся его жизнь была связана с Русской духовной миссией. Здесь он учился в 19071912 гг., принял крещение и поступил на службу псаломщиком сначала в стан в селении Коха, а затем в сеульский храм. Отец Алексий был предан миссии, не оставив ее даже в самые трудные послереволюционные годы. В июле 1950 г. он был арестован вошедшими в Сеул северокорейцами. Его дальнейшая судьба неизвестна. До сих пор корейские православные христиане с благоговением чтят память о.Алексия. В феврале 2000 г. ему был открыт памятник на православном кладбище в окрестностях Сеула.

В годы Корейской войны (1950-1953) богослужения для корейской православной общины совершали священники греческого воинского контингента, участвовавшего в войне на стороне Юга в составе войск ООН. После войны в условиях отсутствия дипломатических отношений Республики Корея (РК) с СССР и Японией и на фоне укрепления связей с союзной Грецией местная православная община в декабре 1955 г. обратилась за поддержкой в Константинополь, который принял решение о присоединении православной церкви в Корее к Вселенскому патриархату, структурно подчинив православные корейские приходы архиепископу Северной и Южной Америки.

Вопрос об отмене решения правительства РК о национализации церковного имущества как принадлежащего бывшему врагу - Японии окончательно решился во время визита в РК в 1962 г. экзарха Вселенского патриархата в Корее, архиепископа Северной и Южной Америки Иакова. После этого визита власти РК официально передали «в дар» (фактически в качестве компенсации за национализированную собственность) участок земли в сеульском районе Мапхо. Здесь в конце 1960-х гг. был построен новый храм святителя (свт.) Николая, впоследствии ставший кафедральным собором.

С 1970 г. приходы в РК перешли под управление

* Экзархат (от греч. внешняя власть) - в Византии в конце VI-VII вв. административно-территориальная единица, наместничество за пределами метрополии. Просуществовал до 1954 г.

митрополита Новозеландского Дионисия (Вселенский патриархат). В 1975 г. в Сеул для пастырского служения прибыл клирик Вселенского патриархата архимандрит Сотириос (Трамбас). В 1993 г. уже в сане епископа Зелонского, викария Новозеландской митрополии, он фактически осуществлял управление Корейским экзархатом, созданным в рамках Вселенского патриархата.

Большое значение для развития миссионерской деятельности в Корее имели три официальных пастырских визита на юг полуострова Вселенского патриарха Варфоломея - в 1995 г., в 2000 г. для участия в праздновании 100-летия Православия в Корее и в 2005 г. по случаю 50-летия присоединения Православной церкви в Корее к Вселенскому патриархату.

РУССКОЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

С начала 80-х гг. прошлого столетия в Южной Корее были построены и освящены новые православные храмы: преподобного (прп.) Максима Грека в Сеуле, Благовещения Пресвятой Богородицы в Пусане, Апостола (ап.) Павла в Инчхоне, Успения в Чонджу, ап. Андрея Первозванного в селении Па-ланни, святого (св.) благоверного (блгв.) князя Бориса в Чхунчхоне. В 1988 г. в пригороде Сеула в уезде Капхён был освящен православный Преображенский монастырь.

После нормализации отношений между СССР и Южной Кореей в начале 90-х гг. ХХ в. число русско-

Священническое облачение прав. Иоанна Кронштадского, переданное им в дар православной миссии в Корее .

говорящих православных в Корее значительно увеличилось.

В ходе своего первого визита в Республику Корея в апреле 1995 г. святейший патриарх Варфоломей благословил русскоговорящую православную общину и освятил закладной камень в основание храма прп. Максима Грека в Сеуле, в котором в настоящее время регулярно совершаются богослужения на церковно-славянском языке.

В храме прп. Максима Грека находятся завезенные российскими миссионерами богослужебные книги, церковная утварь, иконостас и другие реликвии, бережно сохраненные православными корейцами. В специальной витрине хранятся облачения праведного Иоанна Кронштадтского, присланные великим российским пастырем в благословение первым миссионерам. Из других святынь этой церкви необходимо упомянуть Тихвинскую икону Божией Матери, написанную специально для миссии иноками православного русского Свято-Пантелеимонова монастыря на горе Афон, а также икону прп. Серафима Саровского, освященную на его мощах в день их открытия летом 1903 г.

Русскоговорящих прихожан на воскресных и праздничных богослужениях в Сеуле насчитывается около 50 человек. Небольшое количество прихожан имеется также в Пусане, Чхунчхоне и других

городах.

В апреле 2004 г. Вселенским патриархатом принято решение о преобразовании Корейского экзархата в Корейскую митрополию с возведением епископа Сотириоса в сан митрополита Корейского.

В настоящее время митрополитом Корейским является владыка Амвросий (Зогра-фос). Сотириос пребывает в сане митрополита Пи-сидийского в Преображенском монастыре в Капхё-не. В его планах - строительство на территории монастыря нового храма и корпусов, в которых предполагается разместить богословскую школу. Начало строительства запланировано на апрель с.г.

ПРАВОСЛАВИЕ В СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

Склонность населения Северной Кореи к принятию христианства

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком