научная статья по теме Правовой обычай кровной мести, как источник смертной казни древнерусского права Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Правовой обычай кровной мести, как источник смертной казни древнерусского права»

правовой обычай кровной мести, как источник смертной казни древнерусского права1

С.В. Жильцов, профессор кафедры история государства и права Тольяттинского государственного университета, доктор юридических наук, доцент

Статья посвящена актуальным проблемам происхождения смертной казни из кровной мести. В статье рассматриваются основные этапы происхождения смертной казни, а также ее применение в уголовных законах раннефеодальной монархии Русского государства.

Ключевые слова: кровная месть, обычай кровной мести, смертная казнь.

С тех пор, как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь как вид уголовного наказания - непременный спутник человеческой цивилизации. Истоком смертной казни стал обычай кровной мести. Работы отечественных и зарубежных исследователей убедительно доказывают, что обычай кровной мести был распространен на всем земном шаре в эпоху господства родовых отношений [1]. Антропология доказала, что человек современного типа существует, по крайней мере, несколько десятков или даже сто тысяч лет. Это период, когда человеческий род совершал преимущественно социальную эволюцию. Значит, десятки тысяч лет до образования первых государств существовал и обычай кровной мести.

Обычай мог родиться только в условиях общности людей (одного рода), в результате совместной трудовой де-

1 Статья подготовлена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ, тема № 511201.

ятельности и длительного совместного проживания. С.С. Алексеев отметил, что «предметом обычаев могут быть, в сущности, любые отношения: когда те или иные правила поведения входят в привычку, они приобретают черты обычаев» [2, с. 76-77]. Добавим, что обычаи, завещанные предками, передавались от поколения к поколению постепенно, в течение многих тысячелетий, теряя свою практическую значимость для рода, племени, семьи, но сохраняя в основе своей консервативную сущность, которая выражается формулой «не мной установлено - не мне изменять».

Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил, и, как следствие, необходимость в совместном труде, приводили к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений. Соблюдение обычая, основанного на многовековом опыте выживания, гарантировало необходимый порядок, целостность и безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными силами природы. Поэтому обы-

чаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда соблюдение обычая считалось высоким нравственным и религиозным долгом. Не является исключением и обычай кровной мести. Убийство (а первоначально любая обида) члена общины чужим вызывало кровную месть. Обычай кровной мести как правило поведения не может быть отнесен к категориям моральных или правовых норм. Социальные нормы в доклассовом обществе имеют характер «мононорм», т. е. не расчлененных на виды норм первобытного общества. Месть - институт общечеловеческий. Всечеловеческий характер кровной мести объясняется необходимостью защищать свободу, жизнь и имущество. Другого способа защиты не существовало. Вместе с тем, как верно отмечает Р.Л. Хачатуров, «обязанность мести - это и высокий нравственный и религиозный долг, забвение которого порождает изгнание из рода, и, наоборот, месть влекла за собой общий почет» [3, с. 172].

Нельзя не согласиться с тезисом и М.Д. Шаргородского, что «в условиях родового строя понятие отдельной личности неизвестно... Мстит не человек человеку, а племя племени» [4, с. 11], ибо в основе обычая кровной мести лежали общественные отношения родового строя. Коллективная ответственность являлась определяющим началом рода. Ответственность за убийство (в виде мщения) вместе с совершившим его разделял и его род. Однако по мере развития общественных отношений и разложения первобытнообщинного строя происходит ограничение права мести (сужается круг лиц, которым можно мстить и которые могут мстить,

ограничиваются сроки мщения и места мщения), и в конце концов кровную месть заменяют на другие меры наказания, но месть отдельного человека и даже целых народов, осталась. Например, недавние военные конфликты между Азербайджаном и Арменией, резня в Сумгаите, грузино-абхазский конфликт, конфликт между сербами и албанцами в Югославии, война в Чечне и т. п. имеют не только политические причины, но обильно окрашены межнациональными мотивами, замешанными на первобытном чувстве мести. Подобные конфликты в межнациональных отношениях имели место и в прошлые столетия. Эти серьезные проблемы выходят за рамки нашего исследования, но, безусловно, должны быть изучены в специальных научных работах. Сторонник биологической теории происхождения мести В. Сергеевич был не так уж не прав, говоря, что «человек носит месть в сердце своем» [5, с. 378]. Обычай кровной мести прошел с человеком длинный путь, трансформируясь из почетной обязанности каждого члена рода (ради сохранения рода) до заурядного убийства под влиянием чувства мести, когда обычай перестает выполнять позитивную функцию регулятора межобщинных отношений. Человек - существо общественное, и он не мог не впитать в свою психологию и поведенческие мотивы опыт кровной мести. Однако это не та «мстительность», которая «свойственна и животным» [6, с. 308] как полагал М.Ф. Вла-димирский-Буданов. Право не развивается «из первоначальных инстинктов и природы чувств» [6]. Об этом, с нашей точки зрения, верно заметил Н.С. Та-

ганцев, который отмечал, что «... мститель осуществляет не свои инстинктивные потребности, а выполняет как бы обязанность перед обществом, месть составляла долг» [7, с. 6-7].

Как же соотносятся между собой кровная месть и смертная казнь? Большинство историков права в прошлом не видели генетический связи этих понятий. М.Ф. Владимирский-Буданов считал, что смертная казнь на Руси распространяется под воздействием византийского права, а потом татарских обычаев [6, с. 339-340]. В. Сергеевич распространение смертной казни связывал с принятием христианства на Руси [5, с. 391]. Н.П. Загоскин также объявлял смертную казнь на Руси «наказанием заносным» [8, с. 10]. С.Н. Викторский полагал, что «усиление... применения кровавой расправы надо отнести... к некоторым чисто внешним влияниям: влиянию церковно-византийскому, татарскому игу и таким обстоятельствам, как борьба княжеств в период объединения их в Московское государство» [9, с. 30].

В отличие от них Н.С. Таганцев видит связь между смертной казнью и местью, отмечая, что «это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало оплаты кровью за кровь, смертью за смерть» [10, с. 104]. А.Ф. Кистяковский также считает, что «общегосударственная власть застала смертную казнь уже как готовое и вполне выработанное учреждение, в виде кровавой мести или, точнее, в виде убийства в отмщение» [11, с. 76]. А.Ф. Кистяковский дает определение смертной казни: «Это есть наказание, состоящее в отнятии различными способами жизни у лица», совершивше-

го преступление» [12, с. 2]. Историю смертной казни он делит на два периода. «В первый период смертная казнь является в виде убийства, совершаемого представителем семьи и рода, в виде частного мщения. Во втором периоде смертная казнь получает характер лишения жизни преступника, совершаемого представителем общегосударственной власти, в виде общественного мщения» [12].

Сразу заметим, что генетическая связь кровной мести и смертной казни несомненна. Кровная месть - институт общечеловеческий. И в том и в другом случае происходит убийство человека. Но если в догосударственном обществе убийство осуществлялось на основе кровной мести, то государство убивает по приговору суда, согласно существующему закону. Обычаи племен могут быть различны, принятый же государством закон имеет большее общественное значение, поскольку в основании лежит уже не сила привычки убивать, а сила организованной власти сознательно убивать. Убийство приобретает общественный резонанс и публичный характер. Это уже смертная казнь. Когда кровная месть санкционируется государством, она становится нормой обычного права. Другими словами, признавая допустимость и правомерность отмеренной мести, власть требует лишь, чтобы она совершалась открыто или даже с предварительным объявлением о том представителю власти. Мститель освобождает себя от обвинения в преступном деянии, месть становится одним из видов дозволенного убийства.

Ното sapiens (человек разумный) придумал сотни различных способов

казни себе подобных. Тем самым общество умаляет свое человеческое достоинство, отрицая такую ценность, как человеческая жизнь.

Таким образом, смертная казнь - явление закономерное, генетически произошедшее из обычая кровной мести, распространенного у всех народов, а потому имеющее объективную основу ее применения.

Литература

1. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985; Ковалевский М. Первобытное право. М., 1886; Малиновский А. Кровавая месть и смертные казни. Томск, 1908.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т.1.

3. Хачатуров Р.Л. Становление права (на материале Киевской Руси). Тбилиси, 1988.

4. Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. М., 1957.

5. Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПб., 1903.

6. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1915.

7. Таганцев Н.С. Смертная казнь. СПб., 1913.

8. Загоскин Н.П. Очерк истории смертной казни в России. Казань, 1892.

9. Викторский С.Н. История смертной казни в России и современное ее состояние. М., 1912.

10. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т.2. М., 1994.

11. Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. Киев, 1867.

12. Кистяковский А.Ф. Некоторые черты из истории смертной казни в России. Киев, 1879.

A Legal Custom of Blood Vengeance as a Source of a Death Penalty in Ancient

Russian Law1

Zhiltsov S.K, Professor of the Department of History of State and Law of Toliatti State University, Doctor of Law, Associate Professor

The article covers actual problems of arisin

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком