научная статья по теме ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ КЛАДБИЩ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ КЛАДБИЩ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Гражданское право

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ КЛАДБИЩ В КОНТЕКСТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

АНИСИМОВ Алексей Павлович,

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Волгоградского института бизнеса;

ЛЕВАШКИНА Ксения Сергеевна,

руководитель группы юридического сопровождения процедур взыскания кредитно-кассового офиса № 3 АО «Кредит Европа банк» (г. Волгоград). E-mail: anisimovap@mail.ru

Краткая аннотация: в статье исследуется правовой режим земель кладбищ в контексте теории прав человека. Для раскрытия этой темы авторы исследуют теоретические и практические аспекты права на жизнь и права после смерти в рамках концепции прав человека, рассматривают особенности правового режима земельных участков кладбищ. Особое внимание уделяется правовому статусу кладбищ в морально этическом аспекте. В статье доказывается необходимость использования европейского опыта в части организации парковой зоны на местах бывших кладбищ, высказываются предложения по совершенствованию действующего российского земельного и иного законодательства.

In article the legal regime of lands of cemeteries in the context of the theory of human rights is investigated. For disclosure of this subject authors investigate theoretical and practical aspects of the right for life and the rights after death within the concept of human rights, consider features of a legal regime of the land plots of cemeteries. The special attention is paid to legal status of cemeteries in morally ethical aspect. In article need of use of the European experience in part of the organization of a park zone on places of the former cemeteries is proved, suggestions for improvement of the existing Russian land and other legislation express.

Ключевые слова: кладбище; права человека; земельный участок; правозащитник; право собственности; орган власти; санитарные правила.

Cemetery; human rights; land plot; human rights activist; right of property; authority; health regulations.

В философии и праве существует огромное количество вопросов, ответы на которые беспрестанно ищут великие умы, включая проблемы места человека в мире, защиты природы и др. Особняком в этом бесконечном перечне можно выделить изучение такой вечной категории, как «права человека».

Философы традиционно присваивают правам человека критерий особой ценности. Таким образом, с точки зрения философской трактовки данного термина, права человека - это метафизическое понятие, более емкое и широкое, чем принято понимать в юриспруденции. При этом философия обязательно соотносит с понятием прав понятие свобод, отмечая, что свобода проявляется в конкретных правах личности. Однако если все конкретные права взаимно сопоставить, то некоторые из них индивидом могут

реализовываться, не затрагивая законные интересы других лиц (право на мирные демонстрации, на выбор вероисповедания), а некоторые (право на забастовку, избирательное право) не безразличны для других лиц с точки зрения их интересов. В силу этого в юридическом аспекте можно отнести к правам те, которые могут затрагивать интересы других, а к свободам - те (по сути дела, тоже права), которые не ущемляют в какой-то мере законные интересы других.

К. Вильверде в одной из своих книг писал: «Человек страдает больше животных, потому что сознает свое страдание. Он страдает и знает, что страдает. Но, с другой стороны, страдание усиливает неотъемлемое сознание собственного «Я». Телесное и тем более душевное страдание убеждает нас в том, что ни тело, ни душа не суть объекты, а также в том,

что страдание затрагивает всего человека. Можно поделиться своей болью с другими, и это доставляет облегчение, как и всякое человеческое сочувствие, которое рождается в общении с другими. Но страдание имеет настолько личный характер, что убеждает нас: каждый должен жить, сознавая свою ответственность за собственную уникальность. В последнем счете каждый остается наедине с Бытием, то есть с Богом». Автор признавал за страданием личный характер и осуждал «западное отношение к смерти». Не поддерживая последнее, К. Вильверде утверждал, что «безболезненная смерть и доведенный до абсурдной банальности обряд погребения становятся общепринятым стандартом, поставленным на коммерческий поток, поскольку все, к чему прикасается капитализм, он дегуманизирует и превращает в способ извлечения максимальной выгоды». Аналогичной позиции в той или иной мере придерживались и многие другие христианские мыслители (например, С. Харакас).

Из этого вытекает необходимость исследования прав человека после смерти, как в части погребения на кладбище, так и в части охраны его прав посредством сохранения места погребения от возможного разрушения в целях строительства или иным образом. В данном случае мы видим малоисследованную в российской общественной науке проблему, имеющую философское, юридическое, моральное, этическое и иное значение. Фактическое существование права человека на погребение и сохранение захоронения не имеет четкого места в классификации прав человека, и не попадает под действие международных норм, а нередко и национальных законов. В связи с этим, целью настоящей статьи является попытка проанализировать суть этой комплексной проблемы, расположенной на стыке нескольких гуманитарных и общественных наук, и высказать ряд доктринальных рекомендаций.

1. Право на жизнь и права после смерти в концепции прав человека

Человеческая жизнь является уникаль-

1 Вильверде К. Философская антропология. Пер. с исп. Глава «Страдание и смерть». М., 2000. С. 330.

2 Харакас С. Православие и биоэтика // Человек. 1994. № 2. С. 91-100.

ной и особой ценностью, в связи с чем, закрепленные в международных актах права и свободы человека должны соблюдаться, защищаться, гарантироваться государством и надгосу-дарственными образованиями. При таких обстоятельствах обсуждаемые в науке вопросы о соотношении понятий «права человека» и «права гражданина» занимают важное место, как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Права человека шире, чем права гражданина, и являются охраняемой законом мерой возможного поведения, направленной на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод человека, в современной юридической науке их подразделяют на три поколения.

Первое поколение прав человека включает в себя гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями XVII-XVIII вв., которые впоследствии получили название т.н. «негативных» прав, выражающих независимость личности от власти государства, определяющих пределы вмешательства государства в область свободы и самовыражения личности (право на жизнь, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, право на свободу мысли и совести и т.д.).

Второе поколение утвердило объективно существующие социальные, экономические и культурные права, закрепленные к середине XX столетия в связи с борьбой народов за повышение качества жизни, в том числе своего социально-экономического, культурного статуса под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, его «позитивного вмешательства» в их осуществление,

создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества и т.п.).

Третье поколение - права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем, и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.1

Конституция Российской Федерации предусматривает широкий круг прав и свобод человека и гражданина. Им посвящены 48 статей Конституции РФ из 137, т.е. более одной трети. Этими статьями закреплено больше конкретных прав личности в сравнении с ранее существовавшими конституциями в связи признанием соответствующих международно-правовых актов.

Существует и другая классификация прав человека, основанная не на времени их принятия (поколения), а на объекте правовой защиты. По этой классификации права человека подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Важно заметить, что как для отечественной, так и для зарубежной науки очень характерно признание и гарантии реализации и защиты прав и свобод за живыми людьми. Однако в российской научной литературе периодически рассматриваются проблемы реализации прав человека после смерти.

Так, Ю.А. Дмитриев задается вопросом, возможно ли защитить права человека после его смерти? Мы полагаем, что данный вопрос должен звучать в более глобальном смысле, а именно - обладает ли человек правами после

1 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, норма, реальность. М., 1991. С. 30.

2 Дмитриев Ю.А. Можно ли защитить права человека после

смерти? // Право и политика. 2001. № 6.

смерти. Всеобщая исламская декларация прав человека, принятая 19 сентября 1981 г. Исламским советом Европы в Париже в первой статье говорит, что «После смерти, как и при жизни, неприкосновенным остается священный характер тела человека. Верующие должны следить за тем, чтобы с телом скончавшегося человека обходились с должной торжественностью».3

Сл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком