научная статья по теме Правовые функции крестьянской общины (вторая половина XIX - начало XX вв. ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Правовые функции крестьянской общины (вторая половина XIX - начало XX вв. )»

правовые функции крестьянской ОБЩИНЫ (вторая половина XIX - НАЧАЛО XX вв.)

А.А. Гущевар, аспирант Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева

Проблема сельского самоуправления в настоящее время является достаточно актуальной, поэтому и центральным, равно как и местным органам власти, рано или поздно придется ее решать, если государство не на словах, а на деле заинтересовано в действительном подъеме российской деревни. В этой связи представляется полезным опыт сельского самоуправления, который был накоплен в России в дореволюционный период. Как известно, реформа сельского самоуправления была проведена во время крестьянской реформы 1861 г. по отмене крепостного права, когда с помещиков (одновременно с предоставлением крестьянам личной свободы) была снята ответственность за жизнь и деятельность ранее подопечных им крепостных селян.

Основным звеном системы сельского крестьянского самоуправления была крестьянская община, существующая в России с незапамятных времен и серьезно реформированная в период правления Александра II. Этот важнейший институт крестьянского самоуправления соединил в себе две основы: государственную, так как община была признана государством, поддерживалась им, и общественную, так как крестьянская община была еще одновременно и общественным институтом. Одновременно, крестьянская община была и правовым институтом, так как на нее были возложены функции право-

вого регулирования повседневной жизни и деятельности крестьян.

Главнейшей правовой функцией крестьянской общины было регулирование отношений землепользования. Так как в России, особенно в ее густо населенной центральной части, земля составляла главное богатство, власти, понимая конфликтную подоплеку процесса земельного регулирования, перепоручили разрешение этих сложных проблем земельного регулирования именно общине, органу, регулирующему на правовой основе низовые крестьянские конфликты, связанные с землепользованием и земельными переделами.

Общинной формой землепользования была связана подавляющая часть крестьянства. Под поземельной общиной исследователи понимали объединение непосредственных производителей на почве совместного пользования находящейся у них землей или отдельными угодьями, при разделе отдельным дворам и при индивидуальном ведении хозяйства членами этого земельного объединения. Крестьянская община правоведами и историками отождествлялась с поземельными функциями. Один из ведущих советских исследователей общины С.М. Дубровский писал, что «под крестьянской общиной принято понимать совокупность крестьян, получивших одинаковый надел на душу и при том имеющих одну уставную грамоту или владенную запись, незави-

симо от того, проживают ли эти крестьяне в одном селении или нескольких рядом расположенных, или же только в части одного селения, и владеют ли они надельными землями всем миром или подворно» [1, с. 180].

Общинное и подворное землепользование различались происхождением прав владения на землю. Предки общинников получили землю в общее владение обществом (миром) в целом, а предки подворных владельцев были пожалованы землей каждый отдельно в личную собственность. При общинном землепользовании крестьянин не мог продать своего права владения на надельный участок иначе, как с согласия мира. Мир имел право потребовать безвозмездной сдачи надела в свою пользу. При подворном владении крестьянин продавал принадлежащий ему надельный участок, не спрашивая согласия мира [2, с. 214].

Самым важным событием в жизни общины являлся передел земли. Переделы различались двух видов: общие (коренные) и частные (жеребьевка). Общие переделы пахотных земель среди государственных крестьян в дореформенное время приурочивались обычно ко времени ревизии. Переделы преследовали цель приведения в соответствие рабочей или платежной силы крестьян с количеством владеемой земли. По отзывам современников, переделы пагубно влияли на состояние земледелия, так как они убивали старание хозяев удобрять землю и способствовали к введению принудительного системы хозяйства. Чаще всего практиковались частичные переделы, связанные с выходом из общины. Порой передел принимал

тяжелые формы внутренней борьбы в общине за уравнительное землепользование. Иногда споры длились годами [3, с. 76 - 80].

Сельским обществам предоставлялась свобода в выборе сроков общих переделов земли. До реформы у государственных крестьян практиковались земельные переделы по ревизским душам. Но с развитием капитализма в сельском хозяйстве и с усилением разницы в состоятельности общинников появляются новые типы переделов: по наличным душам, по едокам, по работникам или по их признакам хозяйственной состоятельности. В конце 70-х гг. XIX в. крестьяне начали переходить к переделу своих надельных земель от ревизских к наличным душам мужского пола [4, с. 213]. В этот период разверсточной единицей являлись мужчины в возрасте от 16-18 до 60 лет. В 90-е годы XIX в. землей стали наделять все наличные мужские души.

Крестьянская община имела двойственный характер: во-первых, она являлась поземельным союзом, объединяющим крестьян села общностью поземельных интересов, который заведовал делами, связанными с землепользованием; во-вторых, она являлась и поселенным центром, объединяющим крестьян общими интересами совместного жительства, и заведовала делами общественного благоустройства и благосостояния. Благодаря совместному проживанию и владению землею, крестьяне были связаны не только общими хозяйственными и бытовыми интересами, эта связь была более глубокой, охватывая и сферу правовых отношений между людьми. Поэтому сход и конт-

ролировал сферу юридических отношений [5, с. 77].

Правовой направленности крестьянской общины способствовала структура управления общины. Высшим органом являлось общинное собрание, сход. На сходе имели право голоса только мужчины - домохозяева (женатые, владеющие земельным наделом). Все остальные жители села - домочадцы: женщины, дети, молодежь, мужчины, не имеющие статуса домохозяина, - подчинялись решению схода [6, с. 67-68].

В законе 19 февраля 1861 г. были перечислены все дела, подлежащие введению сельского схода. Общинное собрание было призвано решать хозяйственные, бытовые, культурные, правовые, социальные проблемы в интересах общества. Решение схода имело силу только в том случае, если имелся кворум - 3/4 от всех домохозяев общины. Община имела управленческий аппарат в лице сельского старосты, сборщика налогов, писаря, десятского. Все выборные лица были подотчетны сельскому сходу. Их назначение происходило путем выбора. Старосту выбирали из примерных крестьян-хозяев на три года, чаще всего он получал жалование. Как правило, представлялось несколько кандидатур на выборах; могли назначить прежнего или досрочно переизбрать по причине его болезни, бездеятельности. На старосту возлагались большие права и обязанности. Он лично отвечал перед властями за ситуацию в общине, выступал посредником между помещиком и всем миром. Решения, принятые сходом в его отсутствие, считались недействительными. Канди-

датура старосты всегда согласовывалась с волостным правлением, земским начальником, когда таковая должность была введена.

Кроме вышеуказанных должностей, посредством выборов утверждались исполнители следующих обязанностей: вахтер общественного магазина, пожарный староста, помощники десятского, караульщики полей, лесов, а также уполномоченные для присутствия на волостных сходах и др. После избрания и утверждения начальством выбранное лицо давало клятву перед сходом в присутствии местного священника с обязательством «творить возложенную на меня обязанность по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия, поступать во всем соответственно званию, мною принимаемому, памятуя, что я во всем должен буду давать ответ перед законом и перед Богом на страстном суде Его. В удостоверении сего целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь» [7].

Положениями от 19 февраля 1861 г. презрение неимущих в деревнях было возложено на сельские общества и на волостные сходы. Льготы и призрение распространялись на одиноких стариков, вдов, инвалидов, сирот. Вопросы опекунства в изучаемый период также являлись важной правовой функцией крестьянского общества. Уважая права личные и имущественные, общинники опекали жизнь своих членов общины. Этот вопрос находился в ведении схода. Поводов для опеки кроме смерти крестьяне не признавали. Права над личностью и имуществом малолетних в случае смерти родителей переходили к одному из взрослых членов семьи (матери,

дядьям, дедам, братьям, сестрам, зятю или чужому человеку). Опекунами, как правило, являлись ближайшие родственники, в основном по отцовской линии. Из «чужих» в опекуны определяли, как правило, бездетных. Опекуном мог стать тот, кто характеризовался в крестьянском миру как «добропорядочный христианин и крестьянин», который имел свое хозяйство и не мог поживиться за счет сирот. При передаче опекуну хозяйства, составлялась опись имущества сирот; она являлась документом для контроля впоследствии, когда дети вырастали и функции опекуна прекращались, либо имущество переводилось в деньги и вкладывалось в банк. Действия опекунов контролировались всем миром. Опека над девушкой длилась до 18 лет или ее замужества, юношей - до 15-16 лет. Имели место и факты прохладного отношения к сиротам со стороны мира. Повсеместно опеки стали учреждаться с появлением земских начальников, которые этот вопрос взяли под свой контроль [8, с. 79].

Факты усыновления были редким явлением, а если и происходили, то в большинстве случаев бездетные семьи усыновляли мальчиков. При ведении крестьянского хозяйства мальчик рассматривался как рабочая сила и опора в старости. Различали два вида усыновления - по согласию (дополнительный земельный пай выделялся редко), по определению властей (общество выделяло землю) [8, с. 106].

Важнейшая правовая функция крестьянской общины заключалась, также, в раскладке налогов между домохозяевами и другими членами общины. Выплата налогов являлась од-

ним из важнейших вопросов на сходе (государственный поземельный налог, подушная пода

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком