научная статья по теме Правовые ценности и их классификация Науковедение

Текст научной статьи на тему «Правовые ценности и их классификация»

Юридические науки

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Михайлов С. В.

ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В настоящее время Россия переживает переходный период от тоталитаризма к демократии, характеризующийся в юридической науке крахом модернистской философии права с ее убеждением об универсальности всеобщих закономерностей правовой эволюции у разных народов и возникновением новых подходов к праву. Происходящая в последние десятилетия смена парадигмы развития отечественной юриспруденции позволила по-новому осмыслить феномен права вне рамок юридического позитивизма. В научных исследованиях все чаще прослеживается аксиологический подход к праву как важному компоненту человеческой культуры. Аксиология права - это всегда актуальная и, вместе с тем, всегда новая проблема для юриспруденции. «Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам реальности»1. О.И. Цыбулевская подчеркивает, что «в современных условиях России проблема ценностного измерения права должна получить еще большую актуализацию, ибо это - неотъемлемое условие дальнейшего развития и совершенствования общества, его гуманистической ориентации»2.

Нами уже отмечалось, что правовая аксиология делает различие между ценностями права и правовыми ценностями. Под первыми следует понимать совокупность ценностей, которые сохраняют свою жизнеспособность с помощью инструментария права. Право предстает здесь как всеобщее право, вытекающее из всеобщего духа законов. А собственно правовые ценности - это ценности, которые несут в себе без временных рамок само право. Правовые ценности - то, что имеет значение для человека в праве.

Нами уже предпринималась попытка проанализировать проблему ценностей в праве как следствие социальной ценности самого права, а также классифицировать правовые ценности в зависимости от различных критериев. На вопрос, следует ли классифицировать правовые ценности, хороший ответ дал профессор В.К. Самигуллин. В своей статье он приводит пример концепции З.Д. Еникеева, «согласно которой важнейшей правовой ценностью является справедливость. «Справедливость - емкое, многогранное явление, затрагивающее широкую сферу человеческих отношений», «...идеал всего прогрессивного человечества», «...фундамент права, свойство его норм». Однако, - как полагает В.К. Самигуллин, - это не мешает ему утверждать: «...Здоровье - это главная, самая важная социальная ценность человечества, охрана ее есть неотъемлемое условие жизни общества и поэтому признана одним из приоритетных направлений социальной политики государства». Но справедливость - либеральная ценность, а здоровье -явно не таковая. Возникает вопрос, что же все-таки важнее: справедливость или здоровье? Кроме того, что ценнее: жизнь или здоровье?» . Из этого следует вывод, что правовые ценности должны рассматриваться и анализироваться в рамках определенных классификаций.

1 Философский словарь. М., 2004. С. 67.

2 См.: Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Ма-тузова. Саратов, 2004. С. 10-31.

3 Самигуллин В.К. Закат права или переоценка ценностей // Право и политика. 2005. № 12. С. 143, 151.

Ценности проявляются во всех сферах жизнедеятельности, проникают во все области человеческих отношений, а, следовательно, они многообразны. В первую очередь, ценности следует подразделять на материальные (предметные) ценности и идеальные (субъективные). К первой группе относятся материальные предметы, обладающие полезными качествами. Если же речь идет «об ориентирах деятельности человека», о «способах и критериях, на основе которых производятся сами процедуры оценивания» явлений, то это «ценности субъективные», которые не являются реальными предметами, явлениями или действиями1. Правовые ценности, конечно же, относятся к числу идеальных (субъективных) ценностей, объединивших в себе ряд других социальных ценностей. Однако право имеет и собственную специфику, которая заключается в том, что оно закрепляет и отображает и иные ценности и социальные явления. Право превращает социальные, абстрактные ценности в реальные, придает им практическую силу, обеспечивает условия для их осуществления, выступает в качестве средства их достижения, гарантирует их целостность и реализацию. С помощью права социальные ценности обретают статус правовых идей - принципов. Теперь они, в свою очередь, через право влияют на общественную жизнь, выступая «в качестве отправных начал в целеполагающей деятельности людей при формировании с помощью юридических норм необходимого общественною порядка»2. Кроме того, зачастую в науке можно встретить классифицирование ценностей на материальные, общественно-политические и духовные3.

В качестве критерия классификации правовых ценностей может выступать правовая традиция. Правовые ценности западной правовой традиции не вполне совпадают с правовыми ценностями иных правовых систем. Например, как полагает А.И. Овчинников, в западной традиции права большая часть существующих государственных идеологий основана на преувеличении роли права в общественной жизни, в силу чего доминирующей над остальными является именно правовая идеология. Правовые ценности занимают более высокое положение по отношению к морально-нравственным, религиозным, политическим ценностям. Причем в иерархии самих правовых ценностей главенствуют индивидуалистические и частноправовые - ценности субъективного права, автономии, договора, децентрализации и т.д.4 Кроме того, особенности тех или иных правовых семей (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и т. д.) также сказываются на классификации правовых ценностей5.

Мы согласны с точкой зрения А.В. Полякова, который, говоря о видах правовых ценностей, отмечал, что существуют: эйдетические правовые ценности (ценности самого права, вытекающие из его идеи в конкретной социокультурной интерпретации, прежде всего, человек); социокультурные правовые ценности (ценности, содержание которых отражает особенности социокультурного развития конкретного общества, например, чему отдается приоритет в данном обществе - индивидуализму или коллективизму, ценны ли в данном обществе права и свободы человека и гражданина, или вообще существует идея естественного неравенства, как в древних античных полисах).

Будучи субъективными по происхождению и содержанию, правовые ценности всегда интерпретируются в свете конкретных интересов общества, социальной группы и личности. Отсюда следует необходимость различения общечеловеческих, групповых и индивидуальных ценностей. Как указывает О.В. Мартышин, теория права оперирует категорией «ценность» в трех существенно различающихся, хотя и взаимосвязанных смыслах. Во-первых, это универ-

1 См.: Пономарева В.П. Правовые ценности как феномен юридической антропологии // Право: история, теория, практика: Сборник статей и материалов. Брянск, 2006. № 10. С. 32.

2 ВасильевА.М. О правовых идеях-принципах // Советское государство и право. 1975. № 3. С. 15.

3 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989. С. 1487.

4 См.: Овчинников А.И. Правовое мышление в герменевтической парадигме: Монография. Ростов н/Д, 2002. С. 48.

5 См.: Самигуллин В.К. Закат права или переоценка ценностей // Право и политика. 2005 / № 12. С.143.

сальные ценности мировоззренческого и этического характера, во-вторых, это государство и право как ценности и, наконец, в-третьих, это более частные правовые ценности1.

Существование общечеловеческих правовых ценностей вызывает в науке многочисленные споры, среди которых есть мнение, что «общечеловеческие правовые ценности» - один из мифов рационализма западной культуры. Как полагает Н.Н. Моисеев: «...Предложение о неких универсальных «правах человека», одинаково пригодных для населения всей планеты, является такой же иллюзией, как и представление о возможности однозначной интерпретации представления о «добре»»2. Общечеловеческие правовые ценности, на наш взгляд, -это исходные, первичные формы существования правовых ценностей, а именно, общественные идеалы, выработанные общественным сознанием представления о совершенном в различных сферах общественной жизни. «Общечеловеческие ценности, какими бы они неосязаемыми ни казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, социальной группы, народа) тот ценностный стержень, который делает человека сильнее любого оружия. Если же этого стержня нет, то и человек, и целый народ перестают быть самим собой»3. К ним следует отнести, в первую очередь, абсолютную самоценность - ценность человека и его прав, а также ценность общества, которое дает человеку представления об этих правах. Общечеловеческие правовые ценности обобщенно отражают наиболее важные цели, идеалы, смыслы жизни людей, они относительно постоянны и наднациональны. К таким ценностям также следует отнести ценность человеческой жизни, семьи, свободы, труда и аналогичные им. Говоря о групповых правовых ценностях, нельзя отрицать тот факт, что в любой общности складывается своя специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности. Групповые правовые ценности влияют на оценки членами группы сложившейся правовой системы, вопросов распределения социальных благ, права собственности, государственной власти и т. д.

В зависимости от типов правового регулирования и соответствующих им частей системы постсоветского права, на наш взгляд, можно вести речь о правовых ценностях конституционного права, частного и публичного права, а также социального права. Особенную актуальность в современных условиях формирования в России правового государства и гражданского общества приобретают конституционные правовые ценности. Как полагает В.И. Крусс: «Конституционные ценности - это ценности особого рода: они абсолютны, поскольку исключают актуальность оценочного релятивизма

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком