научная статья по теме ПРАЗДНИК ПЕКИ У ИНДЕЙЦЕВ ВАУРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАЗДНИК ПЕКИ У ИНДЕЙЦЕВ ВАУРА»

ЭО, 2015 г., № 3 © А.А. Матусовский

ПРАЗДНИК ПЕКИ У ИНДЕЙЦЕВ ВАУРА

Ключевые слова: индейцы Бразилии, индейцы Амазонии, индейцы шингуано, индейцы ваура, праздник пеки.

Статья, написанная на основе полевого материала, собранного автором осенью 2013 г., знакомит читателя с обрядовой практикой индейцев ваура, проживающих в Бразилии, на севере штата Мату-Гросу. Традиционный сезонный праздник пеки у индейцев ваура, проводящийся в период созревания плодов дерева Caryocar Brasiliens, или пеки, в октябре-ноябре, состоит из цикла церемоний, символическое значение которых тесно связано с мифологическими представлениями этого народа. Автор статьи анализирует структуру и динамику праздника пеки.

Материал для данной статьи был собран в ноябре 2013 г. во время экспедиции к индейцам ваура, проживающим на севере бразильского штата Мату-Гросу, в Индейском парке Шингу, в деревне Пиюлаге (ПМА 2 2013: тетр. 1).

В верховьях реки Шингу десять индейских племен образуют социо-культурную общность, которую в этнологической литературе принято называть шингуано. Эти племена говорят на языках, относящихся к нескольким языковым группам: аравакс-кой - ваура, меинаку, явалапити; карибской - куйкуру, калапало, науква, матипу; тупи-гуарани - авети, камаюра; язык трумаи относится к изолированным.

Географическая изоляция области верховьев реки Шингу способствовала тому, что до 1940-50-х гг. ХХ в. этот район оставался малодоступным и плохо изученным. В 1960-е гг. ускорился процесс хозяйственного освоения бразильской Амазонии, повлекший за собой строительство автодорог и интенсивную вырубку лесов, в том числе и в районе реки Шингу. В целях защиты природы края и местного индейского населения в 1961 г. был создан Национальный парк Шингу. Статус охраняемых территорий получили обширные области в верховьях реки.

Несмотря на существенные изменения в жизни местных племен, произошедшие за последние десятилетия в ходе социокультурных контактов с бразильским обществом, государственная защита по-прежнему дает возможность индейским племенам, населяющим Индейский парк Шингу, вести традиционное хозяйство и сохранять традиционную культуру. При лингвистической пестроте и некоторых незначительных отличиях в ритуальной практике племена шингуано имеют много общих культурных черт: схожие мифологические воззрения, круговую планировку селений, священные флейты, которые запрещено видеть женщинам; они проводят междеревенские праздники и осуществляют обрядовую меновую торговлю. Племена шингуано хорошо знакомы с деревьями пеки, но праздник, посвященный созреванию их плодов, проводят только два аравако-язычных племени региона: ваура и меинаку (ПМА 2 2013: Япачама).

Первое упоминание ваура у европейских исследователей встречается у К. фон ден Штейнена. В 1884 году экспедиция под его руководством спустилась вниз по реке Батови до ее слияния с реками Ронуру и Шингу. Информанты из числа бакаири и ку-стенау сообщили ему, что дальше на востоке живут ваура, но немецкий исследователь не понял, что речь идет еще об одном индейском племени (Steinen 1886: 177, 183). Позднее он встречал ваура в деревнях других шингуано на реке Кулизеу во время экспедиции 1887-1888 годов, но так и не посетил их деревню (Steinen 1894). После немецких экспедиций конца XIX в. европейские исследователи не проникали в об-

Андрей Александрович Матусовский - к.ф.н., автор и руководитель документального научно-популярного проекта "Малые народы мира"; e-mail: AndreyMatusovskiy@rambler.ru

ласть верховьев реки Шингу вплоть до середины XX в. В конце 1940-х гг. в верховьях реки Шингу начали свою деятельность братья Виллаш Боаш: Леонарду, Клаудиу и Орланду, великие гуманисты и энтузиасты своего дела, усилиями которых были установлены первые мирные контакты с рядом племен региона и создан Национальный парк Шингу. Старшее поколение ваура помнит младшего брата Орландо и с почтением отзывается о нем (ПМА 2 2013: тетр. 1).

Общую информацию о празднике пеки сообщал Шутц (Schutz 1965). Полный цикл церемоний, составляющих этот праздник, удалось зафиксировать: у ваура - бразильским исследователям Коэльу (Coelho 1991-1992) и Баштуш (Bastos 2004); у меинаку -американскому антрополгу Грегору (Gregor 1974). Но анализ имеющихся материалов показывает, что нашей экспедиции посчастливилось собрать наиболее полный материал о церемониях праздника орехов пеки (см. Таблицу 3).

Ареал произрастания дерева Caryocar Brasiliens, или пеки /пики, как его называют бразильцы, простирается от юга штата Пара в Бразилии до севера Парагвая и в целом совпадает с областью засушливых саванн - серрадо. Период созревания его плодов приходится на конец сухого сезона, с сентября по ноябрь (Bastos 2004: 92). Зрелые плоды имеют форму шара диаметром 10-15 см и плотную зеленую кожуру, под которой располагаются два-четыре ярко-желтых околоплодника, обволакивающих коричневую скорлупу, покрытую многочисленными мелкими жесткими шипами, скрывающую орех белого цвета. Местное бразильское и индейское население употребляет в пищу околоплодники и орехи.

Ваура известно более двадцати разновидностей деревьев пеки (Coelho 1991-1992: 38). Они не сбивают и не стрясают плоды пеки с деревьев, а дожидаются, когда те упадут на землю. У каждой семьи в Пиюлаге есть свои сады или отдельные деревья пеки, растущие как на окраине деревни, так и на некотором удалении от нее. В период созревания плодов индейцы каждый день посещают свои сады и собирают упавшие плоды (ПМА 2 2013: тетр. 1).

Чтобы очистить орехи от околоплодников, женщины складывают их в большие алюминиевые кастрюли или глиняные горшки, добавляют немного воды и перемешивают массу, постепенно сбивая ярко-желтую мякоть. Образовавшуюся кашицу разливают по мелким емкостям и употребляют в пищу в сыром виде. Из остатков мякоти получается жирный крем, которым индейцы смазывают лицо и тело.

Острые шипы, защищающие оболочку ореха, счищают деревянной палкой. Сырые орехи, находящиеся в скорлупе, выкладывают сушиться над очагом на больших деревянных настилах. После просушки скорлупу раскалывают, и орехи употребляют в пищу. Из сырых орехов выжимают масло, также используемое для растирания тела и создания основы перед нанесением на кожу раскраски растительными красками. Ваура утверждают, что масло орехов пеки является средством эпиляции, а смешанное с красной растительной краской уруку, получаемой из семян растения Bixa Orellana, защищает кожу от солнечных ожогов и москитов (ПМА 2 2013: Апаирику).

Ваура расселены в Индейском парке Шингу в двух деревнях: Пиюлаге и Улу-пуэне (ПМА 2 2013: тетр. 1). Обе деревни расположены на берегах реки Батови, правом притоке реки Ронуру, впадающей в р. Шингу: Пиюлага в нижнем течении, Улупуэне - в верхнем. По приблизительной оценке, в Пиюлаге проживает около 300 человек, в Улупуэне - 80. Между деревнями существует тесный контакт. На празднике пеки в Пиюлаге присутствовало несколько человек из деревни Улупуэне, принимавших активное участие в церемониях первых дней цикла (Там же: тетр. 1).

Один из мифов ваура повествует о происхождении деревьев пеки и праздника, приуроченного к периоду созревания их плодов.

У вождя по имени Иритиулакума было восемь жен: Кажужуту, Арара, Ужау, Иритиула-кума Энежу, Куякуя, Сукуту, Соутожу и Кури. Однажды он решил вырастить большую тыкву, чтобы сделать из нее погремушку. Как-то раз Иритиулакума увидел, как агути

(Dasyprocta leporina) ест его посадки. Мужчина задумал убить агути. Он пришел на плантацию с луком и стал ждать грызуна в засаде. Увидев агути, приготовился стрелять в него, но зверь опередил его: "Не делай этого. Позволь мне сказать тебе кое-что". Иритиулакума опустил лук и спросил: "Что ты хочешь мне рассказать?" Агути ответил: "Твоя жена обманывает тебя. Она занимается любовью с крокодилом Якайокума, под шкурой которого скрывается красивый юноша. Я покажу тебе". Иритиулакума притаился вместе с агути на берегу реки.

Утром, неся миску с мингау (жидкое варево-похлебка, приготовляемое из различных корнеплодов. - Прим. автора), соль и перец, посвистывая, на берег пришли две женщины. Старшая из них позвала крокодила, но тот не появился. Крокодилу понравилась ее молодая подруга. Он подплыл к берегу, сбросил шкуру и превратился в красивого юношу. Женщины накормили его. Поев, юноша занялся сексом с женщинами, сначала со старшей, затем с молодой, и вскоре от наслаждения упал в обморок. Наблюдавший за любовниками из укрытия муж решил убить юношу, но агути рекомендовал ему не убивать его сейчас, а посоветоваться по этому поводу со своим народом.

Юноша очнулся, встал, надел шкуру крокодила и исчез в реке. Опечаленный Ири-тиулакума пошел прочь. Когда он вернулся домой, две неверные жены были уже там. Отказавшись от предложенной ему женами еды, он молча лег в гамак.

Во второй половине дня обманутый муж вышел на деревенскую площадь говорить со своим народом. "Что случилось?" - спросили его мужчины. Вождь рассказал им всю историю о юноше-крокодиле и неверных женах. Мужчины ответили: "Давай убьем его!" - и отправились на берег реки выслеживать оборотня.

Все повторилось вновь: пришли женщины, на зов младшей появился крокодил, вышел на берег, сбросил шкуру и превратился в прекрасного юношу. Вождь хотел убить его сразу, но мужчины сказали: "Пусть он займется сексом с первой женщиной, а потом мы убьем его." Подкрепившись, юноша-крокодил занялся сексом со старшей женщиной и вскоре упал в обморок от удовольствия. Мстители хотели стрелять в него, но он быстро очнулся, и они решили дождаться, когда он впадет в более продолжительный обморок от секса с молодой женщиной, и тогда убить его. Дождавшись этого момента, мужчины закричали и стали стрелять в него. Юноша вскочил и попытался убежать от них. Израненный стрелами, он хотел влезть в шкуру крокодила и скрыться в реке, но мужчины разорвали шкуру и убили оборотня.

Вдали от деревни Иритиулакума сжег шкуру и тело крокодила. В тоске он вернулся домой. Женщины, лишившись любовника, также грустили.

Через год-два на месте, где были сожжены шкура и тело крокодила-оборотня, выросли деревья пеки - так возродился убитый любовник

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком