научная статья по теме Предпосылки формирования китайского концепта социалистической модернизации Философия

Текст научной статьи на тему «Предпосылки формирования китайского концепта социалистической модернизации»

В.А. СИЗИКОВА кандидат политических наук, заместитель руководителя отдела по управлению операционными, рыночными рисками и рисками мошенничества ООО «Фольксваген Банк РУС»*

Предпосылки формирования китайского концепта социалистической модернизации

Начиная с середины XX в. проблемы развития регионов Азии, Африки, Латинской Америки в условиях распада европейских колониальных империй исследовались учеными в качестве альтернативы коммунистического пути развития. Во многом это послужило важнейшим фактором формирования модернизационной парадигмы.

Классические работы по модернизации были представлены такими учеными, как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис. Кроме того ценность, на наш взгляд, представляют труды С. Хантингтона, Т. Парсонса, У. Ростоу, М. Леви, Ш. Эйзенштадта, С. Блэка, И. Валлерстайна, Г. Терборна., предложивших ряд альтернативных подходов к исследованию данной проблематики.

В своей первоначальной интерпретации модернизация (это слово можно буквально перевести на русский язык как «осовременивание») представляла собой движение от «традиционного» к «современному» обществу по образцу США и включала в себя такие процессы, как индустриализация, урбанизация, рационализация, демократизация, распространение индивидуализма и т.д.

Постепенно эволюционируя, теория модернизации перестала противопоставлять понятия «традиция» и «современность», отходя от «вестернизации» как универсальной модели модернизации. При этом такие факторы модернизации, как политическая стабильность, политическая культура, взаимодействие элит в обществе, выходили на первый план. В результате сторонники теории модернизации (А. Турен, С. Хантинготон, Ш. Эйзенштадт) представили концепцию политического развития, основанную на сохранении национальных социокультурных традиций.

В этой связи китайский вариант модернизации, который, безусловно, учитывает последние научно-теоретические разработки мировой политической мысли, представляется совокупным теоретико-методологическим концептом, обновленной стратегией модернизации государства, включающей в себя и западные, и советские, и национальные китайские научные разработки. Однако акцент все-таки

Сизикова Виктория Александровна, е-таП: sizikovav@mail.ru

делается на национальной специфике, что позволяет автору данного исследования сконцентрироваться именно на этом аспекте теоретико-методологических разработок китайской науки.

Правительство КНР, которое Запад именует «деспотией», успешно увеличивает благосостояние и политическую стабильность четверти мирового населения. Значит, капитализм и сильное правительство могут сочетаться способами, которые не выглядят очевидными для Запада? Для многих стран третьего мира нынешний Китай олицетворяет заманчивую противомодель - ту, которая в дальнейшей перспективе составит реальную конкуренцию западной демократии1.

Согласно официальным заявлениям руководителей страны новый курс - результат тридцатилетнего опыта политики реформ и открытости, итог комплексного анализа внутренних и внешних факторов развития КНР. Особенность этой стратегии в приоритете интересов человека, повышении уровня жизни рядовых граждан, а также гармонизации внутреннего развития и внешней открытости.

Все это говорит о том, что по прошествии нескольких десятилетий реформ, фактически изменивших облик Китая и поставивших это государство в один ряд с наиболее перспективными и эффективно развивающимися странами мирового сообщества, руководство КНР осознало необходимость заняться исправлением ошибок, в том числе и теоретического характера, проявившихся в ходе ряда в целом успешно проведенных преобразований.

Обратимся к истокам формирования теории социалистической модернизации КНР, государства, которое сумело создать свой особый тип общества, в котором экономическая эффективность сочетается с государственным регулированием под управлением Коммунистической партии Китая (согласно статистическим данным Организационного отдела ЦК КПК на конец 2012 г. общее число членов КПК составило более 85 млн. человек).

Еще в 1949 г. Китай представлял собой страну с более чем полумиллионным населением, из которого большинство были неграмотные крестьяне, жившие в бедности, когда по историческим свидетельствам наличие риса и чашки чая в семье уже считалось достатком. Промышленность страны была слабо развита, доминировало кустарное производство. Китайские города были, как правило, одноэтажными. Даже столица Китая была в основном малоэтажным городом, по улицам которого двигались тысячи пеших людей.

В условиях назревших преобразований основной целью руководства КНР стала разработка нового политико-экономического курса, способного привести к качественным изменениям в обществе и улучшению общего состояния государства. Необходимо было разработать государственную стратегию развития, которая бы вместе с

См.: Нейсбит Джон и Дорис. Китайские мегатренды. М., 2012, с. 20.

комплексом реформ сумела превратить Китай в страну с гибкой политической системой, развитой экономикой, а также высокой культурой, наукой и образованием. Формирование концепции политического курса китайского руководства, нацеленного на модернизацию, явилось итогом длительного поиска идей, разработки программ, техник и методов, выразившихся в теории социализма с китайской спецификой.

В исследованиях по истории КНР подчёркивается, что с 1949 г. Китай прошел путь «сочетания марксизма-ленинизма с реальной действительностью Китая» и на этом пути совершил «два исторических скачка», ставших «двумя важными теоретическими достижениями». Первое из них касается теоретических принципов и итогов опыта китайской революции и строительства социализма, связываемых с именем Мао Цзэдуна, второе - «теории социализма с китайской спецификой», главным разработчиком которой является Дэн Сяопин.

Таким образом, концептуальной основой теории социализма с китайской спецификой является наследие К. Маркса, В.И. Ленина и Мао Цзэдуна1. Однако именно теория Дэн Сяопина до сих пор служит основой политического курса, осуществляемого руководством Китайской Народной Республики.

Огромное влияние на развитие КНР на начальном этапе, безусловно, оказала поддержка СССР, повлиявшая на появление лозунга, который стал девизом руководства КНР вплоть до середины 50-х гг.: «Сегодня Советского Союза - завтра Китая». Помощь со стороны СССР, его опыт и поддержка содействовали формированию экономического базиса для решения первоочередных задач жизнеобеспечения КНР. Как отмечал Дэн Сяопин, за это время была успешно проведена работа по восстановлению национальной экономики: осуществлена земельная реформа; упорядочена торгово-промышленная деятельность; в социалистическом духе преобразовано сельское хозяйство, кустарная промышленность, а также капиталистическая торговля и промышленность. В целом 1957 год значится в истории КПК как год успешного перехода от «новой демократии» к социализму2.

Однако и в этот период предпринимались попытки учесть в политической практике национальные особенности страны. Еще в 1938 г. Мао Цзэдун выдвинул задачу «китаизировать марксизм». В работе «Место КПК в национальной войне» он впервые обнародовал идею придания марксизму национальной формы: «У нашего народа многотысячелетняя история, у него есть свои особенности, он создал множество ценностей. В овладении всем этим мы пока еще являемся не более как учениками начальной школы. Современный Китай есть продукт всего прошлого развития Китая. Мы - сторонники марксистского подхода к истории, мы не можем отмахиваться от нашего исторического

1

См.; Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае: Речи и выступления. М., 2000.

2 См.: Краткая история КПК (1921-1991) / Под ред. Ху Шэн. Пекин, 1993, с. 946-948.

прошлого. Мы должны обобщить все наше прошлое - от Конфуция до Сунь Ятсена - и принять это ценное наследие. Это будет большим подспорьем для руководства нынешним великим движением. Коммунисты являются сторонниками интернационального учения -марксизма, однако марксизм мы сможем претворить в жизнь только с учетом конкретных особенностей нашей страны и через определенную национальную форму»2.

Китайское руководство во главе с Мао Цзэдуном вплоть до конца 50-х гг. следовало линии сотрудничества и союзных отношений с СССР, в том числе на основе Договора о дружбе, союзе и взаимопомощи, подписанного 14 февраля 1950 г. Однако затем произошло осознание того, что следование советской модели развития не позволяет КНР быстро преодолеть отсталость страны и выйти на передовые позиции в мире. В Китае начался поиск собственного пути развития.

Таким образом, уже в конце 50-х гг. стали происходить перемены в идеологии реформирования. Во время развернутой по инициативе Мао Цзэдуна «великой пролетарской культурной революции» были ликвидированы сторонники прежней советской модели развития, выдвинута задача ускоренного построения «социализма бедности» путем интенсивной идеологической работы с населением и милитаризации страны. Во внешней политике Китай в 1969-1976 гг. окончательно разорвал отношения сотрудничества с СССР и его союзниками, от тотальной борьбы с империализмом перешел к сотрудничеству с ним и даже созданию антисоветского альянса с США. Однако эта политика, как показала жизнь, также не принесла КНР желаемых результатов. Поиск продолжился. Он привел, в конце концов, к формированию стратегии самостоятельного и независимого развития и невступления в

о

союзнические отношения с большими державами3.

В конце 70-х гг., после смерти Мао Цзэдуна, уже под руководством Дэн Сяопина началось коренное переосмысление развития страны за предшествующие 30 лет. Переломным считается декабрь 1978 г., когда было официально закреплено «перемещение центра тяжести работы на осуществление социалистической модернизации»4.

Вице-президент Академии общественных наук Китая Чжоу Ян на семинаре в 1979 г. признал, что «представления о социализме еще весьма недостаточны. Социализм еще в очень большой степени требует от нас изучения, поиска и практики, чтобы путем сравнительного исследования всех форм социализма найти один самый лучший социалистиче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком